Стоит сказать о том, что предметами роскоши обладают отнюдь не одни богачи, напротив, толстосумы обычно в тренде и коллекционируют в основном довольно банальные вещи, используя их в качестве выгодного актива для перепродажи. Настоящие же ценители зачастую имеют средний достаток, но имеют в своих пусть даже малюсеньких коллекциях весьма редкие, а порой и уникальные ценности.
Яркий пример тому — старые друзья знаменитых художников и их потомки, по достоинству оценившие творения живописцев своевременно. Многим из них художественные работы достались в подарок или в знак признательности, и часто, даже оказавшись в финансово затруднительной ситуации, они не могут расстаться со столь ценимыми ими самими предметами искусства!
В целом, можно сказать, что роскошь присуща всем слоям населения одинаково и стремление к ней выражено абсолютно у всех людей, но выражение самого этого понятия, безусловно, различается. В качестве ярчайшего примера посмотрим на религиозных деятелей. Одни, стремящиеся к духовному совершенству, не обращая внимания на материальные блага, обладают, так сказать, «духовной роскошью», другие, заточенные на меркантильной составляющей, являются зачастую владельцами роскошных благ в традиционном понимании термина «роскошь».
Таким образом, сами по себе предметы роскоши интересны тем, какую они несут смысловую нагрузку на сознание обладателя. Не зря столько легенд связано со знаменитыми бриллиантами, коронами, перстнями и другими атрибутами королевских семей, пиратов и авантюристов.
Человек, получая желанную реликвию, отождествляет себя с хранителем её силы, могущества и тайных возможностей!
Возвращаясь на бытовой уровень, думаю, вы вспомните не одну услышанную фразу типа «часы как у Джеймса Бонда», «серьги как у Софи Лорен», «телефон как у Карла Лагерфельда» и пр. При этом, безусловно, говорящий подразумевает свою близость к указанным персонам, пусть даже и умозрительную…
Даже само слово роскошь является определенным словесным брендом, термином, символизирующим абсолютное богатство и нетерпимость к компромиссам. Luxury — богатства и успеха во всём!
Вот разговор двух студенток:
— Ольга перезвони мне, наконец, сама, хватит отсылать «Абонент просит Вас ему перезвонить»! Тебе что, два рубля жалко?
— Да откуда ж такая роскошь! На мобильном уже неделю денег нет!
Понятно, что два рубля не символ роскоши, но, чтобы разжалобить подругу, можно и сравнить её возможность иметь деньги на мобильном счету с роскошью, подчеркнуть её значимость в данный момент, а заодно и сэкономить за её счет. Мелочь, конечно, но это уже относится к личным качествам, а не к нашему вопросу. Хотя благородство и щедрость можно смело отнести к понятию духовной роскоши!
Что ж, промежуточные итоги нашего рассуждения укладываются в следующие пункты, отвечающие на вопрос, кому нужны предметы роскоши:
1. Тем, кому необходимо подчеркнуть статуса владельца.
2. Тому, кто отождествляет себя с каким-либо сакральным смыслом предмета.
3. Истинному ценителю искусства.
4. Адепту религиозного течения или культурного направления.
5. Желающему самоутвердиться за счёт материальной составляющей.
6. Дельцу, пытающемуся извлечь прибыль.
7. Наследнику ценности или считающему себя таковым.
Надо сказать, что все перечисленные пункты соединены невидимой нитью, проходящей сквозь них, а именно наличием двух субъектов отношений: человека и вещи. Что важно: данная нить и есть необходимое и достаточное условие для существования понятия «роскошь»! Если обладателей много, то это уже не роскошь, а обыденность. Если нет обладателя, то предмет вообще незаметен.
Отсюда можно сделать самый важный и единственный вывод: предмет роскоши нужен, чтобы выделить одного-единственного человека на фоне всех остальных таким образом, чтобы остальные самолично это признали! А что именно признали, так это уже следующий вопрос, зависящий от типа предмета и его исторической, культурной и экономической значимости. Выбор конкретного предмета и определит отношение к человеку.
