Но настоящего признания режиссер, сценарист и композитор добился только в жанре фильмов ужасов, где ему не было равных. И лучшим среди всех его творений до сих пор остается фантастический кошмар «Нечто», ставший такой же классикой, как и «Чужой» Ридли Скотта. Несмотря на то что фактически Карпентер снимал ремейк более ранней ленты 1951 года, которая, в свою очередь, являлась экранизацией рассказа Джона Кэмпбелла «Кто ты?».
Увы, начиная с 90-х, Карпентер «умер» для кинематографа. Печально, что такой талантливый и плодовитый режиссер внезапно потерял вдохновение и превратился в живую пародию на самого себя. Тем не менее его лучшие работы продолжают вдохновлять коллег и по сей день.
…Год 1982-й. Спокойствие на Южном полюсе нарушается громкими взрывами и стрельбой. То не русские празднуют Новый год, а соседствующие с американской исследовательской базой норвежцы устроили охоту на беззащитного песика, со всех ног улепетывающего от преследующего его вертолета.
Безумный скандинав сажает вертушку на территории соседей, но не успевает прикончить пса, сраженный метким выстрелом бывшего вояки Гарри. Поболтать с трупом не получится, поэтому перепуганные обитатели базы теперь вынуждены только гадать, какая нечистая свела с ума уравновешенных северян.
Срочный вылет на норвежскую станцию лишь прибавил неразберихи. Обнаружив на месте лишь изуродованные тела и обгоревшие останки зданий, пилот вертолета МакГриди решает захватить с собой особо обезображенный труп, дабы дома в нем покопаться. Судя по всему, скандинавы не теряли время зря и раскопали в близлежащей снежной пустыне нечто инопланетное. И отнюдь не дружелюбное. Но причины их ужасной смерти по-прежнему неизвестны.
Вскрытие останков показало наличие в крови человекоподобного существа странного вируса, пытающегося не просто захватить чужое тело, но имитировать иную форму жизни. Эта имитация настолько схожа с оригиналом, что американцы тут же вспоминают о «бедной собачке», спасенной ими утром. И вскоре оказываются во власти кошмарного «нечто», которое подстерегает своих жертв в укромных уголках базы и тихой сапой вселяется в горемычных.
Кто теперь человек, а кто пришелец? Подозрение падает то на одного, то на другого члена команды, и на поверхность всплывают прежние обиды и недомолвки, что только на руку злобному монстру, мечтающему вырваться из заснеженной Антарктиды. Однако МакГриди не намерен выпускать инопланетную заразу на волю и готов дать твари последний и решающий бой…
Ах, сколько нам открытий чудных… Хотя нет, стоп. Каких таких открытий? «Нечто», если взять в руки лупу — проект насквозь вторичный. Мало того, что это ремейк фильма, так еще и литературный оригинал имеется. Правда, последний был сценаристом Биллом Ланкастером больше учтен, нежели использован. Да и зеленый свет фильму Карпентера дали только после того, как экраны и зрительский мозг «взорвал» «Чужой» Ридли Скотта. Так вот оно что, подумалось продюсерам, и к выходу срочно начали готовить с десяток схожих картин, в том числе и «Нечто».
Что делает фильм действительно жемчужиной жанра, так это союз трех неординарных личностей, работавших над ним.
Разумеется, без Карпентера никуда. Режиссерская длань видна на всех деталях этого шедевра. Только он умел в те годы так филигранно накалять обстановку, нагнетать жути и привлекать для создания эффектов лучших спецов, вроде Роба Боттина (коему тогда стукнуло 22 года) или Стэна Уинстона.
Под номером вторым и лишь по порядку, но не по значимости, ставим яркого и харизматичного актера Курта Рассела. Да, здесь ему, конечно, тесновато в рамках жанра. Ни похохмить, ни подурачиться, как в «Побеге из Нью-Йорка» или «Большом переполохе в маленьком Китае». Приходится делать серьезное лицо и громить поганых пришельцев. Но Рассел, пускай и с пышной растительностью на лице — это знак качества. До сих пор.
И в «Нечто» он однозначно перетягивает на себя одеяло, хотя в кадре немало отличных исполнителей. Таких как Кит Дэвид («Взвод», «Столкновение»), Уилфорд Бримли («Кокон», «Фирма»), Дональд Моффет («Невыносимая легкость бытия»). Даже любимая жена Карпентера, актриса Эдриенн Барбо, хоть и не появилась в кадре (в картине вообще нет женских персонажей), но свой голос проекту подарила.
Третьим вкладчиком в успех картины стал композитор Эннио Морриконе. Вообще-то, Карпентер всегда писал музыку сам. Вспомните хотя бы леденящий кровь саундтрэк к его самой известной ленте, «Хэллоуину». Но в этот раз доверил столь важную составляющую настоящему профи. Морриконе не подвел, стараясь при этом соответствовать карпентеровским мотивам. Получилось не то чтобы лучше. По-другому.
Если включить в себе педанта, то параллелей с «Чужим» найдется — хоть отбавляй. Это и останки корабля пришельцев, раскопанного настырными скандинавами (кстати, в хронике, которую просматривают герои «Нечто», использованы кадры из оригинального фильма 1951 года), и однозначно зловредная инопланетная форма жизни. Какие к черту «первые контакты» и обмен знаниями? Им Землю на блюдечке подавай. И желательно без надоедливых людишек, вечно сующих свой нос куда не следует. И здесь «Нечто» явно переигрывает предшественника, ибо помимо фантастической и драматической составляющей предлагает зрителю почти детективный сюжет.
Если «чужой» тупо жрал и вселялся в человеческие тела для размножения, то «нечто» Карпентера — механизм куда более элегантный и нелинейный. Его тактика внедрения и последующих манипуляций чужеродным организмом достойна восхищения. Этот же способ, только в более развлекательном аспекте, Голливуд использовал в более позднем фантастическом фильме «Скрытые» с участием Кайла МакЛоклена («Твин Пикс»).
Главной интригой для зрителя при просмотре «Нечто» становится выяснение подмененной личности. А уж сцена с тестированием крови и вовсе заставит вздрогнуть самых бывалых фанатов жанра. Это, конечно, не десять негритят мадам Кристи, но и не банальное пиршество плоти, коим сегодня частенько подменяют отсутствие свежих идей.
Жаль, Карпентер не догадался посвятить в сюжете больше времени истории происхождения инопланетной твари. Зрителя как бы ставят перед фактом: есть монстр, и с ним надо бороться. Да и открытый финал многим не пришелся по вкусу, хотя режиссер всегда любил в концовке показать кукиш.
Частично недочеты хоррора «Нечто» 1982 года выпуска исправил приквел Маттиса ван Хейнигена, вышедший на экраны в 2011. Там как раз рассказывается о том, как норвежская экспедиция наткнулась на потерпевший аварию звездолет и как плачевно их находка сказалась на закаленном скандинавском здоровье.
Увы, предыстория получилась жидковатой, хотя атмосферу ее создатели скопировали умело. Жаль, не получилось перенести и все остальные компоненты.
Несколько крайняя, даже экзальтированная точка зрения. Даже не хочется спорить, тем более в преддверии праздников, с сентенциями...