Найти отголоски трудового законодательства можно и в Римском праве.
С XIII века наёмный труд оформлялся актом коммендации, тогда существовало два вида холопства: полное и кабальное. В 1649 году после принятия Соборного Уложения было исключено полное холопство. В те времена хозяину достаточно было выдать своему наёмному рабочему «в кредит» деньги или какое-то имущество, которые он обязан был отработать в течение определённого срока, и работник мог стать холопом на весь период жизни хозяина. Хозяин решал, компенсирована ли трудом выданная «в кредит» сумма, а государство никак не вмешивалось в трудовые отношения.
В 19-м веке для регулирования сферы труда был введен принцип договорной свободы, который касался фабричных заведений и рабочих. Принятое Положение было похоже чем-то на правила внутреннего трудового распорядка нашего времени. Параллельно был издан закон о найме, отражение которого можно найти и в современных законодательных актах о труде, в частности тогда уже было предусмотрено выдавать работникам расчетные книжки, в которых записывались основные условия найма. Уволить в те времена могли за болезнь, дерзость, дурное поведение, а вот самовольный отказ от работы, дебош или митинг на рабочем месте могли грозить арестом. Причиной расторжения трудового договора по инициативе работника была только невыплата заработной платы, с этим следовало обратиться в суд.
С приходом советской власти были выдвинуты новые требования для рабочего класса о защите прав трудящихся, времени трудового дня, социальном страховании, охране труда
Обеспечить полное исполнение вновь изданного трудового законодательства того периода было сложно, учитывая непростую политическую и экономическую ситуацию в стране. Лишь с годами это стало частично возможным (в части фиксированной оплаты труда и социальных гарантий).
В связи с отделением союзных республик от советского государства было существенно пересмотрено трудовое законодательство новой России и были приняты дополнительные законы, на то были свои веские причины. От коммунизма и социализма мы пока так и не пришли к капитализму, но приобрели форму рыночной экономики и частный бизнес, построенный индивидуальными предпринимателями и коммерческими организациями. Появились негосударственные агентства по трудоустройству. Широко стало применяться «временное трудоустройство».
Трудно представить человека неработающего, когда труд стал материальной основой общества, построенного на потреблении, а трудовая деятельность является основным условием существования человека.
При изобилии вакантных мест и соискателей существует дефицит квалифицированных работников и безработица. Найти работу в маленьком городе очень трудно, да и большие города не радуют ожиданием. Чтобы хорошо устроиться, нужно пройти долгий путь поиска, собеседований, отказов, при этом обладать парочкой высших образований, красивой трудовой биографией и рекомендательными письмами. Работодателю дано право выбирать, и потому он решает, кто и на каких условиях будет у него работать. Конечно, потенциальный работник может сам определять для себя право выбора. Но иногда не приходится выбирать, чтобы выжить, подстраиваться и выполнять то, что потребует работодатель. Люди соглашаются работать по 12 часов в день, без компенсации отпусков и больничных, при частичном или полном несоблюдении условий труда, несвоевременно получать заработную плату и молчать, чтобы не услышать в ответ на свои претензии: «Всё, давай до свиданья!»
А государство всё так же никак не вмешивается в трудовые отношения. И Трудовой Кодекс молчит. Кто его читает? Разве что юристы, чтобы найти в нем кучу подводных камней и защитить право власти работодателя. Вот и получается, что правда на стороне силы.
Непростые нынче времена…
Никто просто не читает ТК. Хотя она действительно защищает добропорядочного рабочего...
0 Ответить
«С приходом советской власти были выдвинуты новые требования… о защите прав трудящихся, времени трудового дня, социальном страховании, охране труда и т.д.» - в том числе принудительный труд, колхозное рабство и др. прелести социалистического труда – « от каждого по возможностям - всем поровну», акромя, выделенных.
Похоже, что автор недавно открыл для себя, что «труд стал материальной основой общества…, а трудовая деятельность является основным условием существования человека», хотя это известно было ещё в доисторические времена.
Восхищен осознанием автором факта, что «чтобы хорошо устроиться, нужно пройти долгий путь... Работодателю дано право выбирать, и потому он решает, кто и на каких условиях будет у него работать».
Не понял автора – хорошо или плохо, что «потенциальный работник может сам определять для себя право выбора».
А из следующего: «Но иногда не приходится выбирать, чтобы выжить, подстраиваться и выполнять то, что потребует работодатель», я во-о-още ничегошеньки не понял - разве плохо то, что когда «не приходится выбирать, чтобы выжить», есть возможность, сказав спасибо РОБОТОДАТЕЛЮ, «выполнять то, что потребует» он - он же Вам за РАБОТУ деньгу платит. Или нет?
Что можно сказать про то, что «люди соглашаются работать по 12 часов в день, без компенсации отпусков и больничных, при частичном или полном несоблюдении условий труда, несвоевременно получать заработную плату и молчать, чтобы не услышать в ответ на свои претензии: «Всё, давай до свиданья!», лишь одно – эти люди в юности упустили время и не стали специалистами, тем более квалифицированными. Каждому своё. Государство выполняет свою задачу, оно создало необходимые условия для образования, получения профессии и определило условия трудовых взаимоотношений (в т.ч. и при нарушении законодательства), а Вы пишите о тех, кто: ни специалистом не стал, ни читать не научился (в т.ч. Законодательство о труде),ни с юристами наладить отношения не может, и сокрушаетесь о «правде на стороне силы».
«P.S. В Конституции написано о том, что каждый из нас имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать себе род деятельности и профессию, а также имеет право на защиту от безработицы. Государство обязано гарантировать эффективное осуществление этих прав, потому как политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» – а разве сегодня, в отличие от времен Советов, это не так? Или Вы считаете, что работник всегда прав, а работодатель нет?
Оценка статьи: 1
0 Ответить