Коротко возвращаясь к теме, скажу следущее. Любой термин и словосочетание может иметь несколько значений и прямо не относиться к понятию. Поэтому "роскошь" в самой сути не обязательно несёт в себе финансовую окраску и об этом я подробно написал! А употребление его только в качестве синонима финансового благополучия- удел примитивного обывателя. Следование такой тенденции у неглупого человека- показатель лени и неспособности разобраться в сути!
0 Ответить
Сергей Гусаров, не знаю, неординарно это или банально, но...
В статье нет определения "предмет роскоши", поэтому рассуждения, по большей части, абстрактны и продиктованы штампами.
Например, был бы предметом роскоши «телефон как у Карла Лагерфельда», если Карл Лагерфельд (условно) предпочитал бы древнюю монохромную Нокию?
Будет ли предметом роскоши дешевая ярко-зеленая шляпа, она ведь выделяет владельца и остальные самолично это признают?
Являются ли предметом роскоши титул чемпиона мира по боксу или нобелевская премия - они тоже явно выделяют человека и дают всеобщее признание?
Поэтому в первом приближении могу предложить - предмет роскоши это то, что не является жизненно необходимым и явно превышает уровень финансовых возможностей человека.
И это приводит к выводу - нет универсальных предметов роскоши, а понятие "роскошь" по отношению к богатым людям абсурдно. Потому что бриллиант, стоимостью в $10000, для среднего человека, несомненно, является роскошью. Но для миллиардера это - вполне рядовая покупка, сравнимая по относительному уровню затрат с пачкой приличных сигарет среднего человека. Считает ли средний человек пачку сигарет роскошью? Явно нет. Но это опять-таки будет роскошью для бомжа.
Таким образом, понятие «жить роскошно» можно разделить на два:
- внутренняя роскошь, которая сводится к эквиваленту «иметь достаточно денег, чтобы удовлетворять все потребности и желания». Этого можно достигнуть либо увеличением количества денег, либо приведением потребностей и желаний к имеющимся ресурсам. И то, и другое даст одинаковый уровень роскоши «для себя».
- внешняя роскошь, сводящаяся к желанию поразить окружающих, то есть, называя вещи своими именами, желание выпендриться. Проистекает обычно из-за не очень высокого уровня психологического развития и при недостаточности материальных ресурсов приводит к полному их истощению, «кредитной болезни» и прочим неприятностям. И это надо отличать от «необходимости выпендриться», чтобы, наоборот, заработать денег, что часто встречается у артистов и прочих публичных людей.
В целом, желание «жить роскошно» насаждается СМИ, обеспечивает существование «дутого» финансового сектора и позволяет получать дополнительную прибыль за бренд, а то и просто за воздух (красивые телефонные, автомобильные номера и прочие нематериальные вещи).
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Олег Антонов, довольно интересное дополнение к статье у Вас получилось... Ценно оно тем, что Ваш подход- выражение личного отношения к обсуждаемому явлению.
Определение, что же такое роскошь я не дал в статье намеренно! Именно, чтобы избежать персонализации и не навязать читателю своё мнение. Видимо мне это удалось, т.к. Вы с удовольствием вступили в переписку и остальные люди могут в данном случае сделать собственные выводы, ориентируясь на общее мнение, за что Вам спасибо!
Теперь дополню сам. На мой взгляд роскошь- то что является действительно ценным для человека или группы, а окружающие по внешней атрибутике, связанной с такой ценностью, могут идентифицировать обладателя данной категории.
Такой атрибутикой станет автомобиль марки Ягуар для ценителя комфорта и скорости, риза для священника определенного ранга- радетеля духовности, орден или медаль для военного- гаранта победы и справедливости!
Как видно, финансовая сторона в трактовке роскоши обойдена начисто, она может быть, а может отсутствовать. Все дело в индивидуальности. Естественно Ягуар- это дорого, но ценитель платит, т.к. считает это адекватным полученному удовольствию, война- огромный риск, но военный понимает это и намеренно рискует за принципы, свои и Родины, а награда лишь атрибут, можно и не получить но если есть, то видно, что не за просто так!
