Возможно, этим и объяснялась такая завеса молчания над именем талантливого автора этого памятника. Но сейчас мы живем в такое время, что открываются архивы КГБ-ФСБ, появляются отрывки мемуаров герцогов и князей, всплывают имена священников-новомучеников — наших земляков. Все записки рамбовских краеведов, которые в прежние времена были обречены лежать мертвым грузом в фондах музеях, теперь могут быть опубликованы.
Родился Гавриил Давидович Гликман 14 июля 1913 года в местечке Бешенковичи Витебской губернии Российской империи.
В Витебске еще в детстве в художественном училище он имел возможность наблюдать за работой Шагала, Малевича, Пена, Юдовина и других знаменитых живописцев. Наверное от них Гликману, который считал Марка Шагала одним из своих учителей, передались присущие ему впоследствии художественная свобода и буйство фантазии. Будучи молодым человеком, он сформулировал для себя девиз своего искусства — познать красоту и глубину человеческой души, поведать о ней всеми подвластными ему изобразительными средствами.
В 1929 году семья Гликмана переезжает в Ленинград — город, в котором художнику суждено было прожить более полувека до эмиграции.
В 1937 году он поступил в Ленинградскую Академию художеств на отделение скульптуры профессора Г. Манизера, которое окончил лишь в 1947 году. Эти 10 лет учебы были разделены войной. Гавриил Гликман пошел на фронт и с 1941-го по 1945-й воевал, встретив Победу советских войск в Берлине лейтенантом артиллерии.
После того как Гавриил Гликман заканчивает Академию художеств, он вскоре становится одним из ведущих советских скульпторов. Среди созданных им произведений — портреты как известных людей давно ушедшей эпохи, так и современников художника: Д. Шостаковича, Е. Мравинского, М. Ростроповича, В. Мейерхольда, С. Михоэлса, А. Иоффе и многих других. Его скульптуры украшают музеи, концертные залы, улицы и площади Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга и Царского Села, Саранска, Саратова…
«Пушкин-лицеист» — мраморная фигура работы Гликмана — экспонировалась в Эрмитаже и причислена к одним из лучших скульптурных изображений великого русского поэта.
Одно из выдающихся произведений Гликмана — памятник Михаилу Ломоносову — находится в нашем Ораниенбауме, хотя искусствоведы почему-то не называют его в числе творческих побед скульптора. Хотя молодой Ломоносов на памятнике весьма похож на молодого Пушкина-лицеиста, возможно, как предтеча великого русского поэта.
Все годы жизни, создавая свои монументальные произведения, Гликман тайно занимается живописью, которая и становится истинным предметом его самовыражения. Почему тайно? Живопись Гликмана не только по своей тематике изначально противостояла советской идеологии, но и по форме своего выражения никак не укладывалась в прокрустово ложе соцреализма. В особом, одному ему присущем стиле появляется замечательная серия женских портретов «Невский проспект», живописные портреты деятелей искусства и литературы: Блока, Дягилева, Соллертинского, Филонова, Кузмина, Андрея Белого, Стравинского…
Дмитрий Шостакович, с которым Гликман тесно общался в эти годы, сказал ему как-то полушутя: «Вам, Гавриил Давыдович, надо спрятать свои работы в тайный бункер до поры до времени…» Но Гликман не внял этим советам — осторожность была не в характере художника, прошедшего лейтенантом артиллерии фронты Великой Отечественной войны.
И выставка живописных полотен 55-летнего признанного скульптора все-таки состоялась — в 1968 году Гавриил Гликман выставляет свои живописные полотна в Ленинградском доме композиторов. И сразу же — громкий скандал. Выставка закрывается властями уже на третий день, над его творчеством и личной судьбой нависает угроза — и с этого времени ему неоднократно рекомендуют покинуть страну.
Вот как вспоминает о 60-летнем Гликмане один из основателей самиздата бардовских песен Владимир Ковнер: «Нервный, всегда возбуждённый, ненавидящий Советы Гликман: „Бандиты, пауки… Перехожу дорогу. Милиционер. Чувствую — едва удерживается, чтоб не убить меня-старика сапогом в живот. Неужели вы не видите?..“ Его кисти принадлежат жуткие до сумасшествия, страшной болью исполненные портреты Шостаковича и Пастернака, Мандельштама в тюремной рубашке, Цветаевой с петлёй на шее, будто специально созданные как иллюстрации к стихам Галича».
В 1980 году Гликман совершает свой выбор — эмигрирует в Германию, в Мюнхен, где проживет до самой своей кончины 4 января 2003 года. Впоследствии художник вспоминал, что отъезд из советской России был трагической дорогой без возврата, но… «вырвался я оттуда, влекомый призраком свободы, духовной и физической, той свободы, которая в СССР всем представлялась какой-то несбыточной субстанцией и только тайно жила в душах».
