Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что информационные технологии захватили практически все сферы жизни, и даже те, что, казалось бы, избежали этой участи, так или иначе, претерпевают изменения под их влиянием. А значит для того, чтобы быть успешным в современном мире, необходимы навыки, которые еще недавно были прерогативой избранных. А как человек приобретает эти навыки? Ответ очевиден — во время игры.
Есть такой бородатый анекдот.
В тюремную камеру заводят парня, ну и как водится — «прописка». Смотрящий ему говорит:
— Значит так, покажешь нам новую карточную игру и три раза выиграешь — живи. Нет — «опустим».
— Хорошо, — отвечает тот.
Расселись вокруг стола, новичок раздает карты и, едва взглянув в свои, с криком «Монтана! Я выиграл!» кидает карты на стол. Раздает карты вновь и опять та же картина. «Монтана! Я выиграл!» — и карты на стол.
— Ага! — говорят «зеки». — Значит, кто первый крикнет «Монтана» и бросит на стол карты, тот и выиграл! Ну, держись!
Раздают карты в третий раз и все игроки кроме новичка с криком «Монтана!» бросают карты на стол и, ухмыляясь, смотрят на него. Тот же не спеша разворачивает карты и со словами: «Козырная „Монтана“. Я опять выиграл» — спокойно кладет карты на стол.
Как мы учимся играть в новую игру? Изучаем правила, затем в процессе игры учимся их применять. В компьютерной игре все обстоит так, как в приведенном здесь анекдоте. Правила игры и свойства персонажей познаются в процессе игры методом проб и ошибок. Таким образом, ребенок учится работать с «черным ящиком». Для тех, кто «не в теме»: «черный ящик» — некое устройство с неизвестным принципом работы, имеющее «вход» и «выход», изменяя то, что на «входе» необходимо добиться заданной реакции на «выходе».
Когда-то в своей пионерско-комсомольской юности я читал о некоем пламенном революционере, который играл сам с собой в шахматы. Причем образ доски и все ходы он держал в сознании. Помнится, нам ставили его в пример и говорили, что каждый пионер-комсомолец должен развить у себя такие же способности. Вероятно, чтобы разжечь пламя мировой революции.
Так вот, играя в стратегию, ребенок уподобляется этому пламенному революционеру. Адекватно отобразить на экране монитора компьютер может лишь одну двадцатую игрового поля, все остальное необходимо держать в сознании. Перемещаясь в процессе игры от одного участка к другому, ребенок корректирует и уточняет образ игрового поля в своей психике.
«Работа с таким образом субъективно переживается как рост влияния бессознательных импульсов на процесс принятия решения, что приблизительно описывается словом „интуиция“. Современный взрослый человек к этому не всегда готов: он привык объяснять собственное поведение с сознательных, рациональных позиций». (И. Бурлаков «Homo gamer»)
Совмещаем эти два навыка и получаем… системный анализ как форму развлечения. Непростое нас ждет будущее, раз нашим детям необходимы такие навыки.
Нередко доводится читать о том, что существенную роль в деле формирования компьютерной зависимости играют трансоподобные состояния. Мерцающий монитор, музыкальное оформление игр, повторяющиеся фразы — все это вводит человека в транс… «и делай с ним что хошь». И по аналогии с измененными состояниями сознания (ИСС), достигаемыми применением наркотических средств, такой «кибертранс» считается исключительно вредным. А зря.
По данным исследований
Термин «Поток» ввел в психологический обиход Михай Чиксентмикхайи, один из основоположников позитивной психологии. «Поток», по его мнению, это особое состояние сознания полной поглощенности деятельностью, в которой действие идет за действием, соответственно своей внутренней логике, а результат действия и его реальная продолжительность отходят на задний план. Причем непременным условием для достижения этого состояния является баланс между сложностью поставленной задачи и имеющимися у человека навыками. Задача должна быть не слишком сложной и не слишком простой, иначе «поток» не возникнет.
Чувство «потока» сопровождается ощущением полного контроля над ситуацией, вернее отсутствием страха контроль утратить, отсутствием рефлексии и утратой ощущения «Я». Впоследствии, когда рефлексия восстановлена, то новое «Я» отличается от того, что было до «Потока» — оно обогащено новыми знаниями и умениями.
Опыт «Потока» — очень ценный навык, который можно генерализовать — перенести в другие сферы жизни — в семью, работу, учебу.
