Что ж, так турист сразу проникает в замысел автора этого архитектурного ансамбля. Под небом голубым, средь бело-розовых стен и крытых серебристым лемехом или луженым железом строений вошедший видит источник прозрачной воды — и райские деревья, яблони, роняющие розоватые лепестки на поверхность вод… Рай земной!
Мир остался за стенами — теми самыми, что, по Библии, окружают рай. Стены приглушают городские шумы, останавливают ветер. Мир, покой, красота, аромат трав и цветов…
Создатель ансамбля, ростовский митрополит Иона III (годы правления: 1652−1690), строил свою резиденцию — место жизни и службы для себя и немалого штата, обеспечивавшего управление огромной Ростовской епархией. Счастливое стечение обстоятельств: один человек, и весьма незаурядный, художественно одаренный, стал заказчиком, идеологом, архитектором и художником архитектурного комплекса несказанной красоты.
Ростовский архиерейский дом, старый архиерейский двор — так именовался ансамбль в XVII, XVIII, XIX вв. Так он нередко называется сейчас в работах историков и искусствоведов, исследующих древнерусскую архитектуру.
Но с XIX в. ансамбль получил новое название, под которым сейчас известен миллионам, — Ростовский кремль. Кремлем его назвали местные и заезжие любители древностей российских, впечатленные зрелищем приходящих в упадок, но от того еще более величественных зданий.
Ни митрополиты, ни архиепископы давно уже не живут в каменных палатах ансамбля, более двухсот лет назад они перебрались в центр губернии — Ярославль. С конца XVIII в. здания брошенного на произвол судьбы архиерейского двора ветшали. Руины взывали к патриотизму ростовцев, к их ощущению долга перед отеческими гробами.
На свершения горожан вдохновляли и суждения нередко оказывавшихся в Ростове знатных путешественников — вельмож, чиновников, архитекторов, писателей: в те времена Россия уже начинала понимать, какое сокровище представляют собой памятники отечественной истории и культуры.
Ростовский кремль — сокровище, это было ясно и гостям города, и хозяевам. Вот хозяева-то, ростовцы, и отвергли возникший в 1-й половине XIX в. проект сноса руин ради строительства важного для известного своей ярмаркой города гостиного двора.
В 1860-е гг. ростовский купец Иван Хранилов буквально по миру пошел, собирая пожертвования для ремонта кремля. Предприятие оказалось успешным — на собранные деньги удалось поновить оставленные епархией кремлевские храмы с фресками XVII в. Но недостаточны были эти усилия, приложения сил требовал весь ансамбль.
И в начале 1880-х гг. за дело взялись тоже ростовцы, тоже купцы — Андрей Титов и Иван Шляков. Как и их земляк Хранилов, они не ограничивались в своих интересах погоней за барышом. Целью жизни выбрали они сбор и распространение сведений об истории родного города, а затем — вплоть до мига смерти — восстановление Ростовского кремля, устройство и ежедневное поддержание в нем музея.
Занятия краеведением, археографией, коллекционирование памятников старины, издание книг по местной истории способствовали контактам ростовцев с интеллектуалами обеих столиц. В первую очередь — с известным российским историком графом Алексеем Уваровым, одним из основателей Московского археологического общества (МАО), Исторического музея в Москве (ГИМ), с его женой Прасковьей Уваровой, возглавившей МАО после смерти мужа.
Титов и Шляков осознавали: при огромности задач рассчитывать на лепту вдовицы не приходится. Надо было искать людей, готовых финансировать масштабную реставрацию. Эту ношу взвалили на себя ростовцы же, из мещан выбившиеся в купцы первой гильдии Всеволод и Евграф Королевы. Давно уже жившие в Томске, известные там благотворительностью, они с готовностью дали деньги на восстановление Белой палаты Ростовского кремля.
Происходившее в Ростове в 1883 г. «возобновление из праха» древнего памятника и устройство в нем музея произвело огромное впечатление на российское общество. Одним из первых в стране маленький уездный город взялся за реставрацию своих древностей. Почин исходил не от государства, не от церкви, не от губернских чиновников — городское сообщество оказалось способно рождать такие высокие инициативы и реализовывать их.
28 октября 1883 г. Ростов стал музейным городом — третьим в России городом, создавшим общедоступный музей. Первым в 1866 г. стала губернская Тверь, вторым — Москва с открытым в мае 1883 г. Историческим музеем.
Реставрация Ростовского кремля продолжалась по мере появления все новых и новых жертвователей. А их было немало — жертвовать на реставрацию стало чуть ли не модой.
Городская дума посчитала себя обязанной хоть малой суммой, но поддерживать кремль и музей. Спустя три года музей Ростовского кремля принял под свое покровительство наследник российского престола, будущий царь Николай II, назначив на содержание капитал. В 1910 г. Государственная дума законодательно закрепила общероссийский статус музея, постановив отпускать из казны деньги на его содержание.
Реставрация конца XIX в., размещение здесь музея обеспечили благополучное существование Ростовского кремля более чем на полвека. Точнее — до 1953 г., когда смерч обезглавил кремлевские храмы, сорвал кровли. Начавшаяся после этой беды реставрация сделала кремль таким, каков он сейчас.
Нынешний ансамбль в значительной степени соответствует первоначальному виду. Восстановлена окраска стен — на основе цемянки, розовая разной степени интенсивности, вплоть до почти белой. Реконструирован Митрополичий сад, посажены яблони и на центральном дворе, отражает небеса пруд в окружении этих яблонь. Таким Ростовский кремль придумал и сделал Иона Ростовский: создал рай на земле.