Хорошо!
0 Ответить
Небольшая поправка- встреча состоится 13 апреля в 13 часов.
0 Ответить
Спасибо, Маргарита! Постараемся сделать этот вечер событием для Ораниенбаума!
0 Ответить
Владимир Журавлев, доброго дня! Встреча-презентация творчества
Гавриила Гликмана состоится 12 апреля в 14.00 Библиотека №4.Жду всех желающих!
1 Ответить
Владимир,вечер к 100летию Г.Гликмана состоится 12-13 апреля с.г.в библиотеке №4.Привезу небольшую выставку графики и книги.
0 Ответить
Это один из снимков
0 Ответить
Памятник Ломоносову в книгу вошел.Ездила сама его отснимать.
0 Ответить
Маргарита! Если будет книга продаваться Петербурге, то сообщите. Или, если это возможно, можно устроить презентацию в Ораниенбауме. Интересно, а Рамбовский памятник Ломоносову работы Гликмана в Вашу книгу вошел?
0 Ответить
Владимир Журавлев,доброго времени суток!
Я готова провести вечер к 100 летию ГДГ,с видео фильмами из архива семь и моего архива,с презентацией книги воспоминаний и небольшой выставкой.Пишите в личку.
В Питере книга есть-напишите,я вам отправлю №телефона.
0 Ответить
Маргарита салмина, адрес удален, общайтесь в личке.
0 Ответить
Это с автопортрета Гавриила Давыдовича.
0 Ответить
Обложка книги воспоминаний Гавриила Гликмана
0 Ответить
Доброго времени суток Вам.Спасибо за статью.В 2011 г.мы выпустили книгу воспоминаний Гавриила Гликмана.В работе над ней я собрала изображения почти 300 работ.Книга ,на мой взгляд, получилась замечательная.Презентации прошли в Москве и Санкт-Петербурге.В 2013г.исполняется 100 лет со дня рождения художника.Надеюсь в России будут выставки.
0 Ответить
Что не вошло в статью, у Гавриила Гликмана были братья Соломон, который погиб в войну, и Исаак, который стал известным музыкальным критиком и музыкальным историком, и который дружил с Шостаковичем, написав самую полную его биографию в письмах. Отсюда и все музыкальные знакомства Гавриила, который также общался с друзьями брата и писал портреты лучших петербургских музыкантов. Но это отдельная тема.
0 Ответить
Что ж, спасибо вам за то, что открыли для нас новое (старое) имя
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Александр! Скоро будет окончание серии статей о Гликмане. В Германии уже в пожилом возрасте почти в 70 лет Гликман родится как немецкий живописец с мировым именем.
0 Ответить
Да. Политбюро лучше знало, что надо советскому народу. Во где талантища были: и в музыке и театре разбирались. А уж какие знатоки живописи были. Особенно Хрущев. Целую выставку устроил. Бульдозерную. Хорошо хоть "рукописи не горят"
Жалко что статья ограничена количеством знаков. Но зато она как толчок для интересующихся.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Александр Петров,
Бульдозерная выставка была "устроена" при Брежневе.
0 Ответить
Vladimir Radchenko, все они одним мирром мазаны, а хрен редьки не слаще.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Уважаемый г-н Журавлёв! Увидел Вашу превосходную публикацию. Волей судьбы мне довелось много слышать о Гаврииле Давыдовиче Гликмане, уникальном творце и человеке огромного мужества от Ирины Леонидовны Качуриной, вдовы выдающегося дирижёра ХХ в. Николая Семёновича Рабиновича, с которым его связывала крепкая многолетняя дружба, прошедшая тяжкие испытания. Слышал от его брата, профессора и доктора Исаака Давыдовича, с кем имел высокую честь быть дружен и сотрудничать по ряду наших общих вопросов. Увы, никого из этих масштабных людей уже нет и любой знак памяти о них - наш моральный долг. Посылаю Вам и комментаторам Вашей публикации неизвестные вам фотографии из книги "Памяти Н.С. Рабиновича: Очерки, Воспоминания, Документы". In Memory of N.S.Rabinovich: Essays, Memoirs, Documents. H.A.Frager&Co., Washington, DC, USA 1996. Поклон любимому Рамбову, где я в 1974 г. жил и работал в Муз. Школе. Богаче и естественней парка, чем в здесь, трудно найти. Тяжкое время! Желаю всем благополучия! Сердечно, Давид Бухин (USA)
May 2, 2020
0 Ответить
Давид, спасибо Вам за неизвестные мне фотографии Гавриила Давыдовича Гликмана и Николая Семёновича Рабиновича! Может быть Вам будет интересна такая информация. После этой моей статьи о Гаврииле Давыдовиче Гликмане в журнале "Школа жизни" со мной связалась Маргарита Салмина, автор книги о творчестве Гавриила Гликмана. Я её пригласил в Ораниенбаум-Ломоносов с презентацией книги, когда она должна была приехать в Петербург с этой целью. На одну из презентаций Маргарита пригласила коллекционера картин Артура Шепскиса, который согласился сделать выставку картин Гавриила Гликмана в Краеведческом музее города Ораниенбаума-Ломоносова, расположенном рядом с памятником Ломоносову работы Гавриила Давыдовича Гликмана. Выставка картин Гликмана прошла в Рамбове в августа 2013 года, что внесло свежую струю в культурную жизнь нашего тихого городка и позволило узнать его обитателям больше о творчестве скульптора и художника Гликмана. Если интересно, то можно посмотреть фотографии с этой выставки https://vk.com/album-1054906_177716911. А для жителей России кто-то сделал статью в Википедии о Гаврииле Давыдовиче со ссылкой на статью в журнале "Школа жизни". Так всё в жизни взаимосвязано.
