Первые игры для обучения чтению — это игры-звукоподражания. Попробуй пожужжать, как пчела. Поговорим на пчелином языке: «Давай друЖЖЖить! Ты где ЖЖЖивёшь? Я ЖЖЖиву в этом ЖЖЖилище. Приходи ко мне в гости. Я угощу тебя мороЖЖЖеным».
Когда ребенок научится протягивать звуки в словах, можно предложить новую игру «В магазин». «Продавец» — взрослый, а ребенок покупает, но только те предметы, которые начинаются с определенного звука, например, [к]: капусту, картофель, но не купит помидор. Другая игра «Нагрузим корабль». На корабль также можно поместить слова, которые начинаются со звука [к].
Удобны и полезны игры в доктора Звукова, который помогает вылечить слова. Так, мишка может не выговаривать некоторых звуков, а ваш малыш сможет вылечить его. Мишка говорит: «У слона ффобот». Ребенок определяет, какой звук надо лечить, какую скороговорку прописать. Здесь подойдет скороговорка: «Хохлатые хохотушки хохотом хохотали ха-ха-ха-ха-ха-ха».
Игра «Звуковое лото» требует находить слово с нужным звуком из заданных слов.
Важно научить различать твердые и мягкие согласные. Здесь поможет игра «Тим и Том». Тим — это маленький толстенький человечек. Имя начинается на мягкий согласный, поэтому Тим любит все, что начинается на мягкий согласный: щи, леденец, пюре. Том — это высокий худой человечек. Ему нравятся все слова, которые начинаются с твердого согласного: борщ, конфета, картофель фри. Помоги Тому и Тиму найти друзей среди животных: козленка, лисы, льва, тигра, кошки, собаки.
В игре «Заблудились в лесу» ребенку легче найти ударный звук. Мы тянем ударный гласный.
Выделять все звуки в словах поможет игра «Дом звуков». В доме живут слова. В каждом окошке по звуку. Засели слова в домике.
Полезные игры помогают открыть секрет чтения: мы забегаем глазами вперед и смотрим на следующую гласную. Гласные буквы У и Ю обозначают один и тот же звук [у], но буква У дает команду «Читай твердо», а буква Ю — «Читай мягко». Это тайна слияния согласного и гласного.
Одновременно с играми в звуки начинайте показывать и буквы. Начните с согласных. Их легче выговаривать.
При обучении чтению помните правила безопасности: первое и главное правило — показывая ребенку букву, надо произносить не ее алфавитное название, а звук, который она обозначает. Старайтесь тянуть этот звук. Второе правило — наши буквы не иероглифы, которые обозначают слова. Буквы обозначают звуки. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы рядом с буквой было несколько предметов, название которых начинается на соответствующую букву. Например, М: мыло, машина, мышка.
Пока ребенку нет ещё 6 лет, важно приложить все старания, чтобы развить мелкую моторику, укрепить детскую руку и пальчики. Рисование и лепка, конструктор, мозаика, вязание, вышивание сделают их послушными, подготовят к каллиграфическим упражнениям. Лучше косвенно подготовить его успех.
Зарождающийся интерес к чтению — вот все, что требуется для того, чтобы, отправляя ребенка в школу, вы не беспокоились хотя бы об уроках чтения.
Успехов в развитии ребенка!
Литература:
Хорошая и нужная статья. В особенности про то, как надо правильно произносить звуки. А то детишки даже в школе потом путают, где звук, а где - буква.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Когда сын начал читать слова, мы стали играть в "клад"- я писала записки с указанием, где искать следующую, и прятала по всей квартире, в конце ждал маленький приз, обычно "Киндер-сюрприз".
0 Ответить
Все написано правильно. Только расчитанно на дете с хорошо развитыми речевыми способностями и любопытством к познанию. А таких оооочень мало. А так , все правильно и не стандартно. Спасибо.
0 Ответить
любопытство к познанию у малых детей - инстинктивно. Речевые способности становятся развитыми, если их развивают. Родителям только надо малость поработать. Вот уж где вложения мигом оправдаются!
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Совершенно верно, дети познают окружающий мир инстиктивно, впитывают информацию, как губки. Для ребенка это единственно возможный способ существования. Нелюбопытные дети появляются в результате упорных многолетних стараний родителей, которые настойчиво убивают в своем ребенке жажду познания бесконечными запретами: не ходи, не трогай, не делай, не мешай, помолчи и т.п. А потом жалуются, что их дитя не хочет читать, плохо учится, ничем не интересуется.
Напротив, чем больше у ребенка возможностей познавать, чем больше вокруг всяких интересных вещей, чем больше родители уделяют времени играм со своим малышом, тем активнее ребенок будет развиваться.
1 Ответить
Еще можно нарисовать яркими красками буквы на листах бумаги и развесить их по стенам. Ребенок будет с интересом разглядывать плакаты, а маме в этот момент нужно показывать на буквы и называть их. Так малыш выучит буквы, сам не подозревая о том, что он уже учится. Потом можно сделать такие плакаты со словами, фразами, цифрами.
Помните историю из жизни Софьи Ковалевской, знаменитого математика? Когда Софья была ребенком, родители оклеили одну стену детской комнаты страничками из учебника математики, потому что не хватило обоев. Софья часами разглядывала странички, пытаясь понять, что там написано. Потом профессора удивлялись, с какой легкостью девушка схватывает сложные формулы, а самой Софье казалось, что она не учит новый материал, а вспоминает то, что давно ей известно.
1 Ответить
Я использовала идею Сесиль Лупан _ не просто рисовала буквы ,а помещала внутри картинку. Буква Ка рисовала карандашом, а буква А - домик для кота, который спрятался от дождя. Затем у детей спрашивается : Кто рисует карандашами ?(К) Кто спрятал букву А?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Так это про то, как писать. а читать?
0 Ответить