Она была населена в основном финноугорскими народами: водью, карелами, финнами и ижорами.
Ижора — это самоназвание народа, расселенного в начале 18 века по левому берегу Невы и Южном берегу Финского залива от реки Лавы до реки Нарова.
Шведы называли этот народ инграми. Поэтому шведское название этой земли — Ингерманландия (страна ингров) или Ингрия — оставалось уже после окончания Северной войны в ходу в России. Потом она стала называться Ижорским княжеством.
Некоторые древние селения русские переселенцы называли Ижорой, что и осталось в топонимике Ингрии — Петербургской губернии.
Больше всего ижоры жило рядом с будущим Царским Селом, например сохранившийся до настоящего времени в черте Петербурга поселок Усть-Ижора, и рядом еще разные Ижоры (на железной дороге есть станция).
Такая же почтовая станция Ижора находились на московской дороге, по которой ехал Пушкин, возвращаясь из села Бернова Тверской области, где он отдыхал в 1825 году у своих знакомых Вульфов, с младшим из которых он подружился и даже поехал в одной карете до Петербурга.
Но на день он остановился в городе Старица (кстати, это мой родной город, поэтому эту историю мы учили в старицкой школе на уроках литературы), где он был очарован на бале дочерью старицкого исправника Катенькой Вельяшевой.
И она, взглянув пару раз на него своими необыкновенными глазами цвета отражающегося в Волге летнего неба, оставила на него такое неизгладимое впечатление (а наши старицкие девушки такие), что после долгой дороги от Старицы через Торжок до Петербурга он был под впечатлением этой встречи на бале в Старице. И поэтому:
«…Подъезжая под Ижоры,
Я взглянул на небеса
И воспомнил ваши взоры,
Ваши синие глаза.
Хоть я грустно очарован
Вашей девственной красой,
Хоть вампиром именован
Я в губернии Тверской,
Но колен моих пред вами
Преклонить я не посмел
И влюбленными мольбами
Вас тревожить не хотел.
Упиваясь неприятно
Хмелем светской суеты,
Позабуду, вероятно,
Ваши милые черты,
Легкий стан, движений стройность,
Осторожный разговор,
Эту скромную спокойность,
Хитрый смех и хитрый взор.
Если ж нет… по прежню следу
В ваши мирные края
Через год опять заеду
И влюблюсь до ноября».
Впоследствии поэт заезжал в «эти милые края» в Старицу и Берново, но он уже был в ранге влюбленного мужа (и такое бывает), поэтому он пишет жене Наталье в августе 1833 года, проезжая через вульфовские поместья: «Вельяшева, мною некогда воспетая, живет здесь в соседстве, но я к ней не поеду, зная, что тебе было бы это не по сердцу».
Вот таким деликатным «вампиром» оказался поэт Пушкин. Но прославил почему-то не город Старицу Тверской губернии, а село рядом с Петербургом — Ижору, где находилась последняя почтовая станция при въезде в столицу на берегу реки Ижорки (по-фински Инкерийоки — река ижор).
Другие же деревни Ижоры, по железной дороге к которым ехал не поэт, а герцог Тедди Мекленбургский — владелец Ораниенбаума в начале XX века — находятся километров за 100 от воспетой Пушкиным Ижоры.
Рядом с Ораниенбаумом сохранилось древнее село Большие Ижоры и маленькая деревня Малые Ижоры, разрезанная и уничтоженная кольцевой автодорогой (КАД) при въезде на дамбу и Кронштадт. Они расположены на Южном берегу Финского залива и исторически были заселены ижорой,
Есть и другая романтическая легенда происхождения названия нашей земли Ингрии: русский князь Ярослав Мудрый влюбился в дочь шведского конунга Олафа Шведского по имени Ингрид (Ингигерда). Чтобы она вышла за него замуж, в качестве свадебного подарка Ярослав подарил будущей жене город Альдейгьюборг (Ладогу) и окружающие земли, которые и получили с того времени название Ингерманланд («земли людей Ингигерд»).
А Ингигерда, или в крещении Ирина, была канонизирована 4 октября православной церковью под именем монахини Анны Новгородской. Мощи святой Ирины хранятся в новгородском Софийском соборе, и до сих пор действует посвященный ей монастырь, построенный Ярославом Мудрым, в другой столице Руси — Киеве.
