• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Материалы от компаний
Максим Селинский Копирайтер

Как избежать книжного пьянства?

С изобретением Интернета, казалось бы, всё можно найти в бесплатных источниках информации, но люди всё-таки покупают книги. И это хорошо, если бы не так называемое книжное «пьянство». Для того чтобы успевать прочитывать больше, читатели стараются использовать техники скорочтения, фоточтения, быстрого чтения.

Dmitrijs Dmitrijevs, Shutterstock.com

Если уж покупать книги, то извлекайте из этого максимальную пользу.

Покупать нужно избранные книги:

• Книги экспертов или учебники.
• Книги, где есть практические инструкции и их можно применить здесь и сейчас.
• Книги, к которым необходимо получить доступ как можно в более короткий промежуток времени — такая книга должна лежать на столе, например справочник.
Остальную информацию вполне можно найти в свободном доступе или из альтернативных источников информации.

Формирование тезауруса — архиважный пункт для корректного формулирования запроса или при выборе книги

Первое, о чем нужно задуматься при формировании запроса в поисковую машину или при выборе книги для покупки, это: достаточным ли словарным запасом вы обладаете, чтобы корректно сформулировать запрос. Если словарный запас небогат, то о покупке дельной книги не может быть и речи (выбор книги будет вестись наугад).

Самый простой способ приобрести тезаурус (словарный запас) — это проштудировать учебник!

Непроизвольно или умышленно, каждый автор внедряет свою терминологию, занимающую ячейки памяти читающего, который становится глух для восприятия общепринятых терминов. Поэтому новую тему следует начинать с «букваря», а не с популяризаторов или профессиональных лекторов.
Приведу пример:
— НЛП-авторы ввели фразу «карта не есть территория» Людвига Витгенштейна — Альфреда Коржибски.
 — Автор «Транссерфинга реальности» ввел малопонятный термин «маятник».
 — «Фрирайтинг», «свободное мышление», — «эмоциональное мышление» — все эти термины придуманы, чтобы занять ячейки памяти читателей и сделать их глухими к общепризнанным терминам.

Ищите тех, кто квалифицированно рекомендует нужную книгу

Если нет возможности купить учебник, — попросите совета специалиста. Поищите на интернет-форумах — какие учебники (книги) там порекомендуют? Правда, на этом пути вас ожидают казусы. Под маской специалиста может скрываться дилетант (фанатик своего дела), поэтому лучше все-таки поискать учебники.
Приведу пример:
На каждом форуме о здоровом питании говорится о том, что соль вредна для здоровья. Давайте подумаем, как можно перепроверить этот довод… Кто больше всего должен беспокоиться о своём здоровье? Тот, кто находится в экстремальных условиях, например космонавты. Оказывается, космонавты употребляют соль и не придерживаются аскетических диет!
Это значит, что информация о соли бездумно копируется авторами методик о здоровом питании!

Вывод: Не забывайте об альтернативных источниках получения ценной информации

Ищите авторов, которые имеют интернет-сайты или электронные рассылки. Изучите сайты — возможно, там уже рассмотрены интересующее вас вопросы. Прочитайте заметки специалиста и напишите к ним комментарии. Задайте интересующие вас вопросы через форму обратной связи.

Не забывайте про альтернативные способы получения информации — например через прямую консультацию у специалиста!

А если нужно принять решение о покупке книги самостоятельно

Если совет о покупке книги взять не у кого, то оценивайте книгу не по содержанию, а по форме, т. е. по совокупности приёмов и изобразительных средств повествования. К такой форме относится, например, сила приводимых автором аргументов в виде примеров.

