• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Роман Павлов Профессионал

Что нужно знать, если решили прыгнуть с парашютом?

Главное — решиться! Немногим мужчинам присуща такая сильная черта характера, как храбрость и решимость. Да и не каждый отважится шагнуть на 800−1000-метровой высоте в голубой проём самолёта-вертолёта. По статистике почему-то именно «слабая» половина человечества просто мечтает хоть раз в жизни совершить этот, по мнению некоторых, безрассудный поступок.

Eduard Kyslynskyy, Shutterstock.com

Главное, чтобы в этот момент за спиной был проверенный и верный друг-парашют, а душа не дрогнула в последний момент.

Приступим!

Самое первое, что хотелось бы посоветовать «перворазнику», это не забывать, что вы пока всего лишь новичок. Никаких безрассудных поступков, всё по инструкции и только после команды.

Первый ваш прыжок вполне может сразу стать самостоятельным, то есть с 800 метров, без инструктора и с принудительным раскрытием парашюта, либо всё же в тандеме с инструктором, но с большей высоты. Всё будет зависеть только от вашего понимания и восприятия ситуации.

О подготовке

Спешу заметить, что самый первый ваш прыжок не обойдётся без предварительной подготовки в школе парашютизма либо в аэроклубе.

Вы обязательно должны будете пройти короткий инструктаж на поле. Если в ваших планах всего один прыжок, то данной экспресс-подготовки будет вполне достаточно. С обыкновенным десантным парашютом типа Д1−5у или Д6 всё намного проще. Но если всё-таки вы по-настоящему загорелись стать профессионалом в данной области и прыгнуть с «крылом», то подобных «полевых учений», конечно же, не хватит.

Инструктор — он же учитель

Во время инструктажа внимательно слушайте всё, о чём говорит инструктор. От этого может зависеть, насколько удачным окажется ваш прыжок. На собственном примере могу сказать, нештатные ситуации, к сожалению, случаются. И нужно знать, как из них выйти достойно, либо вообще не допустить оных. Так что не стесняйтесь задавать любые интересующие вас вопросы специалисту. Он просто обязан отреагировать на них и всё разложить по полочкам.

Не пейте для храбрости…

Нельзя упускать из виду и тот факт, что при осуществлении парашютных прыжков существуют противопоказания. Укажу основные из них.

1. Соискатель (вы) не должен быть обременён какими-либо серьёзными хроническими заболеваниями, например, такими как сердечно-сосудистые и психические.

2. Из ряда вон плохое зрение также не есть хорошо. Очки могут повредить глаза, а линзы могут быть выбиты сильным потоком воздуха. Скорость падения с высоты 800 метров равна 5−8 метрам в секунду.

3. После любых недавних переломов в течение года прыжки также противопоказаны.

4. Ни о каком прыжке с парашютом не может идти речи, если вы употребили алкоголь, и неважно в каком количестве.

5. Сахарный диабет — существенное препятствие на пути к вашей мечте, равно как эпилепсия и любые проблемы, связанные с координацией движения.

6. Вес и возраст также играют важную роль. Надо знать, что парашютные прыжки разрешены соискателям не младше 6 лет и имеющим вес не менее 40 и не более 95 кг.

Помните, укладывать ваш парашют должен именно ваш инструктор. Набирая в свою группу желающих, он отвечает за каждого своего подопечного.

Экипировка — не последнее дело

Не лишним будет напомнить об экипировке. Неважно, лето на улице или зима, плотная и удобная одежда с длинными рукавами и длинными брючинами, заправленными в высокие берцы, — лучшее спасение от любых нештатных ситуаций. Обувь должна быть прочной и на толстой подошве, надёжно фиксирующей голеностоп. И не забудьте про перчатки, они вам очень пригодятся.

Собственно, сам прыжок

Прыжок скорее всего будет осуществляться с самолёта (Ан-2(12) или Яка), хотя кое-где и с вертолёта Ми-8. Всех парашютистов инструктор рассадит, согласно их весовой категории — самые тяжёлые идут первыми. Самолёт по кругу набирает высоту. Инструктор после сообщения командира экипажа о соответствующей высоте (2 коротких сигнала зуммера) открывает люк и знаками показывает очерёдность прыжков.

Перед прыжком руки должны быть скрещены на груди. По команде инструктора — прыжок вперёд. Открытие парашюта сопровождается небольшим рывком вверх. Поднимаем голову, убеждаемся, что парашют вышел правильно. Стягиваем чулки на стропах вниз — для увеличения площади купола. Вот и всё. Наслаждайтесь красотами с высоты птичьего полёта.

