А еще на гербе Испании красуется гордый девиз: «Plus Ultra» — «Дальше предела», как память о тех временах, когда страна владела территориями, находящимися как раз за теми самыми Геркулесовыми столбами. Да и сегодня Испания является культурной метрополией для огромной лежащей за Атлантическим океаном Латинской Америки, почти сплошь испаноязычной.
Так вот, в те гордые времена корабли, уходящие из испанских портов в Америку, не разворачивались строго на запад, что, казалось бы, должно было сократить путь. Они несколько дней шли юго-западным курсом вдоль берегов Африки для того, чтобы пристать к Канарским островам. Делалось это и для того, чтобы проверить в деле корабль и команду, и для того, чтобы на Канарах пополнить запасы еды и воды перед долгим океанским переходом.
Сейчас так планируются перелеты на другие планеты. Космический корабль сначала выводят на околоземную орбиту, а оттуда он уже «прыгает» в межпланетное пространство. Таким образом, Канарские острова несколько веков были чем-то вроде нынешней орбитальной космической станции: вокруг уже океан, но это все же недалеко от надежной суши.
Сегодня от этого «балдеют» прежде всего многочисленные туристы. Канарские острова теперь — популярный курорт, находящийся в африканских широтах, но с обслуживанием европейского класса. Приятно нежиться в бассейне и разглядывать через его бортик уходящий до горизонта Атлантический океан. Приятно жить в пятизвездочном отеле, окруженном черными скалами, напоминающими о том, что здесь когда-то извергался грозный вулкан.
Канарские острова — вулканического происхождения, а на острове Пальма до сих пор существует действующий вулкан. Вулканологи утверждают, что он находится в спящем состоянии, но вот если вдруг проснется — мало не покажется никому, даже далекой Америке. Извержение и сопутствующее ему землетрясение вызовет волну цунами высотой в тридцать метров, которая, перемещаясь почти со скоростью самолета, через восемь часов накроет Восточное побережье США.
А еще здесь приятно почувствовать себя заброшенным на край земли. Ведь Канарские острова, принадлежащие Испании, — самая западная точка Евросоюза. А самая западная точка на Канарах — западное побережье острова Иерро. В принципе, именно здесь следовало воздвигнуть какую-нибудь триумфальную, что ли, арку, а на ней написать большими буквами «Plus Ultra».
О существовании этих островов знали еще древние римляне. Они же дали им название «Canariae Insulae» — «Собачьи острова». Собак здесь водилось много, и собаки были большие. Об этом написал римский писатель Плиний Старший (Plinius Maior) (23 — 79) в своей книге «Естественная история». Правда, сам Плиний на Канарских островах не побывал, но он ссылается на свидетельства мавританского короля Юбы II (52 г. до н.э. — 23), совершившего сюда экспедицию и собак отсюда, в самом деле, привезшего.
Так что Канарские острова названы по собакам, а вот маленькие птички, которые здесь водились во множестве, были названы уже по островам «канарейками».
Канарейки — это местная, островная, порода вьюрков, дальних родственников воробьев и чижей. В 16-м веке испанцы начали вывозить их с острова и продавать: птички красиво пели. Некоторое время канарейки были стратегическим товаром. Чтобы они не размножались, продавали только самцов. Даже название птиц секретили, говорили, что их привозят из Южной Америки. Но шила в мешке, а канарейку на Канарах — не утаишь. Птички распространились по всей Европе и очень скоро превратились в домашних животных. Кстати, канарейка — одно из домашних животных, которых брал для примера Дарвин, рассуждая о происхождении видов.
Селекцию канареек проводили сразу в двух направлениях. Во-первых, изменяли цвет оперения от первоначального зелено-коричневого до того ярко-желтого, который мы сейчас называем «канареечным». А во-вторых, выводили более певчие, более звонкоголосые породы. Интересно, что экстерьером канареек, в основном, занимались в «легкомысленной» Франции, а, так сказать, внутренним содержанием — в «основательных» Германии и в Тироле.
Вывести синюю канарейку еще никому не удалось. Название же широко известной песенки «Blue Canary» следует переводить как «Грустная канарейка». Есть и такое значение у английского слова «blue».
В России до революции канареек любили и охотно покупали для веселья и уюта в доме. А после революции желтая певчая птичка вместе с безобидной геранью (кстати, неплохим народным средством от болезнетворных микробов и комаров в доме) была обвинена в мещанстве. Пролетарский поэт вынес ей суровый приговор:
Скорее
головы канарейкам сверните —
чтоб коммунизм
канарейками не был побит!
(В. Маяковский)
После чего немедленно подарил любимой Лиле Брик клетку с канарейкой. Для веселья и уюта в доме, как уже было сказано.
В 16-м веке канарейки с Канарских островов «перелетели» в Европу. А в противоположном направлении, в Южную Америку, отсюда почти в то же время «стартовал» сахарный тростник. Дело в том, что родина этого полезного растения — Юго-Восточная Азия и Индия. В 12-м веке он появился в Европе. Сюда его завезли арабы и стали выращивать в Египте. Испанцы обнаружили, что и на Канарах это растение приживается очень хорошо. Так что к моменту экспедиций Колумба в новооткрытые страны было что вывозить.
спасибо, интересно
Оценка статьи: 5
0 Ответить
эх как хочется на канары то)
2 Ответить
Вячеслав Потапов, и не говорите. Но если гора не идет к Магомету...) То пока посидим и помечтаем о том, чтобы скорее самим прийти к горе)
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Отлично! Познавательно, и так хорошо, что хочется читать еще)
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Занимательно, познавательно - полный ажур.
Так от чьих стихов "в клетке сдохла канарейка"?
Кинологи тоже произошли от Канаров?
Спомнилась молдавская поговорка "Кынеле кынд н*аре чи фачь..."
Канары хорошо рифмуются с нарами.
Оценка статьи: 5
0 Ответить