Нашему великому русскому поэту, конечно, не под силу был такой щедрый подарок старицкой девушке с глазами небесного цвета. Но такова судьба бедных поэтов…
Но, тем не менее, любовь — вечна и прекрасна, если эти истории мы помним через века! Поэтому в начале октября в Ораниенбауме традиционно отмечается День Ингрии.
В этом, 2012 году, День Ингрии пройдет и окрестностях Ораниенбаума — в Петергофе и в Стрельне, где впервые, подхватив наш рамбовский почин, пройдет праздник «СТРЕЛЬНИНСКИЙ БЕРЕГ ИНГРИИ»:
7 октября 2012 года в Стрельне пройдут мероприятия, организованные Муниципалитетом совместно с библиотекой им. Ю. Инге. На спортивной площадке по адресу: ул. Театральная, 15 состоится Международная спартакиада по национальным видам спорта Ингрии. Начало: 11.00
В лекционном зале детской библиотеки (Стрельна, ул. Орловская д.2) в 14.00 пройдет праздник, посвященный этому событию.
В программе:
— Открытие фотовыставки художника Эдуарда Якушина.
— Книжный салон (презентации новых краеведческих книг петербургских издательств «Остров», «Гийоль», «Инкери», «Лики России»).
— Музыкальный аккорд ингерманландских финнов.
— Спортивные национальные шуточные состязания.
Все участницы праздника с именем Ирина (Ингрид, Ингрия) получат сувениры на память!
7 октября в Стрельне прошел праздник "Стрельниниский берег Ингрии".
Фотографии с этих праздников можно посмотреть в группах "Город Ораниенбаум" и "Муниципальная Стрельна" Вконтакте, а также в ЖЖ участников праздника.
0 Ответить
День Ингрии 5 и 6 октября 2012 г. прошел в Ораниенбауме и Петергофе.
6 октября в библиотеке Петергофа звучали старинные инструменты, поэты читали свои стихи на тему Ингрии, развернута экспозиция фотографий "Пейзажи Ингрии".
0 Ответить
Я понял, что статья не об истории, а о любви.
Поэтому не имеет значения то, что правильное название реки - Попова Ижорка, а Ижорского бульвара в Колпине отродясь не было. А представители народа ижора, действительно, в Колпине не жили вообще.
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Статья о другом - о любви и празднике День Ингрии
А впрочем надо было бы упомянуть все ижорские названия, в том числе и маленькая река Ижорка в Стрельне, которая даже не нанесена на карты. Поповская ижорка. Ижорский бульвар в Колпино. Футбольная команда "Ижорец". И так далее. Хотя в основном ижора живет не в Колпино, а Ломоносовском и Кингисеппском районе. Там же живет оставшаяся водь.
А в Ораниенбауме, который мне ближе всего, в основном жили кроме русских финны-ингерманландцы и немцы.
День Ингрии в Ораниенбауме прошел вчера 5 октября лекцией Ольги Коньковой и сегодня 6 октября спортивными состязаниями и выступлениями фольклорных коллективов на стадионе ФСК "Ораниенбаум".
В Петергофе в городской библиотеке прошла поэтическая встреча и подведение поэтического конкурса и фотоконкурса, посвященного Дню Ингрии.
Завтра 7 октября пройдет главный праздник в Стрельне, посвященный Дню Ингрии на Южном берегу.
С 11 часов будут футбольные соревнования, в 14 часов рядом с библиотекой им. Юрия Инге пройдет сам праздник, шуточные спортивные соревнования, выставка-продажа книг, выступления фольклорных коллективов, выставка картин Эдуарда Якушина и другие мероприятия.
Обещали хорошую погоду и золотую осень!
0 Ответить
Владимир!
Я в первую очередь писал о неправомерности термина "новгородско-ижорская дружина". Заслуги самого народа перед Русью я под сомнение не ставил. Про их вероисповедание писать стали Вы, а не я. А если бы писал я, то, конечно, бы написал, что Пелгусий был крещён в православие под именем Филипп.
А как Вы умудрились написать такую статью, не упомянув реку Ижора?
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Евгений, я чувствую в Ваших словах скепсис по отношению к военному искусству ижор, которые, как вы образно заметили, могли шведов только спящих перерезать.