Приземляйтесь правильно

Перед приземлением приготовьтесь, сомкнув ноги, слегка расслабив и полусогнув в коленях. Подбородок обязательно прижать к груди. Посадка должна быть осуществлена на обе ноги одновременно. Она подробно отрабатывается еще до вылета, примените свои знания.

Всё, сгребайте парашют в сумку и отправляйтесь к месту укладки.

Поздравляем! Вы стали ещё одним покорителем небесного океана.

Статья опубликована в выпуске 15.07.2012
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (25):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Нет, лучше уж сигануть без парашюта с 12го этажа, когда все достанет. Раз - и все. И никто над тобой не стебется потом за неправильное приземление, и ссадины и ушибы зеленкой мазать не надо... и не больно, и не стыдно. Главное, чтоб не откачали и чтоб не выжить и не остаться инвалидом.

    • Мария, когда всё достанет, всё таки прыгайте с парашютом и с самолёта, потом это "всё" неделю Вас не будет доставать...

      Оценка статьи: 3

      • Мария Семенихина Читатель 15 июля 2012 в 21:04 отредактирован 15 июля 2012 в 21:06 Сообщить модератору

        Андрей Шостак, переломы так быстро не заживают. Хотя да, конечно, стать инвалидом - хорошая плюха для того, кто до этого не ценил, какими благами пользуется на халяву. После инцидента с Анной Дроновой (так, кажется, звали спортсменку - СПОРТСМЕНКУ! - из гатчинского аэроклуба, которая превратилась в инвалида после очередного прыжка по вине инструктора) - скажем дружно, нафиг нужно.

  • Владимир, да наверно я и сгустил краски, пытался расширить тему «Что нужно знать, если решили прыгнуть с парашютом?». Да внештаток очень мало, я уже говорил. Д5 очень надёжный парашют.

    Плюсов на самом деле намного больше. Первое – это сильный позитивный эмоциональный всплеск, никакой фильм, никакое земное приключение не даёт такого эффекта. Ощущений хватит до конца жизни. После первых 3-х прыжков меня колбасило 2 недели в лучшем смысле этого слова. Говорят, круче этого может быть только полёт в космос. У многих после первых прыжков серьёзная переоценка ценностей или вообще их приобретение. Картинку открытого люка я в деталях помню до сих пор, этот шаг был запоминающимся на всю жизнь.

    Но будьте осторожны небо цепляет, небо – магнит, однажды попав в его притяжение, Вас будет тянуть туда всегда… но это тема для отдельной статьи.

    Ещё раз повторяю, ПРЫГАЙТЕ!!! Это классно и безопасно.

    Оценка статьи: 3

  • Нештатные ситуации:
    Перехлёст. Самый распространённый баг после раскрытия. Во время вытягивания стабилизатором купола, какая то из строп оказывается поверх купола и естественно «делит» купол на 2 части уменьшая его наполнение и увеличивая скорость приземления. Главное не паниковать, времени есть 1-2 минуты, нужно определиться с ближайшими к перехлёсту стропами и пытаться их поочерёдно подтянуть, пытаясь сбросить стропу-виновницу, если перехлёст не глубокий то вполне реально, при этом будет серьёзно крутить, поэтому смотреть только на купол, а то закружиться голова.

    Если перехлёст глубокий то шансов очень мало, нужно готовиться к раскрытию запасного, тут тоже всё не просто. Для наполнения запасного нужна скорость, а у нас её нет, перехлёстнутый купол в данном случае проблема, он вроде как уменьшает скорость приземления, но не настолько, чтоб не разбиться. Можно перерезать стропы основного, но на это нужно время. Поэтому открываем запасной. И не смотрим, как он раскатывается вниз, как скатерть, а хватаем его и бросаем чем подальше от себя, тем самым подставляя его набегающему потоку. Если запасной повиснет, может не хватить времени для его наполнения, или он начнёт наполняться, поднимаясь вертикально вверх путаясь с основным куполом - будем иметь два нераскрывшихся парашюта. Или самое весёлое запасной пройдёт под нами и наполнится за спиной, тогда приземляться, будем в позе: \___/0> или вниз головой, что как понимаете здоровью не на пользу…
    Главное спокойствие.

