Но, несмотря на вторичность как книги, так и фильма, и отчетливый «сумеречный» душок, «Голодные игры» с их боевитой мелодрамой все же предпочтительнее, нежели изощренная некрофилия Стефани Майер.
…В далеком будущем, столь отчетливо напоминающем прошлое, Америка вернулась к феодализму. После восстания неимущих шахтеров страна, в лице зажравшегося центра, решила ежегодно гасить малой кровью нездоровые революционные вибрации населения сырьевых придатков-дистриктов. Каждый год в столице Капитолии устраиваются «Голодные игры» — нечто среднее между геноцидом, рейтинговым телешоу и театром марионеток. Участники сего зверства — молодые юноши и девушки, призываемые в добровольно-принудительном порядке пожертвовать собой ради спокойствия нации. Победитель — только один, но, чтобы одержать верх над соперниками, надо не столько полагаться на мускулы и реакцию, сколько на покладистость и любовь спонсоров.
12-летняя Примроуз Эвердин впервые участвует в Жатве — лотерейном отборе претендентов на заклание, ежегодно проходящем в каждом из 12 дистриктов. И когда наманикюренная рука ведущей вытаскивает из стеклянного шара бумажку с именем Прим, ее старшая сестра Китнисс бросается всей грудью на амбразуру. В паре с юношей Питом она отправляется в Капитолий, где им должны навести шевелюру, украсить стразами и в красивой упаковке представить наглым очам буржуазии. Их наставник (ментор) объясняет правила игры: хочешь жить — умей понравиться. Угрюмые одиночки умирают первыми, неважно, от ножа соперника, обезвоживания, голода иль запора, вызванного неудобоваримой лесной пищей. Но сила и навыки не помешают, поэтому новобранцев в кратчайшие сроки тренируют по системе «Как стать Рэмбо за семь дней».
У Китнисс неплохие шансы, ибо девушка она эффектная, да и история несчастной любви Пита к своей спутнице надавила публике на слезные железы. Но правила — есть правила. Убей — или убьют тебя. Предавай, беги, прячься. В этой игре нет призовых мест и пьедестала, из леса тебя либо выведут, либо вынесут. Китнисс обладает лишь одним преимуществом: она не согласна превратиться в животное только ради спасения своей шкуры…
Где-то мы это уже видели. Или слышали. Ах да, нечто подобное вероломные греки проделывали с Минотавром, которому «просто хотелось кушать». Или же местечковые войны, ведомые государствами за пределами своих территорий, дабы мелким насилием упредить большие конфликты. А еще с десяток книг и фильмов, расписывающих в деталях технологию игр на выживание. Начиная от Шекли и Кинга и заканчивая культовой японской «Королевской битвой». В общем, американка Сьюзен Коллинз, сотворившая трилогию «Голодные игры», свою родину заново не открыла, а довольно старательно и прилежно переписала на новый лад старую, как мир, историю о том, кто оплачивает банкет, тот и девушку танцует.
Тем не менее аудитория подлога якобы не заметила и две первых книжки почти два года болтались в списке самых продаваемых романов Америки. Даже сам Стивен Кинг признал за Коллинз недюжинный талант компиляторства, что должно было польстить писательнице, учитывая, что «Король ужасов» крайне резко высказывался о творчестве ее коллеги Стефани Майер. В первую очередь, из-за разногласий по поводу того, с какой стороны нужно подходить к вампиру. В общем, вся писательская братия Сьюзен заласкала, что добавило масла в огонь.
Четыре года понадобилось Голливуду, дабы осознать необходимость адаптации романа к большому экрану. Режиссером «Голодных игр» назначили Гэри Росса, сценариста «Большого» и постановщика «Плезантвиля» и «Фаворита». Никого не смутил тот факт, что ранее Росс исключительно работал по романтическим мелодрамам и с большими приключенческими проектами дела не имел, хотя ряд его картин имел в своей основе фантастическую подоплеку. В конце концов, в таких фильмах, как «Голодные игры», не столько важен режиссер, сколько грамотный сценарист, а тут претензий никаких — над текстом сценария работала, в том числе, сама Коллинз.
Отбор на главные роли был невменяемо тщательным. Только на роль Китнисс пробовалось около тридцати молодых актрис разной звездной величины, начиная от Сиршы Ронан («Милые кости») и Эбигейл Бреслин и заканчивая Хлоей Мориц («Пипец») и Эммой Робертс. В итоге пригласили Дженнифер Лоуренс, которая аж три дня взяла на раздумья. Понятное дело, связываться с долгоиграющей франшизой не каждый согласится. Жесткие графики, контракты, опутывающие по рукам и ногам, популярность дикая, гонорары бешеные и прочие сопутствующие нюансы. Но Лоуренс приняла предложение, и можно смело сказать, что Китнисс в ее исполнении — это самая большая удача фильма. Даже большая, чем Стэнли Туччи с кислотной синей прической, неузнаваемая в дичайшем гриме Элизабет Бэнкс и вечно поддатый хиппи Вуди Харрельсон.
По сути, перед нами вольный пересказ Оруэлла для поколения next. Поэтому фантастическая и мелодраматическая составляющие всей стопой давят горло философской. Антиутопия для маленьких, где событийность довлеет над здравым смыслом. Признайтесь, вы ведь не задумывались, почему гротескно размалеванные богатеи дразнят своих крепостных тем, что прилюдно измываются над их отпрысками? Что это — агония очередной римской империи, погрязшей в собственных пороках и извращенности? Или искусная сатира на современное общество, с его шоу из серии «За стеклом» и «Дом-2», где те же самые подростки-переростки готовы перегрызть друг другу горло за 15 минут славы? К сожалению, дальше примитивной копипасты авторы не продвинулись. Все эти дистрикты-трибуты-менторы-спонсоры — всего лишь профессионально исполненный рерайт, наглядно демонстрирующий уровень нынешней литературы, в особенности американской.
Как водится, потерянное в сюжете восполняется динамикой повествования. Не то чтобы на одном дыхании, но пара-тройка напряженных моментов в фильме Росса имеется. Особенно когда рассказ вступает в финальную фазу схватки за жизнь и «Голодные игры» приобретают оттенки «Повелителя мух». В этой части утомительные «Сумерки», с которыми почему-то творчество Коллинз сравнивают чаще всего, нервно курят в сторонке. Жаль только, что в некоторых технических деталях явно чувствуется женская рука, а у главной героини весь фильм в попе играет материнский инстинкт, а не инстинкт выживания. Да и оператора Тома Стерна совместное долголетнее творчество с Клинтом Иствудом явно не приучило к работе с динамичными сценами: большая часть баталий и погонь выглядит как проезжающий мимо скоростной поезд — сплошное мельтешение.
Все огрехи, окромя сценарных, еще могут быть исправлены. Грандиозная касса мировых сборов «Голодных игр» отбросила все сомнения в необходимости экранизации всей трилогии. Вторая часть под названием «И вспыхнет пламя» выйдет уже в ноябре 2013-го, а финал «Сойка-пересмешница», по дурацкой традиции, будет разбит на две части и планируется к выходу в 2014—2015.
Спасибо оформителю этой статьи, добавившему в текст нашего знаменитого мизантропа (и, как оказывается - еще и мизофона) великолепные...