Да и как относиться к финноугорскому народу, тем более язычникам, тем более нам - православным монахам, которые описывали эти события через десятки лет в Житие святого Александра Невского. Может быть даже шведы на правом берегу, испугавшись знамений, увиденным православным Пелгусием, сами себя перерезали во сне.
Хотя, если подходить с позиций логики, то на правом берегу также должна была происходить битва, не кролики же эти шведы, в конце концов, и победили рыцарей язычники ижоры, наверное, за счет своего воинского искусства. И это и сыграло главную роль в том, что шведы вынуждены были уйти с Невы, а не то, что Гаврило Олексич на левом берегу на коне вскочил на корабль шведов и чуть было не поцарапал католического епископа.
Еще труднее согласиться с тем, что язычники ижоры - туземцы, с точки зрения летописца, говорящие на непонятном языке защищали в течении нескольких веков Новгородское княжество с севера от набегов финнов (суми и еми), шведов и других любителей наживы, всегда оказываясь победителями в сражениях, жестоко наказывая нападавших и неся морскую стражу на обоих берегах Финского залива.
Но не расстраивайтесь, Евгений, через несколько веков после Александра Невского и вся ижора постепенно стала православной, т.е. толерантной.
0 Ответить
Дружина Александра была новгородской. "Новгородско-ижорская" дружина - это нонсенс. Ижоры поучаствовали в битве, по-видимому, весьма своеобразно: напав на шведский лагерь на правом берегу Ижоры и перебив спящих шведов. Сама же битва была на левом берегу. Александр, увидев мёртвых шведов на правом берегу, принял это за "божью помощь". Именно там была построена церковь.
Надо различать население Ингрии в XI-XIII вв. и Ингерманландии в XVII в. Коренных финских народов тогда уже было мало, а были в основном переселенцы из Финляндии (ингерманландские финны).
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Ижорская возвышенность или плато, отмеченное глинтовым уступом (самый крупный населенный пункт которого город Пушкин или Царское Село) было заселено еще с мезолита и даже с палеолита. В историческое время оно было заселено ижорой, впрочем расселение которого шире.
Ижора заселяла Ингрию от реки Нарва на западе до реки Лава на востоке, впадающей в Ладогу. На севере граница расселения ижор - река Сестра, на юге - Луга. Примерно в таких границах была шведская Ингерманландия в 17 веке.
Ижора заселяла оба берега Финского залива, что известно из летописей.
В 13 веке границы Новгородской земли охранялись "сторожами" ижор: в районе Невы, по обоим берегам Финского залива, находилась морская стража ижор.
Это известно из истории битвы новгородцев и ижор под предводительством Александра, прозванного впоследствии Невским, с католическими шведскими рыцарями, сумью, емью и муромой.
Александр выступил с малой дружиной, и многие новгородцы не успели присоединиться, так как князь очень спешил выступить. В битве при Усть-Ижоры участвовали ладожские ополченцы, в том числе - ижора во главе с Пелгусием. Они защищали правый берег Невы.
На рассвете июльского дня 1240 года именно старейшина Ижорской земли Пелгусий (некоторые ингерманландцы утверждают, что его фамилия была Пелконен), находясь в дозоре, обнаружил шведскую флотилию и послал доложить обо всем Александру.
На битву за Ижорскую землю (Водскую пятину) и ижорскую реку Ижору, и ижорские речки Большую и Малую Ижорку в районе Усть-Ижоры Александр воодушевил новгородско-ижорскую дружину речью, фраза которой дошла до наших дней и стала крылатой: "Братья! Не в силах Бог, а в правде!"
Но статья моя имела цель не искать ижорскую правду, а популяризировать праздник День Ингрии в районе других Ижор - на Южном берегу Финского залива, это Ижорское озеро, село Большая Ижора и деревня Малая Ижора, который пройдет 6 и 7 октября в в столице Ижорского княжества - городе Ораниенбауме (именно тут находится дворец и дача Светлейшего князя Ижорского и Герцога Ингерманландии генералиссимуса Меншикова), и его окрестностях - Петергофе и Стрельне. Все эти ижорские топонимы связаны между собой Ижорской военной железной дорогой, о которой у меня есть публикация в журнале "Школа жизни" и даже книга "Форпост Петербурга" в соавторстве с Константином Ульяночкиным и Дмитрием Митюриным.
