Но не так давно я заинтересовалась историей североамериканских индейцев, стала искать информацию и рассматривать выложенные в Интернете фотографии. И вот, шаг за шагом, дошла до индейских икон. Явление это весьма необычное, ведь много веков подряд индейцы придерживались своих исконных верований и только в наши дни в связи с динамикой развития современного мира часть индейцев приняла христианство. И сравнительно недавно, уже в ХХ веке, появились первые индейские иконы (именно так их позиционируют сами индейцы Северной Америки).
Пожалуй, самым известным североамериканским иконописцем стал священник Джон Джулиани. По национальности Джулиани — итальянец, по вероисповеданию — католик. В юности он изучал искусство в Институте Пратт в Бруклине, который окончил в 1952 году, но затем пошел по религиозной стезе и в 1960 году стал священником. В 1977 году вместе с пятью другими священниками основал бенедиктинскую общину в Коннектикуте. Уже в зрелом возрасте он учился религиозной живописи и иконописи в Нью-Йорке. Джулиани был хорошо знаком с образцами и канонами византийской школы иконописи, но не был уверен в том, что прихожане-индейцы воспримут их должным образом.
Перед Джоном Джулиани стояла непростая задача — изобразить библейские сюжеты доступно и понятно, при этом он знал, что творить будет для индейцев-христиан всех племен, независимо от того, придерживаются они католицизма, протестантизма или православия. В 1990 году, когда исполнилось пятьсот лет после первого прибытия Колумба в Америку, Джулиани решил для себя, что на иконах необходимо изображать самих индейцев, дав им тем самым возможность глубже прочувствовать библейские мотивы.
Джулиани провел огромную этнографическую работу — он изучал предметы быта племен хопи, сиу, навахо, его интересовало буквально все — украшения, вышивка бисером, особенности ткачества, а также обряды и моральные ценности индейцев. К своему удивлению, он обнаружил немало схожих черт в евангельских заповедях и в индейских правилах чести.
Иконы Джона Джулиани основываются на сюжетах Ветхого и Нового Заветов, и, несмотря на непривычную нашему глазу внешность персонажей, все образы узнаваемы. Основные линии иконотворчества Джулиани — земная жизнь Иисуса Христа, жизнь Богоматери, изображения святых и архангелов, изображения Богородицы с Младенцем. Иконы священника-иконописца находятся в храмах в Монтане и в Дакоте.
Что необычного можно увидеть на иконах Джулиани? На иконе Воскресения Христос изображен танцующим национальную пляску солнца. На иконе Преображения Господня стоящий рядом с Христом Моисей держит на плечах буйволиную шкуру, в руках у него — орлиные крылья, как знак его величия, пророк Илия изображен с трубкой мира в руках.
Внеся в иконопись особенности внешности, одежд и быта североамериканских индейцев, Джулиани словно повторил фразу Христа: «Нет ни эллина, ни иудея», и напомнил людям о духовной индейской заповеди: «Части одного творенья, мы все должны признать друг друга братьями и сестрами».
Мне очень понравилась статья. Фотографии!!!! Ссылки от Марианны с удовольствием просмотрела. Отчего и почему у меня осталась некоторая неудовлетворенность? Я то думала, прочитавши название статьи, что сейчас познаю историю создания икон в великие времена крещения индейцев эпохи Кортеса и всяких конкистадоров. Наивная, чего уж.
Опять же, есть у меня вопрос, а вот до крещения в христианство, ведь были же у индейцев лики богов, символы поклонения, суть иконы? Где они? Неужели не интересны?
0 Ответить
Ирина, спасибо за комментарий. Мое знакомство с иконами индейцев началось именно с современных образов, любопытство (собственно у меня были те же вопросы, что и у вас) повело дальше. Изображения эпохи Кортеса (и близкие им) уже не совсем иконы, скорее, религиозная живопись, поэтому, чтобы не смешивать эти понятия и эпохи, я не стала описывать их в одной статье. Индейские символы (очень интересные!) - это уже третье; если нормы морали еще в чем-то совпадают с христианством, то символика совсем другая. Очень надеюсь, что получится написать и опубликовать здесь статьи на эти темы и найти изображения хорошего качества.
0 Ответить
Аля Я, очень интересная статья! Никогда до этого не слышала об индейских иконах. Вот тотемные столбы знаю, видела много - потрясающие! Особенно впечатляющая коллекция тотемных столбов в экпозиции Музея Цивилизации в Оттаве (Канада). Надо будет при случае туда ещё раз съездить да и по местным музеям по второму кругу проехаться целенаправленно поискать что-то об иконах, может там есть какие-то интересные факты, экспонаты, просто я не прочитала, не увидела, пробежала мимо.
Спасибо за статью ! И Вам, Марианнна, - за ссылочку.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Алина, большое спасибо за отзыв! Да, тотемные столбы - отдельная тема, я видела несколько в этнографических залах разных музеев, вообще индейская культура впечатляет. Иконы, конечно, необычные, но видно, что созданы не просто так. Кстати, у индейцев уже появились свои индейские святые, соответственно и их образы тоже (например, Катерина Текаквита Ирокезская). И если искать в инете, то лучше на англоязычных сайтах, русскоязычные пользователи порой оставляют весьма пренебрежительные отзывы.
0 Ответить
Вот здесь есть фотографии из базилики Благовещения в Назарете. Там висят иконы из разных стран. Посмотрите на китайскую, японскую, таиландскую. А камерунская!..
0 Ответить
Марианна, у меня собрано где-то тридцать больших папок с иконами и изображениями на библейские темы разных авторов из разных уголков света. Это что-то необыкновенное, и совершенно понятное при этом. Была мечта написать о этих изображениях книжку, но пока что - пишу в ШЖ .
0 Ответить