    Оценка статьи: 3

    • Андрей Шостак, после статьи захотелось прыгнуть. После этого комментария - спасибо, уж лучше я по земле, а летают пусть архангелы

      • Олег Антонов, прыгать с парашютом не намного опаснее чем ездить на маршрутке по Москве, нештаток на самом деле бывает не много, а травматизм если и случается то на 99% по вине самого прыгуна, поэтому и в статье об этом говорится "никакой самодеятельности". Я уже не прыгаю и не летаю 18 лет, но они до сих пор мне сняться, и на смертном ложе я буду вспоминать именно первые прыжки и первые полёты потому как более яркие впечатления трудно найти...

        Так что прыгайте и почувствуйте настоящий вкус жизни!!!

        Оценка статьи: 3

        • Андрей, Вы напрасно смутили окружающих нештатными ситуациями. У нас за два года (в трех дивизиях) было 1 нераскрытие, и то человек ушел по пояс в болото (зимой). Доставали с помощью техники.
          С наступающим августовским Ильиным Днем! За ВДВ!

          Оценка статьи: 3

  • Виталий Ежов Читатель 15 июля 2012 в 08:43 отредактирован 27 мая 2018 в 19:04 Сообщить модератору

    По команде инструктора – прыжок вперёд, руки в разные стороны, словно готовы обнять весь мир
    Обращаю внимание редакции журнала на полнейшее незнание предмета. Следуя таким советам перворазнику только и останется, что вспоминать как раскрывается запаска! Руки скрещены на груди, скрещенными и остаются даже после того, как дернул за кольцо, причем одним резким движением, ибо может закрутить. Может и прыгать надо как показывают в боевичках? В позе "обнимаю весь шар земной"? Чтобы стабилка между ног прошла и основной купол вообще не вытянула? Дилетанты..

    • Виталий Ежов, согласен с Вами Этот момент я не учел в своем комментарии. Руки должны оставаться скрещенными на груди или быть на стропах, в момент руления. А ноги нужно подтягивать перед приземлением.
      Очевидно, автор насмотрелся затяжных прыжков с принудительным раскрытием...

      Оценка статьи: 3

  • Владимир Старцев Владимир Старцев Читатель 15 июля 2012 в 08:19 отредактирован 15 июля 2012 в 08:21 Сообщить модератору

    Неплохая статья для начала.
    Считаю нужным добавить - для тех, кто только собирается сделать свой первый прыжок:
    1. Ошибочка в тексте - практически всегда прыжок осуществляется с 2-мя парашютами, второй ПЗ ("запаска") на животе. "С нами Бог и два парашюта" - говорят в ВДВ. "Шпильку" ПЗ выключаете на 400 метрах или это сделает за Вас автоматически аппарат на подвесной системе.
    2. Одежду нужно подбирать непродуваемую. И обязательно без карманов, чтобы подвесная система и рука, дергающая кольцо к правому берцу, не зацепилась за препятствие на высоте.
    3. Ничего не сказано о развороте по ветру перед приземлением, перед тем как "удариться" об землю. А ведь это практически основной элемент, снижающий вероятность травматизма.
    4. Никто не даст Вам сразу совершать прыжок с "крылом". Там особенная техника, и нужно будет потренироваться на Д-6. Хотя его зовут "дубом", для начала это более безопасная конструкция.
    5. В ВДВ есть выражение: "Прыжок с парашютом не самоцель, а средство вступления в бой", Отнеситесь к прыжку ответственно на земле: в воздухе будет некогда.
    6. И последнее. В.Ф. Маргелов говорил: "Небо лечит". Если уж вы собрались совершить прыжок, сделайте это. Ощущения непередаваемые, хочется петь и балдеешь от внезапной тишины, наступившей в ушах. Будете помнить всю Жизнь!..

    Оценка статьи: 3

  • ...оооо вспомнил молодость. Первый прыжок, всё как в тумане. Думаете страшно, когда прыгаешь первый раз? Нет по-настоящему страшно второй, потому как чётко без "романтики" понимаешь, как всё будет на самом деле...

    Первый прыжок - коктейль смешанных чувств интереса, интриги, восхищения, ожидания необычного и простого любопытства, страху остается мало места и его, потом просто не помнишь... На второй прыжок с ужасом садишься в самолёт, хорошо осведомленный, что тебя ждет через 20 минут. 20 минут ада, по 10 раз проверяешь ремни, туда-сюда регулируешь ремешок шлема, суета с паническим страхом.

