Заглянем в энциклопедический словарь: оптимизация — 1) процесс выбора наилучшего варианта из возможных; 2) процесс приведения системы в наилучшее (оптимальное) состояние. Само по себе это слово, может, и неплохое, да вот почему-то всё, чего оно касается в настоящее время, изменяется не в лучшую сторону.
Я сейчас веду речь об оптимизации в системе начального (далее НПО) и среднего (далее СПО) профессионального образования. В соответствии с Законом об образовании, который вступит в силу с 1 сентября 2013 года, профессиональное образование ждут следующие меры по оптимизации. Прежде всего закон теперь утверждает четыре уровня профессионального образования, где нет места НПО (читай — профучилищам и профессиональным лицеям).
На практике это выглядит так. Профессиональные училища прекращают свое существование (путем объединения, ликвидации, в лучшем случае перехода в новый статус). При этом в большинстве случаев здания бывших профучилищ передаются другим организациям, не имеющим ничего общего с образовательной сферой (не напоминает ли все это историю с детскими садами?), имущество разбазаривается.
Рабочие кадры (сегодня читай — квалифицированных рабочих, служащих) планируется готовить в образовательных учреждениях (извините, в организациях в соответствии все с тем же законом) среднего профессионального образования, то есть в техникумах и колледжах, а еще в так называемых учебных центрах и непосредственно на предприятиях. На первый взгляд, ничего страшного, но при этом стоит отметить, что в целом количество образовательных учреждений со всеми их производственными площадками в разы сокращается.
В качестве примера возьму свой родной рабочий район, где сейчас функционирует свыше 10 крупных промышленных предприятий, на которые до недавнего времени приходилось 11 образовательных учреждений НПО и СПО. К новому учебному году это количество сократится до 4 (в их числе два филиала, не относящиеся юридически к району). Как вы думаете, способны ли они будут обеспечить рабочими руками все промпредприятия?
Печально, что вся система профтеха в настоящее время разрушается на корню, а взамен предлагаются какие-то полумеры. Министерство образования РФ совершенно не заботит вопрос о том, как некий Вася Пупкин будет добираться до реорганизованного образовательного учреждения, а ведь чаще всего в профучилище идут дети из неблагополучных, малообеспеченных семей, поэтому нахождение образовательного учреждения в шаговой доступности для них очень важно.
Еще один вопиющий пример: закрываются профучилища на селе, где они порой являются единственным учебным заведением и готовят к тем рабочим профессиям, которые прежде всего необходимы именно в этой местности.
Нельзя не обратить внимания и на такой факт. В соответствии с новым Законом об образовании РФ размер оплаты за общежитие будут определять образовательное учреждение и студенческий совет, если таковой имеется. Вместо 5% от стипендии (на сегодня обучающиеся в профучилищах получают в нашем регионе около 460 рублей) — неизвестно, какую сумму захотят возмещать за всегда убыточные общежития руководители учебных заведений.
Я прекрасно осознаю, что многие профучилища сегодня морально и материально устарели. Не поспоришь с тем, что в училищах нет крепкой базы, ремонта, не всегда эффективно расходуются средства. Но это же не значит, что решением проблемы является простое их закрытие. Конечно, все это позволит сэкономить средства на содержании огромных зданий, лишних директоров, преподавателей, бухгалтеров. Но ведь это уже проблема контроля со стороны Министерства образования.
Обидно, что в соответствии с новым законом образовательные учреждения становятся организациями, а дети рассматриваются как некий ресурс предприятий (их личностные качества никого не заботят), что забывается социальная роль профучилищ и индивидуальный подход в обучении и воспитании. Ни одно укрупнение еще не работало на такие вещи.
Куда пойдут потенциальные обучающиеся профучилищ? Как правило, они отказываются от 10−11 классов по той причине, что им не по силам сдать ЕГЭ, да и школы, как показывает практика, стараются от них избавиться, а путь в профучилища, где можно получить не только профессию, но и обязательный сегодня аттестат об окончании среднего (полного) общего образования, государство пытается перекрыть.
Перефразируя классика, им нет места в школе, но и училище не улыбается им. Правильно, экономика должна быть экономной, только на том ли экономят сегодня и не выйдет ли все это боком через какое-то время?
Без бумажки - ты букашка
путь в профучилища, где можно получить не только профессию, но и обязательный сегодня аттестат об окончании среднего (полного) общего образования, Вот именно, что получить бумажку об образовании и о профессии. А знаний то нет, ни по тому, ни по другому.
Я после школы пошел на производство учеником слесаря механосборочных работ. Учили меня на производстве, дали дядьку-наставника (светлая ему память), да еще 4 часа в неделю в цеховом красном уголке нам инженеры из КБ теорию преподавали. Учили нас пол-года(!)и после экзаменационной комиссии присвоили первый(!) разряд. А потом пришли токаря из ПТУ. У всех третий разряд, а у кого и четвертый. Так они были учениками, по сравнению с нами, которые учился на производстве. Токарь из ПТУ с четвертым разрядом не понимал что такое допуск-посадка, не мог чертеж прочитать. Точили только заготовки, серьезной работы им не доверяли.
Так что лишение таких ПТУ - не велика и потеря. Менять надо не только систему профессионального обучения. Менять надо всё. Всеобщее среднее образование - величайшая популистская глупость нашего правительства. Все за масштабы боремся, а бороться надо за качество. Но кому это надо? Обслуживать трубу могут 10-15 млн. тупых баранов, а все остальное купят за границей. У тех, кто кормится с трубы,дети даже высшему образование за границей получают. Нет у нас уже не профессионального, никакого образования, ни высшего, ни низшего.
