Исключения, разумеется, имеют место. Правда, чтобы соблюсти баланс, требуется талант. А если за дело берется ремесленник, то получается как в присказке: хотели как лучше, а вышло как всегда. В этот раз мы поговорим о двух советских детективах, экранизации повести братьев Вайнеров «Город принял» (1979) и мини-сериале «Инспектор Лосев» (1982) по мотивам романа Аркадия Адамова «Злым ветром».
Книги Адамова переносились на экран трижды. Первой ласточкой стала его повесть «Дело «пёстрых», руками режиссера Николая Досталя превратившаяся в настоящий хит советского проката 1958 года. Писатель продолжал усердно трудиться на всем протяжении шестидесятых-семидесятых, но славу ему принесли поздние произведения, в том числе серия детективных романов о приключения инспектора МУРа Виталия Лосева. Похождения сыщика экранизировались дважды и оба раза в виде мини-сериалов. Первый трехсерийный телефильм вышел в 1982 году под безыскусным названием «Инспектор Лосев», второй, «Петля» — годом позже.
Сначала о самой книге. Адамов — типичный певец соцреализма, а посему его детективы — это не какая-то там смесь боевика с триллером, характерная для девяностых, а весьма дотошный, детализированный взгляд на работу милиции с множественными лирическими отступлениями. По сюжету «Злым ветром» инспектор Лосев расследует дело «гастролера» — хитроумного заезжего вора, повадившегося обчищать постояльцев московских гостиниц. Последняя кража стала роковой: воришка не только не успел набить карманы, но и был вынужден применить насилие к случайно зашедшей в номер горничной.
Однако сыщиков смущает не наглость и отчаянность «гастролера», а странное поведение потерпевшего, который о краже не заявил, а, наоборот, стремительно покинул гостиницу и Москву. Раскручивая дело, Лосев и его товарищи выходят на целую сеть куда более опасных преступников и расхитителей социалистической собственности. Эти граждане опутали своими махинациями несколько крупных городов СССР, включая Москву, Ленинград и Одессу.
«Инспектор Лосев» — типичный пример неудачной экранизации, когда все пошло вкривь и вкось. В отличие от «Дела «пёстрых», на этот раз адаптировать произведение к телеэкрану пригласили самого Адамова, которому это дело оказалось не с руки. Растянув сценарий на три серии, автор умудрился самым серьезным образом почикать собственное творение, опустив все подробности личной жизни героев и сосредоточившись исключительно на расследовании. При этом некоторым персонажам места в тексте не осталось, а часть причинно-следственных связей выбросили за ненадобностью, добавив для зрелищности несколько эпизодов, коих в книге не было.
Все бы ничего, но сценарий добила совершенно невнятная режиссура, отвратительный саундтрек и очевидные промахи в подборе актеров. Постановщик Олег Гойда, ранее работавший над юношеским патриотическим телесериалом «Алые погоны», превратил и без того не слишком динамичный сюжет в унылое и лишенное эмоций жизнеописание будней уголовного розыска. Добрую четверть каждой серии занимают абсолютно необязательные и бессмысленные вставки «с натуры» — то пару минут демонстрируют уличный поток жителей, то запускают панораму города. И все это под рваные, невразумительные и дребезжащие звуки, сочиненные композитором Владимиром Дашкевичем. Между прочим, автором шедевральной мелодии для киносериала о Шерлоке Холмсе. Видать, на сей раз муза его не посетила.
С кастингом все тоже не гладко. Юрий Шлыков в заглавной роли смотрится, в общем, неплохо, хотя по габаритам до своего книжного прототипа явно не дотягивает. Его коллега Откаленко, коего в фильме лишили какой-либо индивидуальности, достался Владимиру Носику, чья внешность с работником МУРа совсем не вяжется. Но хуже всего поступили с роковыми женщинами, раздав их партии Наталье Андрейченко и Ларисе Удовиченко. Они, конечно, симпатичные актрисы, но для femme fatale требовалось нечто большее.
Словом, телесериал обернулся унылой констатацией книги, без должной выдумки и энтузиазма. Снятая тем же режиссером годом позже «Петля» окончательно поставила крест на экранизациях Адамова.
В 1979-м дебютанту Вячеславу Максакову поручили работу над очередной книгой братьев Вайнеров, повестью «Город принял». И неопытный постановщик принял единственно правильное решение. Дело в том, что повесть представляет собой хронологию одних суток из жизни дежурной опергруппы, рассказываемую глазами нескольких персонажей. Для кинофильма такой формат не слишком удобен, поэтому авторы избрали в качестве главного действующего лица инспектора Стаса Тихонова, в чей образ неожиданно органично вписался актер Михаил Чигарев.
Повесть Вайнеров — мозаика из образов, мыслей, персонажей и событий. В течение суток персонажам книги приходится решать самые разнообразные задачи: спасать семью от телефонного террориста, разыскивать похитителя дверцы от «Волги» известного хоккеиста, заниматься поисками потерянного в парке колье одной высокопоставленной британской особы и даже утихомиривать разбушевавшегося пьяницу с ружьем. Это в литературном оригинале.
Фильм же «сузили» до генеральной сюжетной линии с ограблением сберкассы, которая в повести упоминается лишь вскользь. Прочие эпизоды из жизни московских сыщиков выгодно оттеняют общий замысел — показать рутинную работу милиции с героической точки зрения. Нынче, когда образ правоохранительных органов донельзя дискредитирован в обществе, подобные фильмы вызывают горькое чувство ностальгии по временам, когда фраза «Моя милиция меня бережет» воспринималась не только с саркастическим подтекстом.
«Город принял» по сравнению с «Инспектором Лосевым» — практически шедевр советской кинодраматургии. Яркие образы, динамичный экшн, погони, стрельба, элементы бадди-муви и хэппи-энд. Помимо Чигарева в картине заняты и другие знакомые лица: Инна Аленикова (учительница из дилогии про Петрова и Васечкина), Александр Пороховщиков, Виктор Шульгин и почему-то отсутствующий в титрах великолепный Александр Адабашьян в роли обаятельного афериста «Марчелло» (он же неповторимый Бэрримор из «Собаки Баскервилей»).
К сожалению, Максаков в режиссерской профессии не задержался, сняв после только три художественных фильма. Впоследствии он плотно занялся дублированием иностранной кинопродукции, чем и промышляет до сих пор.
Разумеется, обе обсуждаемые картины — это всего лишь слепок прошлого, красочные зарисовки из страны развитого социализма. У кого-то они действительно вызовут приступ ностальгии, а кто-то пройдет мимо, не поняв «фишки». Времена и люди изменились настолько, что нынешнему поколению уразуметь мотивы и нравственные ценности героев «того» кинематографа с каждым днем становится все сложнее.
Какую идиотскую рецензию вы написали.Фильм "Инспектор Лосев"смотрится очень хорошо.Актеры подобраны хорошо.Музыка замечательная.Сюжет очень даже динамичный.Режиссура тоже приличная.Кстати,книга "Инспектор Лосев"особо не впечатлила.Лосев классно дерется.Для того времени это было необычно.Главный герой опер-каратист.Сюжет очень необычный.Так что фильм хорош.Это и подтверждают количества лайков на ютубе и других сайтах.А "Город принял"ничего особеннного.Фильм как фильм.Смотрел в детстве.Надо будет пересмотреть.
0 Ответить
Станислав Цыганков, я так понимаю, под вашим ником кроется сам Эталон Вкуса? Тогда перелогиньтесь, пожалуйста, а то не узнаю вас в гриме.
0 Ответить