Вообще-то, эффект будет неполным, если писать это имя в английской транскрипции — на самом деле это, конечно же, Алиса Купер. Винсент Фурнье даже рассказывал байки, что этот странный псевдоним — имя жертвы охоты на ведьм, сожжённой в Салеме, который ему подсказала спиритическая доска. Хотя на самом деле это была своего рода шутка — мол, слыша имя «Алиса Купер» публика ожидает увидеть белокурую девчушку с акустической гитаркой, а тут такое…
«Такое» представляло из себя ужасающее существо с замашками психопата и разрисованное в стиле «клоуна-убийцы» (позже похожий грим использует для своих героев Стенли Кубрик в к/ф «Заводной апельсин»). Добавьте к этому самые немыслимые наряды (то женские сапоги на высокой платформе, то цилиндр с тростью, а то и смирительная рубашка) и шоу, напоминающее смесь цирка с фильмом ужасов. Ещё Оззи Осборн не откусил голову летучей мыши, как о уже ходили слухи, что Купер убивает на сцене живых цыплят и пьёт их кровь. На самом деле всё было не совсем так — просто на одном из концертов кто-то кинул на сцену цыпу, а Купер — невинная городская душа — подкинул его вверх — мол, лети, птичка! Птичка упала обратно в толпу, где и была разодрана возбужденными поклонниками.
Надо отдать должное — певец вне сцены никогда не старался играть роль Элиса Купера. Он постоянно заявлял, что никакой он не гомосексуалист («я не изображаю из себя женщину; вы хоть раз видели женщину похожую на меня?»), Элис — это всего лишь персонаж, а происходящее на сцене — всего лишь шоу, подобное любому киноужастику. К своему персонажу Винсент Фурнье относился с юмором, а уж от сатанизма и вовсе отмахивался обеими руками (его отец был священником, и певец и к нему, и к христианству относился с уважением).
К тому же он заявлял: что бы не натворил сценический Купер, в конце его ждёт расплата. За свою карьеру Винсент «казнил» Элиса самыми разнообразными и рискованными способами — электрический стул, гильотина, виселица.
Специфическое «чёрное» чувства юмора сопровождает выступления Элиса и поныне — взять хотя бы сцену «казни» Бритни Спирс, или декоративную собачку Пэрис Хилтон, впивающуюся хозяйке в шею.
Под стать шоу были и песни — местами жутковатые, местами смешные, но однозначно вызывающие. Пройдёмся же по самым знаковым хитам марки Alice Cooper.
«I'm Eighteen» (1970)
Начнём с того, что марка Alice Cooper поначалу имела отношение не только к Винсенту Фурнье, но и ко всей его группе. Целиком во власти Купера было только написание текстов, остальное же творчество было коллективным. Во время одного из музыкальных джемов и родился первый хит группы «I'm Eighteen» («Мне восемнадцать»).
Неизвестно, стала бы песня хитом, не появись на одном из выступлений продюсер Боб Эзрин.
Боб Эзрин:
«Когда я впервые увидел шоу группы и услышал его пение, то решил, что он поет «Я раздражен, и я не знаю, чего хочу». Я подумал: «Боже ты мой, это же просто офигительно! Давайте же запишем эту очень раздражительную песню, — она даже называется «I'm Edge» («Я Раздражен»)».
Несмотря на то, что продюсер неверно расслышал главную строчку — суть песни он уловил правильно. Кстати, поначалу 23-летний Винсент хотел назвать песню «Хочу, чтобы мне было вновь 18», но потом вспомнил, каково это — быть 18-летним — и изменил текст. Это был своеобразный ответ на другой подростковый гимн — «My Generation», записанный в 1964 г. группой THE WHO (со строчками «Надеюсь, я умру раньше, чем состарюсь»), который певец очень любил.
Элис Купер:
«Основой песни является старое выражение о том, что 18-ти летний парень уже стар, чтобы идти в армию, но еще молод, чтобы голосовать. Вместо того, чтобы жаловаться по этому поводу, мы превратили песню в гимн смущения, самое приятное беспокойство».
По сути, это была одна из первых песен, в которой открыто выражались противоречивые чувства, знакомые любому тинэйджеру. Правда, начавшись со строчек: «Я мальчик и я мужчина. Мне 18, и я не знаю, чего я хочу. …У меня мозг ребенка, а сердце старика», она всё же завершается утверждающим «Мне — 18, и мне это нравится!».
Боб Эзрин говорил, что поначалу песня длилась около 8 минут, но он, как опытный хирург, удалил всё лишнее. И его труд не пропал даром — именно с Эзриным группа ALICE COOPER (выпустившая перед этим два неуспешных альбома) наконец-то обрела своё музыкальное лицо.