    Инструктор энергично толкнет тебя в проём, свист в ушах и резкий ветер заставляет слезиться глаза, 501-502-503 рвешь кольцо, резкий рывок ремней на бёдрах (мужикам бывает не сладко), приступ небольшой тошноты от раскачивания и короткой перегрузки, секунд 5 нервно вспоминаешь чего там по инструкции нужно делать, поправляешь всё что съехало, зажалось или пытается слететь, взгляд вверх, нету ли перехлёста. ФУ_У-У почти пронесло... а времени нет.

    800 метров на самом деле не большая высота и расслабится практически некогда, только раскрыт парашют, обязательно следим за нижним парашютистом (если мало каши ел и ты не первый из отряда), не дай бог попасть в зону разрежения купола нижнего прыгуна, догонишь его за секунду, погаснут оба купола, всё хана.

    Дальше нужно отключать автомат открытия запасного (вытянуть тросик из карабина), а то на 400 метров вывалится и будут проблемы. Только прошёл высоту 300 метров, оперативно нужно готовиться к приземлению, скорость не слабая и приземление боком грозит носилками. Пытаешься развернуться по ходу сноса, дёргая за стропы, Д5 практически не реагирует и эти танцы парашютистов, кто видел, тот в цирке не смеётся.

    Ну вот земля стремительно приближается: ноги вместе полусогнутые в коленях трава набегает и ХРЯСЬ!!!... Ещё не всё, пока купол не погас, может покатать как придётся (вернее чем придётся) трава, а особенно земля хороший абразив, если метров 20 протащит, зомби будут тебе завидовать. Поэтому определяем где верх а где низ, в буквальном смысле этого слова, что бывает нелегко после того как при касании пошёл кубарем. Тянем, обдирая кожу ИМЕННО нижние стропы купол гаснет, ну вот и всё, сердце стучит, пот льётся, живой, ноги целы... начинаются эмоции.

    Оценка статьи: 3

  • Мария Семенихина Читатель 15 июля 2012 в 01:16 отредактирован 15 июля 2012 в 01:17 Сообщить модератору

    Убедиться, что парашют вышел правильно... А если он вышел НЕПРАВИЛЬНО? Попытаться взлететь обратно в самолет? Или, не рыпаясь, читать отходную?

    • Мария Семенихина, к сожалению, обратно вернуться не получится. Но и мимо Земли не пролетишь.
      По ходу формируется купол и парашютистом раскручиваются стропы, если произошел их перехлест. Каждый парашютист имеет с собой нож-стропорез, который можно использовать для полного раскрытия основного купола

      Оценка статьи: 3

  • Олег Антонов Аксакал 15 июля 2012 в 00:36 отредактирован 15 июля 2012 в 00:36 Сообщить модератору

    Роман Павлов, Скорость падения с высоты 800 метров равна 5-8 метрам в секунду.
    Непонятное предложение. Если скорость падения без парашюта, то сильно преуменьшено. Если с парашютом, то зачем сказано про 800 метров, высота в этом случае значения особого не имеет.
    Всех парашютистов инструктор рассадит, согласно их весовой категории – самые тяжёлые идут первыми. Уж так заведено.
    Из этой фразы можно сделать вывод, что это какое-то парашютное суеверие. Однако все просто - если более тяжелые будут прыгать позднее, то вполне могут догнать более легких и сесть им на купол.

    • Олег Антонов, стандартная высота для отделения, стабилизации, раскрытия, и приземления с погашением купола рассчитана на 800 метров.
      В самолете рассаживаются именно согласно весовым категориям: радисты с рациями выходят в люк первыми, легкие люди маленького роста отделяются последними.
      Несколько иная рассадка и отделение из самолетов с двусторонним люковым десантированием (например, ИЛ-76)

      Оценка статьи: 3

      • Владимир Старцев, а я и не спорю, вопрос только в построении предложений.
        Несколько иная рассадка и отделение из самолетов с двусторонним люковым десантированием (например, ИЛ-76)
        А какой процент новичков-любителей прыгает из ИЛ-76?

        • Олег Антонов, это для информации. Новичков пускают только из Аннушки. Но впечатлений итак хватает. У ИЛ-76 скорость отделения в зону десантирования покруче будет. Не каждый новичок справится с воздушным потоком. У меня выход из люка ИЛ-76 был 10-м.

          Оценка статьи: 3