Определяйте значимость книги по приводимым примерам

Простейший фильтр, по которому можно определить качественного автора от графомана или дилетанта, — по приводимым в книге примерам. Самое интересное то, что, как правило, в книгах подобные примеры выделяются шрифтом и\или отступом, как например, в этой статье вам ничего не стоит найти эти примеры, и решить, насколько они весомы.
Пример
Почти в каждой книге о маркетинге можно найти пример о том, как Форд пролетел с одной моделью автомобиля. Эти книги пестрят историями про Ford, Diet Coca Cola, проникновении японских автомобилей на американский рынок. Подумайте, стоит ли покупать еще одну книгу, чтобы читать одно и то же? И вообще, зачем покупать книгу, если подобные примеры можно найти в свободном доступе?

Я считаю так: если в книге нет сильных аргументов, то и сама книга будет бледной по содержанию!

Найти некомпетентных авторов очень просто: как правило, такие люди не иллюстрируют книгу примерами из своей практической жизни. После прочтения подобных книжек возникает тяжелое чувство, что набрал очень много информации, а с чего начать работу — непонятно.
Еще один пример, который показывает компетентность автора
Один из широко известных бизнес-консультантов в своих книгах больше всего приводит примеров из области отельного обслуживания. Это значит, что у него хороший жизненный опыт проживания в разных гостиницах, но велик ли опыт бизнес-консультирования? — раз нет примеров, то, вероятно, не такой уж и большой.

Покупайте несколько книг для штудирования

После того, как книги отобраны по форме, выберите, не глядя, 3−5 книг нужной вам тематики от разных авторов.
Почему нужно покупать несколько книг в одной области:
• Читая книги, вы с удивлением обнаружите, что структура их, в общем-то, одинакова, отличия лишь в стиле и деталях. А это значит, что вы научитесь распознавать структуру книг нужной вам темы и впредь будете обращать внимание на те книги, которые выпадают из обнаруженной вами системы.
• Вы взглянете на одну и ту же ситуацию с разных сторон, потому что авторы, хоть и пишут об одном и том же, но все же некоторые вещи освещают по-разному.
• Читая книги разных авторов, вы раз за разом повторяете термины, что позволит вам легче их запоминать.
• Прочитав несколько книг, вы найдете наиболее близкого вам автора и отфильтруете «строчкогонов»

Покупая сразу несколько книг для чтения, вы приобретаете иммунитет от книжного «пьянства» — запоем читаете одну книгу за другой, а пользы от этого никакой.
Например,
Один мой знакомый постоянно покупает книги из области «генерации идей». Я ему посоветовал воспользоваться простым алгоритмом: выбрать 4 книги по теме генерации идей и попробовать найти сходства и различия подходов авторов. После этой нехитрой процедуры была определена структура типичной книги по изобретательству, и мой знакомый перестал покупать новые книги, потому что они были как бы «рерайтами» предыдущих книг.

Пробуйте найти различия в подходах разных авторов к раскрытию одной темы

Дьявол прячется в деталях. Самое интересное в том, как авторы по-разному описывают одни и те же предметы. Различия показывают профессионализм авторов, компетентность, идеологическую направленность, а также откровенные или сознательные ляпы.
Например,
Очень трудно понять суть происходящего в политике, если черпать новости только из одного политического издания, например из газеты «Правда». Между тем, для полного и всестороннего представления о том или ином событии, рекомендую воспользоваться противоположной точкой зрения альтернативного издания или, например, посмотреть, как излагает события ТВ.
________________________________________

Выводы:

• Перед покупкой книги подумайте, сколько книг в данной области вы уже приобрели. Совпадает ли структура новой книги со структурой ранее прочитанных книг.
• Подумайте, насколько хорошо вы ориентируетесь в терминологии той темы, где ищете новую информацию. Если вы совершенно не разбираетесь в теме, — купите учебник.
• Подумайте, кто из старших товарищей может подсказать, какую книгу вам выбрать для чтения.
• При покупке книги в новой для вас области обращайте внимание на силу и значимость приводимых автором примеров.
• Покупайте сразу несколько книг в нужной вам области - последовательно читая книги, вы будете запоминать и усваивать терминологию

Читать статью «Как избежать книжного пьянства» полностью
Сергей Михайлов — автор курса «Больше, чем скорочтение»

Статья опубликована в выпуске 9.11.2012