На фото: Артур Шепскис на презентации в Ораниенбауме картин Гавриила Гликмана из своей коллекции. Август 2013
0 Ответить
Здравствуйте, Давид! Спасибо, что Вы помните о тех великих деятелях культуры, которые являются достоянием Петербурга и России. Нужно напоминать о них, хотя бы статьями, книгами, воспоминаниями, продвижением их культурного наследия. Не думаю, что Давид Гликман был бы востребован в современной России, особенно имея в виду его резкие высказывания и нелюбовь к цензуре. Как бы себя повёл Давид Гликман в современной России, нашёл бы он себя тут или нет? Сейчас цензура стала ещё хуже, на плаву только те, кто облизывают власть. Когда-то Гликман говорил по поводу встречного советского милиционера, что "такое чувство, что милиционер сейчас ударит меня старица в живот сапогом..." Так вот сейчас в современной России это не просто художественный оборот речи, а реальность, правда, уже не те советские "дяди Стёпы", а полицейские и росгвардейцы Путина сапогами в живот бьют беременных женщин, стариков и детей при разгоне мирных демонстраций, а потом сажают мирных людей в тюрьмы по подложной статье. Власть бывших бандитов и их бывших проституток так защищается от народа, подменяя нравственные понятия самыми худшими пороками. Окна Овертона работают всё эффективнее: главный телеврач страны с экрана заявляет, что "коронавирус - это чудо чудесное", потому что убивает только стариков. Главный начальник России, как маньяк цепляется за власть уже четвёртый срок подряд, меняет конституцию. чтобы остаться до смерти у нефтяного крана. А когда его за воровство и непорядочность уличают на Западе, грозит ядерным оружием Америке и западным странам, заявляя: "Мы попадём в Рай, а они просто сдохнут". Какая там культура, когда народ просто нищий, у стариков украли даже пенсии за 5 лет. Да и заметно, что история и культура народу уже не интересна, только телевизор круглые сутки. Какие-то книги, краеведческие, публицистические или исторические находки уже почти никому не нужны. Хотя остаются статьи и книги во всемирной сети. Вот и эта статья про Гликмана пригодилась. Может быть кто-то ещё, как и Вы – прочитает, вспомнит, добавит ещё один штрих в историю прошлой жизни. Это ценно!
За поклон Рамбову, спасибо! Передам! Парку поклон передать труднее, потому что уже 10 лет он перерыт, перекрыт, некоторые знакомые деревья вырублены, а входы охраняются нацгвардией.
Давид! У меня по поводу музыкальной школы Рамбова есть к Вам вопрос, не помните, где тогда школа находилась, по какому адресу и какие отделения там работали: была ли художественная школа при ней? Остались ли фотографии Ораниенбаума тех лет? Я пишу книги об Ораниенбауме, так что мне всё интересно по этой теме! Вот моя страничка с книгами и некоторыми статьями: http://vzjuravlev.wix.com/books/knigi
1 Ответить
Владимир Журавлев,
Здравствуйте, Владимир! Об адресе... Когда я приезжал в Школу из Питера, со станции напрямик шёл по высокой лестнице и на этой первой верхней линии был Детский дом ( я там бывал с лекциями о музыке и играл), на этой же линии была "хрущёвка", а чуть левее, спиной к вокзалу, ДМШ, парадный вход которой смотрел на главную улицу. Между ДМШ и ней был пустырь, Школа была деревянным и довольно большая, в два этажа, топили дровами (в классах были круглые, в обхват, печки). Кажется, на первом этаже была Художественная Школа. Тогда ею директрисой ДМШ была Ольга Васильевна, (Ивановна?), отличный музыкант и руководитель. Рядом Питер и уровень педагогов и требований был не заштатный. Там были все отделы (струнный, народный, фортепианный, теоретический и очень приличный хор, которым руководила Нонна (?). Школа имела филиалы, в том числе и в Лебяжье (я там преподавал и вёл уроки пения в общеобразовательной Школе). Как и в Рамбове, любимейшие места. Сын директрисы ДМШ был талантливым контрабасистом и после ЛОЛГК принят в Оркестр Кировского театра, что было особой честью (я поэтому вспомнил), так как ни в одном Оркестре мира не было такой знаменитой коллекции контрабасов работы итальянцев и пр., у которых был и есть редчайший по красоте и тембру звук...