Кстати, ижоры были непобедимыми воинами. Не было ни одной войны, которую они проиграли. Поэтому спортивные соревнования в День Ингрии в Стрельне 7 октября, такие как бросание резинового сапога на дальность, перетягивание палки между ног юноши и девушки, когда они стоят спинами друг к другу, финские городки, несут в себе милитаристическое значение...
А может и наоборот
Ведь ижора - самый певучий народ на Земле. Всего записано 140 тысяч ижорских песен, поэтому на каждого ижорца приходится самое большое количество песен. И все эти песни тоже послушаем 6 и 7 октября в День Ингрии на Южном берегу Финского залива.
0 Ответить
Слабая статья.
Неужели автор не знает о существовании реки Ижоры?! Именно с нею связаны многочисленные селения, включающие это название. Это же совершенно обычное явление в русской топонимике. Так же, как различные Славянки (Московская, Петро- и др.) названы по реке, а вовсе не по славянскому народу. Ижорки (Малая и Большая) - речки, впадающие в Ижору ниже города Колпино.
Ижоры жили в основном на Ижорской возвышенности, откуда берёт начало Ижора. В нижнем течении реки их практически не было. В районе Царского Села их тоже почти не было. Царское Село не на р. Ижоре. Усть-Ижора находится далеко от Ц.С. и названо естественно потому, что это устье р. Ижоры. Как Усть-Тосно, Усть-Славянка и т.п. Ям-Ижора стоит на р. Ижоре и Московском шоссе.
Оценка статьи: 3
1 Ответить
Вы, ребята, пошустрите в Мариенбурге и в гатчинском Аэродроме. Я лично знала там 3 больших семьи. Одна из семей - Копполовы, видимо Куопполы. Старшая уже жила в Питере, работала детским врачом, (это она вернулась живая после лагерей и даже свою девичью фамилию, выйдя замуж, не сменила, а только записала на русский манер.) Две другие семьи (ее родственники) репрессированы не были благодаря тому, что уже к 1941 году сменили по замужеству на русские русские. Но дома во всех трех семьях говорили на финском диалекте, просто религиозно хранили традиции, вели свою "черную книгу" репрессий против ингров. Собственно, через этих людей я и узнала о том, что творилось. Семьи крепкие были, традиционные - может дети и продолжают традиции. Если нужно больше информации, я дам еще маячки где их искать. Да даже здесь на ШЖ у нас есть, можно найти.
Флаг вам в руки, хорошее дело делаете. Спасибо.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо, Лаура! Живых носителей языка у некоторых народов, таких как водь и ижора, почти не осталось. Мне кажется, что самое лучшее, что можно сделать для народов, заселяющих территорию Ингрии - Санкт-Петербургской губернии - Ленинградской области и Санкт-Петербурга, это возвращение их истории и развитие их культуры.
В Ораниенбауме и окрестностях эту миссию взяли на себя в основном библиотеки.
5 октября в Ораниенбауме будет круглый стол, посвященный культуре ижор, води и финнов-ингерманландцев, подведение итогов конкурса народного творчества.
6 октября в окрестностях Ораниенбаума - в Петергофе в библиотеке пройдет поэтический вечер и фотовыставка пейзажей Ингрии.
7 октября еще подальше к Питеру в Стрельне в библиотеке им. Инге пройдет праздник, посвященный земле Ингрид, в том числе кидание сапога и перетягивание палки.
Так что на Южном берегу Финского залива, когда-то называемом Ижорской землей или Ингерманландией, пройдут разные мероприятия, которые закончатся уже Питере глубокой ночью. Каждый сможет найти в эти дни что-то для себя, сообразно настроению и настрою: от мемориальных встреч и краеведческих конференций до спортивных соревнований и фольклорных песен.
И конечно же выставка-продажа книг и сувениров с тематикой Ингрии.
0 Ответить
Спасибо за статью. И за вовлеченность в восстановление ингерманландской традиции. Мне только очень жаль, что не будет в празднествах скорбного мероприятия памятования почти поголовного числа ингров, высланных и репрессированных советской властью. Об этом не хотят помнить, не хотят принести извинения народу, согнанному со своих земель. Празднования - это, конечно,здорово. Но надо заставить власти признать геноцид ингров вплоть до компенсаций семьям выживших и погибших. Вот это будет чествование памяти народа. И потом можно уже поплясать и попеть, и сапогами покидаться.
Оценка статьи: 5
0 Ответить