Прежде всего, надо найти платиноносные пески, а таких мало. Крупнейшее месторождение Кондер находится на севере Хабаровского края в Аяно-Майском районе. Со времени начала эксплуатации в 1984 году здесь добыто 90 тонн этого драгоценного металла. Правда, на первый взгляд он не очень завлекателен. Похож на металлические стружки из-под крупного напильника, а самородки — на картофелины. Более красивы коллекционные кристаллы в золотой рубашке (ребро 0,5−1 см). Они шли только с ручья Аномальный и больше не добываются.
Итак, летим самолетом АН-24 из Хабаровска в старательский поселок Мар-Кюель. Далее по приличной таежной трассе 4 часа на авто до верхнего поселка Кондер и 15 минут в кольцевой хребет. Многие принимают его за астроблему (след крупного болида), но это не так. Идеальная кольцевая структура образована в результате процессов выветривания горных пород.
На полигоне круглосуточно работают промывочные приборы — современные колоды. Вначале бульдозеры снимают верхний слой пустой породы — называется вскрыша, и подают платиноносный песок на стол гидровашгерда. Это большое сито с дырками в 10 сантиметров. Мониторщик водяной пушкой отбрасывает крупные камни (галя, от слова галька) в отвал, а песок и самородки через дырки на столе попадают внутрь гидровашгерда и с водой под напором подаются по наклонной трубе в шлюз глубокого наполнения (непосредственно колода). Его дно покрыто ребристыми резиновыми ковриками (современная шкура барана), прижатыми стальными решетками. Здесь платиновый тяжелый песок осаждается, а пустая порода пролетает с водой в эфельный отвал (эфеля).
Раз в сутки утром съемочная бригада в количестве трех человек лезет на колоду. Почему возникает магическая цифра три? По правилам сохранности работать с драгоценными металлами можно бригадой не менее трех человек: один украдет, двое договорятся и тоже украдут, а третий заложит. Такая практика!
Вскрываем опломбированные крышки колоды, поднимаем решетки и пускаем малую воду по дну шлюза. Затем ногами производим некие круговые движения (бутОрим) — остатки пустой породы уносятся в отвал. А платина застревает между ребрами ковриков. Металл с ковриков собираем в 20-литровый контейнер и пломбируем. Все, съемка закончена. За сутки добывается от 100 граммов до десятков килограммов платины с одного прибора. Далее на съемочной машине везем контейнеры на шлихообогатительную фабрику (ШОФ), где производим окончательную очистку металла от пустой породы на отсадочной машине и концентрационном столе. Платина сушится и сдается в ППК (платиноприемную кассу). Там она взвешивается, пакуется в мешки, пломбируется и вывозится самолетом на большую землю.
Надо сказать, что после ШОФ сдают платину с примесями железа, осмия и иридия. На аффинажном заводе в Красноярске металл доводится до чистоты 99,96%, отливается в слитки и направляется в закрома Родины. Это и есть часть наших золотовалютных резервов!
Сейчас проводится доразведка в кольце Кондера на предмет поиска коренной платины. Это может обеспечить рост добычи платины, а значит и запасов металла в разы!
Да, забыл предупредить. Без согласования с руководством артели «Амур», имеющей лицензию на разработку месторождения, вас туда не пустят — даже не посадят в самолет в Хабаровске. Так что согласовывайте или устраивайтесь на работу в артель.
Какие красочные комментарии - дополнения! Жаль, что их можно только плюсовать, а не поставить пятерки.
0 Ответить
Закрома Родины - слитки платины.
1 Ответить
Платина на резиновом коврике (0,5 кг) после съемки в руках у автора.
1 Ответить
Промывочный прибор с полигоном.
1 Ответить
Кольцевая структура Кондер - взгляд из космоса.
1 Ответить
Крупные кристаллы платины в золотой рубашке.
1 Ответить
Я читал, что в Аргентине платину (серебришко) вычищали из добываемого серебра, как вредную примесь, поддельное серебро - и выбрасывали в море, чтобы не вводить людей в заблуждение.
0 Ответить
Игорь Вадимов, верно. Платину («серебришко» на испанском) при добыче золота в Америке выбрасывали, чтобы не разбавляли серебро и не портили монету.
0 Ответить
Платиновый песок и самородки в сростках с хромитом.
2 Ответить