В этом, 56-м, римляне завоевали Арморику и уничтожили населявших её венетов (кого казнили, кого — в рабство). Повод был — арест римских послов, но главное — венеты захватили в свои руки торговлю в регионе, имели большой современный флот и несколько хорошо обустроенных гаваней.
Бритты и раньше помогали, чем могли, галлам и венетам, а теперь в помощь своим торговым партнёрам прислали экспедиционный корпус. Венетам это, правда, не помогло, Рим есть Рим. Но с бриттами надо было что-то делать.
Летом следующего, 55-го, римляне начали активно готовиться к вторжению на Остров. У них не было практически никаких сведений о Британии. Зато бритты о приготовлениях Цезаря узнали моментально. Некоторые вожди племён оперативно прислали послов и выказали жгучее желание стать клиентами (вроде как вассалами) Великого Рима.
Цезарь обрадовался и отправил в Британию своего эмиссара. Пару лет назад римляне победили племя атребатов, один из их вождей, Коммий, выразил желание сотрудничать, и Цезарь назначил его царём. Теперь вот этот Коммий отправился на остров как личный представитель Цезаря.
Почему было логично заслать к вождям бриттов атребата? Во время двух своих экспедиций Цезарь с настоящими, кондовыми, бриттами даже вовсе не встречался. Незадолго до описываемых событий южную часть Острова захватили племена белгов. Их, конечно, принято тоже бриттами считать, но несколько другими, новой формации. Атребаты Коммия — те же белги, только оставшиеся там, где им быть полагается, на территории нынешней Бельгии.
Никакого эффекта миссия не дала. Коммий был арестован.
В конце лета 55-го два легиона переправились через Ла-Манш. Высадиться в районе нынешнего Дувра бритты им не дали, густо обстреливая римлян с господствующих над местностью белых скал. Пришлось Цезарю искать подходящий пляж где-то западнее.
Десантная операция проходила трудно. Сражение кипело прямо в воде. Бритты не позволяли легионерам высадиться на берег. И всё-таки армия Цезаря своего добилась. Во время высадки отличился орлоносец Девятого легиона. Этот легион, хотя и называется Испанским, ещё не раз будет фигурировать в истории Римской Британии.
Вожди бриттов запросили мира. Соглашались на все условия, в том числе на выдачу заложников. Отпустили арестованного Коммия.
Потом внезапно атаковали посланный на поиски продовольствия 7 легион. Римляне были окружены конницей и колесницами и попали под интенсивный обстрел. Кое-как удалось отбиться. На следующий день Цезарю удалось навязать противнику регулярное сражение, которое бритты проиграли.
Снова мирный договор, изъявления покорности, заложники. На этом первая римская экспедиция в Британию закончилась.
Но в следующем, 54-м, состоялась вторая.
Если не причиной, то удобным поводом было прибытие в ставку Цезаря принца триновантов Мандубрака. Вождь племени Касси Веллаун (Кассивеллаун) на триновантов напал, их правителя убил, а земли захватил. Мандрубаку, сыну правителя, удалось бежать на континент.
Теперь Цезарь взял с собой пять легионов. По штатному расписанию — 30 тысяч воинов, в реале, конечно, меньше.
На второй день вторжения римлянам пришлось штурмовать искусно оборудованное укрепление в лесу, под непрерывным обстрелом. Выучка и опыт в таких делах позволила им захватить позиции бриттов с минимальными потерями.
Эта первая победа римлян воодушевила, но шторм повредил их корабли, и они вынуждены были заняться ремонтом.
За это время Кассивеллаун собрал большую армию, ему удалось оперативно создать коалицию, в которую вошло несколько племён. Объединённая армия встала на пути легионов.
Римлянам было сложно сражаться с бриттами. Те старались не подставляться под удары когорт, выстроенных в боевой порядок, действовали небольшими штурмовыми группами, активно обстреливали противника, имитировали бегство, наводя римскую конницу на засады. И ещё — невиданная боевая техника — колесницы. Бритты очень ловко с колесницами управлялись, вели с них обстрел, потом ломали вражеские ряды, десантировались внутри строя и вступали в сражение.
Несмотря на всю доблесть бриттов, легионы регулярные сражения выигрывали. Всё-таки Рим, Цезарь, боевые традиции. Заставили отступать, отжали за Темзу, а потом её форсировали, несмотря на искусственные препятствия в виде частоколов.
Кассивеллаун распустил большую часть своей армии, оставил в строю только отборные силы, четыре тысячи колесниц (четыре тысячи — это Цезарь написал, а не я). Бритты на колесницах всячески вредили римской армии, уничтожали фуражиров, нападали на подразделения, отколовшиеся от основных сил.
Но сами же бритты этой войны на измор и не выдержали. Нашлись доброхоты — рассказали Цезарю, где находится столица Кассивеллауна, и дорогу показали. Где-то в лесу, в районе будущего Веруламия, нынешнего Сент-Олбанса.
Кассивеллаун ещё пытался организовать диверсию в Кантии (Кенте), подбил тамошних вождей уничтожить римские корабли. Ничего толкового не получилось, и главнокомандующему бриттов пришлось начать переговоры.
Римляне тоже не могли вечно сидеть в Британии. И с провизией проблемы, и партизаны докучают, и в Галлии неспокойно.
Был определён размер дани, которую бритты должны платить Римской республике. Платили или нет, или кто как — непонятно. Во всяком случае, Рим получал неплохие доходы от Британской торговли посредством таможенных пошлин.
Отдельной статьёй договора Мандубрак назначался царём триновантов, а Кассивеллауну запрещалось на него нападать и вообще вредить. Кассивеллаун договор вроде как соблюдал, но его потомки всё равно государство триновантов уничтожили, а земли захватили.
Ещё о названии племени — Катувеллауны. Во времена Цезаря такого, похоже, не существовало. Впоследствии, по итогам военной кампании, хоть и проигранной, но овеянной славой, кассии стали называть себя Кату Веллаунами — наследниками Веллауна. Под этим именем они и засветились в дальнейшей истории.
А на фото почему статуя Октавиана Августа?
0 Ответить
Ильнур Латипов, благодарность за внимательность, теперь на фото Цезарь!
0 Ответить
!
Оценка статьи: 5
0 Ответить