А мне статья понравилась, хотя есть моменты с которыми я в корне не согласен.
Автор слишком упрощает компьютерную игру, а их великое множество. И представлять игру "как черный ящик" несколько неверно, хотя и в этом есть доля правды.
Если игра представлена скажем как стратегия, или скажем бродилка, стрелялка - это уже определяет на что делается упор. Есть еще и бизнес-игры, и азартные игры, наконец спортивные игры типа тех же шахмат и шашек. Пасьянсы наконец. У каждой свои правила.
И уверен что каждый вид игры, может воспитывать разные навыки у человека, в том числе и опасные зависимости.
Если скажем отбросить компьютерные игры, и отметить общение с помощью компьютера, или даже ведение бизнеса с помощью компьютера и интернета, это уже совсем другие навыки. Но в какой-то степени, тут тоже действуют правила компьютерной игры, и вообще игры в целом.
Не даром говорят вся жизнь - игра.
0 Ответить
Андрей Иванов,
Мало того, что игр огромное количество и обьединять их в одно целове под общим названием "компьютерные игры" ни в коем случае нельзя. Плюс - компьютерные игры именно как развлечение приносят минимальный (!!!!!) опыт для реальной жизни.
Оценка статьи: 1
0 Ответить
Мира Сим, ну это как сказать в своей основе конечно да, не приносят. Но косвенно, реакция, наблюдательность, умение терпеть, считать наконец и многое еще, чего и не перечислишь.
А если еще сделать упор, что игра на компьютере заставляет научится и разбираться в самом компьютере, в его характеристиках и т.д. и т.п.
Так что я не стал бы однозначно недооценивать игры.
А если смотреть на игры, вообще как на бизнес, и абсолютно не факт, что из ребенка игрока в игрушки не вырастет программист компьютерных игр.
0 Ответить
Честно говоря, я в ещё большем шоке от этой статьи, чем от предыдущей...
Постараюсь ответить завтра как можно адекватнее, сегодня ничего писать не буду, а то автор обидится )
Такой вопрос к автору - а он сам во что играл или играет? И со многими ли геймерами общался лично? Для меня как для человека , много лет имеющего хобби одну очень серьёзную ММОРПГ, некоторые вещи , особенно во второй части, мягко говоря вызывают улыбку, ей богу )
Оценка статьи: 1
0 Ответить
Мира Сим, Не переживайте не обижусь. Сам я играю мало в основном из любопытства. Имею возможность наблюдать за геймерами . И могу сказать что проблема не компьютере а в человеке. Человек источник зла, а компьютер лишь оголяет его, сталкивает с личностью, срывает с человека маску за маской. Люди не готовы принять себя ТАКИМИ и ищут убежища. « Это не я! Я не такой! Это ….. меня таким сделал (на место пропуска вставьте любое слово)»! Или наоборот. «Вот я какой – полохой, омерзительный, гадкий! И ответственности я не понесу, потому что я псих, я зависимый, а это болезнь».
А если вы со мною не согласны почитайте роботы тех авторов, на которых я ссылаюсь. Полистайте журналы по психологии, но не «попсу» а «Вестник МГУ», «Вопросы психологии»; почитайте Чиксетмикхайи, Берна и т.д.
0 Ответить
Александр Васильченко,
Вы делаете ошибку довольно распространённую, а именно
Вполне возможно, что теория верна, но КАК часто она расходится с практикой Приведу пример не из той темы, которую обсуждаем, а немного другой. Мой муж - один из лучших специалистов в области газового оборудования в стране где мы живём. И вот когда например у меня начинает дома барахлить старая духовка, или есть подозрение, что наша собачка погрызла газовый шланг, он со словами "Не забывай, вот ТАК делать нельзя никогда!!!" ..... подносит горящую зажигалку к месту возможной утечки газа ))))))
По моему глубокому убеждению, утверждать что то со стопроцентной уверенностью могут люди, которые знают эту область не понаслышке и не из журналов и научных статей, а лично.
Оценка статьи: 1
0 Ответить
Несколько неграмотно, что не снижает общего впечатления от статьи.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Эдуард Ермоленко, ну вы и граммар-наци... Автор запятые поправит, или редакторы помогут, а гадость, сказанная вами, останется при вас.
1 Ответить
Александр Иванов, слегка режет слух, знаете ли )
Но статья понравилась.
Оценка статьи: 5
0 Ответить