1 Ответить
Александр Петров, тутА, в ЕтИм я согласНен: я давно талдычу, что в любом образовании надо больше нажимать на УМЕНИЕ, а знания(познания) переводить на факультатив, на прослушивание.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей Дмитриев, Умение без знания? Как это?
0 Ответить
Александр Петров, без пролем. Когда ты что-то умеешь, ты делаешь дело автоматически, забывая, что ты это знаешь. Например, вождение авто с МКПП. Все мансы идут автоматом. Конечно, умение приобретается через знания. Любимый пример - хирург; он знает и умеет. В массе знания висят невостребованным капиталом, с таким трудом приобретённым.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей Дмитриев,после обучения в ПТУ, птушники, как квалифицированные рабочие ничего не знают и ничего не умеют. Хирургов в ПТУ не учат, но как они учатся в ВУЗах, так лучше бы и не учились. Недаром их дипломы за границей не признают
0 Ответить
Александр Петров, ПТУ-ушники набираются опыта и становятся квалифицированными рабочими.Таких было и есть много. "Обижаешь,начальник."
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей Дмитриев,вы прям как юная дЕвица, вот надо что бы по вашему было.
ПТУ-ушники набираются опыта и становятся квалифицированными рабочими А еще птушники вырастают и детей ростят. Иногда очень умных. А еще старятся и умираютТаких было и есть много.Но статья то не о том кем кто и когда вырастет, а об образовании в этих самых ПТУ
0 Ответить
Александр Петров, " Я смеюсь, умираю от смеха:" Чего ж Вы ломитесь в открытую дверь, если продолжаете детьми и пр.?
Можно подумать, что и сами не набирались опыта, а пряМ так и свалились готовеньким спецом на все руки.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей Дмитриев, читайте выше: я учился и меня учили. Вам про Фому, а вы про Ерему. До свидания.
2 Ответить
Все как обычно....к народу относятся как к быдлу, и все чиновники детей меряют по себе. И забывают о том что не всем деткам по карману обучение в вузе или поездка в другой город на обучение. Нас у мамы трое, я окончила ПТУ (денег на ВУЗ не было), я отучилась...пару лет поработала и пошла учиться заочно. Смогла получить высшее образование, а теперь и этот шанс у детей заберут...начинаешь задумываться, а нужны ли мы государству?
2 Ответить
Мне все-таки непонятно, что мешает профтехучилищу получить статус техникума, колледжа и продолжать нормально работать?
0 Ответить
Татьяна Черных, к сожалению, это решает не само образовательное учреждение. Все зависит от очень многих обстоятельств, на которые чаще всего само училище повлиять не может
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Надежда Задорожная, я не знала, думала - нужно сдать какую-то аттестацию и этого достаточно. Очень жаль, вечно у нас все хотят разрушить. Хотя на словах вроде как считается, что нужно развивать систему прикладного образования.
0 Ответить
Вероятно, я уж совсем выпала из обоймы жизни. А, что этот закон, так таки уже есть? И номер имеет? В гугле нашла только проект. Минус мне, я вроде интересуюсь сумасшедшим принтером законов, а такое чудо пропустила.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Брюханова Ирина, Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Надежда Задорожная,
Пепел на мою голову, в самом деле, нашла. Я уж, совсем, подвержена туннельному восприятию жизни, но просто интерес во мне возникает - вот токари-фрезеровщики, слесари, сантехники, уважаемые мастера 6-го разряда (по старым временам) вот сейчас, где такие специалисты подготавливаются. А нигде. Грустно, блин.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Брюханова Ирина, у нас в Ростове в колледжах готовят.
0 Ответить
Татьяна Черных, "главное, чтоб костюмчик сидел" и была б модная, английская вывеска, желательно тоже на английском. А как же? "Куда конь с копытом, туда и мы".
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей Дмитриев, а что людям делать, если не дают работать под старой вывеской?
0 Ответить
Татьяна Черных, пользоваться неограниченным выбором выхода из кризиса, оперативно менять профессию, занятия, фирму - так, как наставляют апологеты экономического роста силами рынка и конкуренции. "Хочешь жить, умей вертеться".
А то расслабились в Союзе, пАнимАшь.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей Дмитриев, вот и нам в техникуме пришлось повертеться, чтобы именно нас оставили.
Оценка статьи: 5
2 Ответить
Хотелось бы ссылки на статьи закона.
0 Ответить
Дарья Иванова, в следующий раз учту Ваши пожелания Но если интересно, можете посмотреть следующие статьи закона: ст.10 п.5, ст.12 п.3, ст.23 п.2, ст.39 п.3.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Министром профтехобразования надо поставить Сердюкова. У него уже есть хороший опыт "оптимизации" расходов и структурных перестроек. Меня впечатлила статья в журнале "Эксперт" "Мы ничего не производим". Если не производим, зачем так много училищ и рабочих кадров? Мы же "въехали в постундустриальное общество" потребления, о каких проблемах Вы толкуете?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей Дмитриев, конечно, все это понятно. В данный момент сужу по своему учебному заведению - бывшему профессиональному лицею, сейчас техникуму. Рабочие руки в так называемой сфере обслуживания (повара, автомеханики) постоянно востребованны. А заводы, как правило, запрашивают выпускников исключительно "по интересам": машинистов крана, сварщиков...
Оценка статьи: 5
1 Ответить