В ноябре 1970 г. сингл «I'm Eighteen» стал № 21 в США, а вышедший через три месяца альбом «Love It To Death» обрёл «золотой статус». Концертные гонорары группы тотчас выросли в 10 раз, и ужасный Элис Купер начал своё триумфальное шествие.
«School's Out» (1972)
Спустя год после «I'm Eighteen» группе удалось записать ещё один подростковый гимн и, наверное, самую известную свою песню «Школа окончена».
Пишут, что ключевая строчка была навеяна фильмом «Bowery Boys», в котором главарь молодежной банды говорит своему приятелю, постучав того по голове: «School's Out» (в данном контексте значит «Повзрослей уже», мол, ты уже не в школе).
Сама же песня прямо отсылала слушателя к счастливому моменту последнего звонка перед летними каникулами.
Элис Купер:
«Два самых напряженных и радостных момента в году — это рождественское утро и конец учебных занятий. Несколько минут ожидания когда зазвонит последний школьный звонок так напряженны, что когда он все-таки звонит, это почти что сродни оргазму. Думаю, что в гимне нам удалось передать это чувство».
Этот подростковый гимн получился по-настоящему жёстким и боевым. Ставший хрестоматийным, вступительный гитарный рифф придумал однокашник Винсента — Глен Бакстон. Звук гитар был специально сделан очень громким и резким, чтобы песня сразу выделялась на радио.
Ну, а изюминкой песни стала идея Боба Эзрина задействовать для исполнения строчки «Ни тебе карандашей больше, ни тебе книжек, ни учительских грязных взглядов» настоящий детский хор.
Впоследствии Эзрин ещё раз воспользуется этой идеей, призвав детский хор на подпевки в ещё одной хрестоматийной «антипедагогической поэме» — «Another Brick in the Wall (Part 2)» — со знаменитой «Стены» группы PINK FLOYD.
Боб Эзрин:
«На студию Record Plant пришло 5 семей с родителями с пятью маленькими примадоннами. И я был вынужден объяснять родителям, почему эта ватага детей должна петь с этой группой совершенно извращенных личностей! Они вошли в павильон, увидели группу, и они были готовы развернуться и вернуться назад к своим такси и поехать домой. Дети испугались до смерти, но я сделал так, что они полностью расслабились, и мы замечательно провели время. Все дети смеялись и хихикали, и им понравился Элис. Когда родители вернулись для того чтобы собрать их, они не могли поверить в превращение. Думаю, это один из лучших моментов в рок-истории — когда дети начинают петь на этой пластинке».
Успех ждал как сингл «School's Out» (№ 7 США), так и одноименный альбом (№ 2 США), концептуально посвящённый школьной тематике. Ну, а сколько раз эта песня звучала в разнообразных кинофильмах, касающихся школьной темы, и не упомнить!
Элис Купер:
«Мы пытались сочинить песню для праздника Хэлоуин, пытались написать рождественскую песню, но преуспели только с этой вещью. „School's Out“ — наш шедевр».
Впоследствии Купер повзрослеет настолько, что будет вспоминать о школе с ностальгическим умилением и даже начнет потихоньку наставлять молодёжь на путь истинный. Что, впрочем, не помешает ему записать в 1991 г. ещё один подростковый гимн «Hey Stoopid». Что же до упрёков в духе — как может 65-летний дядька до сих пор петь «I'm Eighteen» и «School's Out»? — то Винсент говорил:
«Да, я знаю, но вот Элис… Понятия не имею, сколько Элису лет. Когда он поет „Мне 18“, ему восемнадцать, и все слова песни для Элиса истинны! Когда я исполняю другие песни, мне может быть и 100, и 10 лет, а то и меньше. Так что Элис по большому счету хамелеон, я не знаю, сколько ему лет».
ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ… А пока можете заглянуть в 1-й комментарий к статье.
Купер-просто выдающийся образец долгожителя американской рок-сцены,до сих пор выпускает качественные альбомы,которые слушаются на "ура".
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Эх, ушедшей юностью повеяло... Как крутили эту песню на школьных дискотеках... Но только в самом конце, чтобы после неё быстренько свернуть аппаратуру и смыться от гнева завуча и директрисы. Теперь уже и не узнаешь, какая сволочь перевела им тогда текст этой песни...
0 Ответить
Юрий Пасечников,
А я когда-то преподавал в школе, но это быстро достало. И вот однажды 11-классники спросили какую песню поставить мне по школьному радио на день учителя. Я попросил "Another Brick on the Wall" ПИНК ФЛОЙД. Правда, шутку не поняли, песню не нашли, и поставили "Show Must Go On" КВИНОВ.
0 Ответить
Для пытливых и любознательных:
читать дальше →
1 Ответить