Таким образом, получается, что простейший элемент системы не как таковая роскошь, а зачем всё это надо, т.е. сама тема статьи. На данный вопрос ответ представлен в ней самой! Вырывать отдельные составляющие не имеет смысла. Ведь действительно, торт "Полет"- это вкус советской кондитерской, праздника в СССР, приход гостей и отличного настроя, а вовсе не: молоко сухое, загуститель, подсластитель, ароматизаторы, идентичные натуральным и прочее...
Мне понравилась недавняя статья про перемножение двузначных чисел на 11, просто, толково, без учительских понтов! Автор молодец! Там много комментариев, что мол сейчас полно неучей и бестолковых, а школы идиотские. Но, припоминая своих школьных преподавателей, помню как на математике в пятом классе учительница с 30-летним стажем за два урока так и не донесла до разных по уровню детишек средней школы, как же все-таки перебраться на другой берег мужику, козе и капусте...Она предпочла по традиции остановиться на нескольких отличниках, понявших в общем суть и плюнуть на других, может менее склонных к учебе, но не менее старательных! При этом она не забывала похваляться несколько раз за урок атрибутами учительской роскоши: бумажками из РАНО, званиями и признанием других преподавателей! Ну да, конечно, забывая по привычке назвать по имени хоть одного благодарного ученика, не особо много видно их было. Она как раз- ярчайший пример человека бегущего за атрибутикой, но забывающего зачем все это надо. Хотя нет, она знала))) за данный тюнинг полагаетя надбавка 10% к ЗП, правда причем здесь учение??? Сократ гордился как раз учениками- вот его роскошь!
0 Ответить
Сергей Гусаров, в такой трактовке оригинально будет выглядеть налог на роскошь - священник платит за ризу, а ветеран войны - за свои ордена и медали.
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Олег Антонов, да, вот так! И учителя пусть не задаются: "По сто баксов за каждого благодарного ученика на бочку!" )))))
А если серьезно, то Вы попали в точку. В головах современных людей настолько укрепилось понятие роскоши как финансового извращения, что и мыслей других нет!
Звучит конечно борзо- "налог на роскошь", но это как в логике говорят "подмена посылок". Подобный налог должен называться к примеру налогом на сверхприбыли свыше такой-то суммы или налогом на имущество свыше такой-то стоимости и пр. Так собственно примерно они и называются, однако обывателю неинтересны тонкости и детали, так всегда было. Плохо, когда грамотные люди, поддаваясь общему порыву делают умозаключения изходя из обывательских тенденций.
Так, например, штамп "все военные тупые!" Многие в это искренне верят. Тем не менее большинство толковых офицеров намеренно коверкают слова и выражения, дабы таким образом поддеть действительно бестолковых и грубых коллег! Хотя, непосвященному человеку, попавшему в такой крюоллектив, и может показаться, что вокруг него в данный момент одни недоумки. Такой специфический юмор не более, но мнение обывателя заразно и вредно для окружающих, особенно со слабой внутренней критичночюстью и анализом происходящего!
0 Ответить
Сергей Гусаров, если все вокруг поголовно ошибаются, то я задумываюсь - а может быть не прав именно я?
Тем не менее большинство толковых офицеров намеренно коверкают слова и выражения, дабы таким образом поддеть действительно бестолковых и грубых коллег!
Я не понял этого перехода, но давайте пойдем по предложенной теме. Если это именно так, то можно согласиться - все военные тупые! Потому что половина бестолковые и грубые, а вторая половина пытается их поддеть, "намеренно коверкая слова и выражения". Хотя давно всем известно, что бестолковые и грубые слабо чувствительны к намекам, иронии и прочим средствам, слабее лопаты. И общаясь с военным надо недельки три приглядываться - он действительно тупой или дядя так шутит? Извините, но прошутив пару лет содержимое начинает повторять форму. А если бы толковый офицер вместо шуток смотрел на придурка именно как на придурка, то и штампа бы не стало.