…Но после первого вздоха: «Рай!» турист в Ростовском кремле морщит лоб. И говорит: «Я где-то это видел…». И вспоминает: «Так это здесь снимали „Ивана Васильевича“?!»
Обьясните мне, уважаемая, что за манера такая у местных журналистов хамить на комментарии читателей?..
Российское законодательство ни на этот счет и на какой другой, меня лично не интересует.
Как, врочем, и Ваши будующие публикации.
Всего доброго.
1 Ответить
Елена Фукс, регистрируясь здесь, вы выразили готовность соблюдать наши правила. Одно из правил - обсуждать в блоге статьи статью, а не свои мысли по поводу. Потому не надо оффтопа. И не надо переходить на личности. Вы опубликовали утверждение, которое, как мне известно, родилось в ходе предвыборных спекуляций и использовалось на протяжении ряда избирательных кампаний. Я вам объяснила, что оно - ложно.
Не возвращайтесь в этот блог. Свои вопросы по поводу дорог и помоек адресуйте избираемым и назначаемым местным правителям, а не мне, автору познавательной статьи о Ростовском кремле.
0 Ответить
Какое печальное сообщение. Ростов должен быть бы быть городком-лялькой; ухоженным, чистеньким, бережно застроенным с учётом истории, с предприятиями высоких технологий.
А как сейчас выглядит Углич, в прошлом город часовщиков?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей Дмитриев, не надо с такой готовностью доверяться любым сообщениям. И не надо пытаться поддержать разговор за пределами темы.
1 Ответить
Печально, что город и Кремль существуют параллельно - больно смотреть на окружение - ужасные дороги, ветшающие здания и помойки на каждом углу. Есть кремль с историей, и город с историей, увы тоже прошлой (Ростов даже городом на бумагах перестал сущестовать, как он теперь назувается - городское поселение....) И не важно кто и как финансирует реставрацию и музей. Когда это всё посредине клоаки - будующее только в книшке-на картинке...
1 Ответить
Elena Fuchs, Ростов не перестал городом существовать - поинтересуйтесь российским законодателсьтвом на сей счет. Пора оставить эту выборную демагогию чуйковских времен.
0 Ответить
Так это здесь снимали «Ивана Васильевича»?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей В. Воробьев, здесь-здесь.
А фото - это Куравлев нынче проехал по местам боевой славы)) (веселая девушка в центре - моя дочь)
1 Ответить
Спасибо за интересную статью! Конечно, многие россияне знают Ростовский Кремль исключительно из "Ивана Васильевича", очень красивый архитектурный ансамбль. Так замечательно, что были люди, которые создали такие места, которые можно назвать раем на земле.
0 Ответить
Фотография, на которой небо, купола и яблоневый цвет - потрясаюшая! А купола чем покрыты?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Алина Еремеева, в норме (изначально, да и в последнюю реставрацию 1960х гг.) купола должны быть крыты луженым железом. Но будто бы реставраторы, сбившись с ног, не смогли найти к юбилею Ростова (1150 лет отмечалось в 2012 г.) луженое железо - и покрывали главы медью, грунтованной, а потом крашеной вот этим чем-то серебристым.
0 Ответить
Люба Мельник, как-будто в РФ не стало золота? Пошли бы с шапкой среди олигархов, которые пользуются золочёными унитазами на супер-яхтах. Небось, на такие дела не скинутся владельйы футбольных клубов?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей Дмитриев, Ростовский кремль - в списке особо ценных объектов истории и культуры России, его реставрация - целиком на государстве. Проблемы в деньгах нет, и золота не требуется. Ни на то, чтоб реставрацию вести, ни на золочение глав.
0 Ответить
Люба Мельник, и всё-таки, золотой купол красивШе и ярче.
...А вот раньше были очень щедрые меценаты, "не то что нынешнее племя".
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей Дмитриев, вроде я внятно объяснила в статье - золотых куполов не было и не могло быть. Золотили только кресты.
1 Ответить
Люба Мельник, "луженое железо... реставраторы, сбившись с ног, не смогли найти к юбилею Ростова (1150 лет отмечалось в 2012 г.)" Мда... Но ничего, так тоже очень красиво (я сначала подумала, что это сосновый лемех так на солнце смотрится или его посеребрили). Жаль, если грунтованная медь с покраской долго не продержится (когда ещё следующего билея дождёшься!), но пока смотрится необыкновенно здорово с этими бело-розовыми стенами!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Алина Еремеева, башни - да, лемехом.
0 Ответить
Люба Мельник, ах, красота неимоверная !
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Очень интересно, спасибо!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Я помню, что как раз когда смотрела Ивана Васильевича, то меня восхитила архитектура кремля. Я думала -- это московское чудо, ан нет
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ксения Печий, когда я во школьном детстве летом работала экскурсоводом в Борисоглебском монастыре (18 км от Ростова) - туристы постоянно спрашивали - тут или не тут был "Иван Васильевич". Дело в том, что Борисоглебский монастырь - тоже детище того же митрополита Ионы, а о фильме народ вспоминал, едва оказывался на крепостной стене, которая почти такая же, как в кремле. Хотя Борисоглебский монастырь - место съемки другого фильма - "Хождение за три моря "(1958 г.) - с Олегом Стриженовым.
0 Ответить
Приятно наблюдать игру играющего тренера. Статья и познавательная и поучительная. Ростов уже как-то теряется на фоне Ростова-на-Дону, а он есть и даже имеет Кремль и своих патриотов.
Фото хорошо дополняют текст, никаких претензий не накипело, хотя нельзя исключать их появления среди строгой публики ШЖ.
Оценка статьи: 5
0 Ответить