Благополучия! Давид Бухин
0 Ответить
Владимир Журавлев, Вы прямо статью для ШЖ написали.
Так написали бы на самом деле.
В Ораниенбауме я не бывал уже лет 5-7, точно не помню, но неужели все парки города закрыли?
И к Катальной горке не подойти - нацгвардейцы не пустят? Или застрелят?
...и опять - одни и те же цитаты, все одно и то же - год за годом.
Было "мочение в сортирах" - лет 15, а теперь напирают на "сдохнут".
Неужели не страшно - гадить у себя дома? Или дом вовсе не здесь?
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Игорь, пока парки закрыты нацгвардией на самоизоляцию от коронавируса. Скорее всего, к осени откроют для посещения. Но "наш" парк уже не наш с 2007 года, теперь это плохая копия петергофского парка. Те же самые петродворцовые озеленители пытаются выкорчевать даже самые памятные рамбовские деревья и уничтожить любимые места ораниенбаумцев. Мне это не нравится, но это не значит, что не всем политика оккупационного ГМЗ Петергофа нравится. Некоторым нравится и платный вход в парк, что в советское время было дикостью. Кому-то нравится, что в парк можно войти только до 6 часов, хотя в это время люди приходят с работы. А раньше шли гулять в парк часов до 11 гулять, или даже гуляли всю белую ночь. Мне также не нравится, что ГМЗ Ораниенбаум был уничтожен в 2007 году решением московской культурной мафии, когда федеральными властями было принято решение начале реставрации парка и музеев Ораниенбаума. Был разогнан научный, культурный, экскурсионный отдел и другие. Фонды были перевезены в Петергоф, при этом имущество было просто растащено. Но и начавшаяся реставрация застряла, не закончившись до сих пор. Половина парка Ораниенбаум до сих пор перекрыта наполовину. Нижний пруд осушен, а работы не ведутся уже несколько лет. Раньше парк был частью города и частью личности ораниенбаумцев. Теперь это не Ораниенбаум, а ГМЗ Петергоф, о чем даже на билетах пишут. Туристы едут в Ораниенбаум, а берут билеты к своему возмущению – в ГМЗ Петергоф. А сейчас уже второй месяц вообще вход перекрыт на самоизоляцию. Но даже если бы и открыли, туда не хочется идти. Я раз в год прихожу в парк, вижу искалеченные оккупантами ландшафты, возмутительную реставрацию дворцов, заколоченную Катальную Горку, слышу свистки гвардейцев, когда случайно наступишь на траву, и почему-то больше не хочется туда приходить.
Но это не значит, что кому-то это не нравится. Наши люди всё-таки оптимисты.
0 Ответить
Вот теперь - понял, Владимир Журавлев.
Но поскольку я к музеям имею отношение только как посетитель, мне абсолютно безразлично, к кому оные музеи относятся.
Ровно так же я отношусь к якобы оккупации Ораниенбаума Петергофом.
Ровно так же параллельно и туристам, что именно написано на билете, что они покупают.
Большинство туристов написанное там даже не читают.
У меня создалось впечатление, что Вы, Владимир, работали в этом музее. Работали, зарабатывали - это Вас и гнетет
Мне кажется, никому, кроме бывших работников музея Ораниенбаума даже в голову не придет обозвать "оккупантами" тех, кто пришел на их место.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Давид Бухин, здоровья Вам.
Сейчас это всем необходимо.
Какие глыбищи укатили от нас, "влекомые призраком свободы, духовной и физической" -- а тут остались не менее талантливые, не погнавшиеся за призраками. Так те, кто остались - их "подвига" и не заметили.
Пусть их... гоняться за призраками.
Надо заметить, что парки Рамбова в 70х и современные парки Рамбова - две большие разницы.
А 70е я неподалёку учился - и пару раз заезжал, а в 2000е приехал - и удивился, над ними очень много поработали, уже после безвременья 90х. Очень многое здорово отремонтировано и приведено в порядок.
Жаль, Вам этого уже не увидеть вживе. Но мы это переживем. Ваше здоровье!
Оценка статьи: 4
0 Ответить