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Олег Антонов, с точки зрения подхода, я с Вами соглашусь, что прошутив так н-ский период, можно пожертвовать своим содержанием. Тем не менее, есть один крючок, хватаясь за который люди принимают такой поведенческий стереотип. Речь идёт о временности такой меры. Человек, попадая в коллектив и видя недостатки смиряется с принятой там формой борьбы- шуткой, .т.к. это просто! Всё гениальное- просто! На другие формы его не тянет, т.к. он видит, что коллектив динамично меняется и появляется ощущение временности нахождения в нём. Вроде как скоро на повышение и пр. Вот когда он дальше видит, что 2-3 года все без изменений, тут конечно вступает в силу теория про форму и содержание! Появляются другие методы защиты...это отдельно! Но если сразу начать вести себя как в Вашем завершающем предложении, то уверяю кроме как имдиж надменного умника Вам не грозит никакой другой! А вот это уже не допустимо для руководителя армейского коллектива, там или свой или м...дурак! Такой имидж подойдёт для НИИ, учебного заведения, манагера в фирме, но не в армии.
Да, на мой взгляд и в гражданской конторе вполне можно выглядеть специалистом своего профиля и профессионалом в работе без уничижения интеллектуального уровня остальных!
0 Ответить
Сергей Гусаров, А вот это уже не допустимо для руководителя армейского коллектива, там или свой или м...дурак!
Ну а так как "свой" означает "дурак", то выбора не остается. Таким образом, штамп-то, вроде как оказывается и не штамп - "все военные тупые!".
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Олег Антонов, Ваш довод лишён логики! Что значит "свой" означает дурак? Выбор как раз есть, но если человек "свой", то это усиливает к нему доверие! Данный приём относится к харизматическому управлению людьми, принятом не только в армии! Часто упрощение идёт на пользу. При нештатной ситуации, например обстреле, звучит команда "Ложись", а не "господа военнослужащие предлагаем Вам принять горизонтальное положение тела относительно земной поверхности, т.к. в ином случае Вы рискуете лишиться здоровья или погибнуть", звучит без объяснений и это понятно оправдано! Можете конечно требовать объяснений, но мозги могут в это время забрызгать соседние березы!
Так что военные отнюдь не тупые, а решительные, несущие за свои поступки ответственность люди!
А заниматься словоблудием удобно в размеренной обстановке в офисе или на кафедре!
0 Ответить
Ключевая фраза статьи:: "предмет роскоши нужен, чтобы выделить одного-единственного человека на фоне всех остальных". Это общебиологический закон. Вспомните пышный хвост павлина, петуха, гриву льва. В первую очередь потомство оставляют те, кто как-то выделяется из общей массы.
1 Ответить
Анатолий Григорьев, да действительно так! И данный закон торжествует во всех сферах нашей жизни, дополню, что и психологически наиболее яркие впечатления формируют отношение к предмету и явлению...Вам же нравится не только эффектные женщины, эстетичные, грациозные животные, но и красивые машины, ювелирные украшения, а также потрясающий океанский закат, дивный морской бриз или кристальный горный воздух и пряный запах облаков!
0 Ответить
Для меня старинные вещи - возможность вернуться в прошлое и воскресить дорогие мне воспоминания, а также создать вокруг себя атмосферу, позволяющую войти в образ героев любимых книг и фильмов. За модой же и статусом я не гонюсь.
0 Ответить
Денис Леонтьев, Ваша роскошь как раз духовная!
0 Ответить
Что-то все тут свалено в кучу. Например, коллекционирование и предметы роскоши далеко не всегда тождественны. Духовная роскошь? Если это метафора, то, мне кажется, не совсем удачная,понятие духовности с роскошью ассоциируется слабо, не говоря о том, что в России понимание роскоши и иррациональное стремление к ней имеет подчас болезненные формы. Так что эта тема скорее для психоаналитика, разрулить закомплексованность людей, стремящихся к роскоши.
1 Ответить
Фрол Фролкин, к сожалению Вы, на мой взгляд, слишком обобщаете. Да и кроме прочего, выступаете с позиции бескомпромиссного авторитетного критика! И уж тем более называть людей стремящихся к роскоши закомплексованными весьма странно! Неужели Вам ближе посредственная безвкусица? Наверное, всё же вряд ли!
0 Ответить