• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Сергей Курий Грандмастер

Ко дню рождения Виктора Цоя. Как группа КИНО записала свой лучший альбом «Группа Крови»?

В эпоху перестройки только два отечественных рок-альбома имели поистине массовую популярность. Это, конечно, «Разлука» группы НАУТИЛУС и «Группа Крови» группы КИНО. Они в удачных пропорциях сочетали в себе злободневность с яркими запоминающимися мелодиями.

Кадр из к-ф «Игла»

Именно «Группа Крови» определила имидж Виктора Цоя на следующие три года. Это был образ сурового героического парня, одетого в чёрное и распевающего низким утробным голосом.

Сегодня трудно поверить, что до этого Цой сотоварищи разрабатывали несколько иную концепцию. А именно — писать модную молодёжную танцевальную музыку в романтическом духе DURAN DURAN (см. альбомы «Ночь» и «Это не любовь»). Но в 1986−87 годах стало ясно, что подобное направление неактуально — в моду входила героика и социальный протест. Михаил Борзыкин призывал «Выйти из-под контроля», а Константин Кинчев пел о поколении, которое «молчит по углам».

Именно успех группы АЛИСА заставил Цоя крепко призадуматься над новыми веяниями. И хотя он подтрунивал над Кинчевым в своей песне «Бошетунмай» («Все говорят, что „Мы в-месте“, все говорят, но немногие знают в каком…»), другие его песни вроде «Попробуй спеть вместе со мной» — явный ответ на творчество лидера АЛИСЫ.

Свой новый блок «героических» песен группа КИНО представила на фестивале Ленинградского рок-клуба весной 1987 года. Удивительно, но слушатели приняли новый образ КИНО достаточно холодно, хотя группе и дали странный приз «За творческое совершеннолетие».

Цой в глубине души обиделся, но это не пошатнуло его уверенности в правильности выбранного пути. Той же весной группа села за запись нового альбома. На этот раз они могли это делать, не прибегая к студии Андрея Тропилло. Дело в том, что американка Джоанна Стингрей — пропагандистка советского рока и жена гитариста КИНО Юрия Каспаряна — подарила группе порта-студию «Ямаха МТ-44» аж с четырьмя каналами записи. По тем временам для любительской группы это было более чем круто! На фоне записей тех лет «Группа Крови» и сегодня звучит очень неплохо.

В результате группа записывалась в комфортных домашних условиях — на квартире ударника группы Григория Гурьянова. Кстати, барабаны решили использовать электронные — возможности добротно прописать живые ударные не было. Это оказалось настолько удобно, что впоследствии на студийных альбомах будут звучать исключительно драм-машины.

По окончании записи осталась ещё одна проблема — сведение альбома. После долгих раздумий на роль звукорежиссёра сведения был выбран юный ученик Андрея Тропилло — Алексей Вишня. По его воспоминаниям сведение «Группы Крови» проходило в дыму ужасных кубинских сигарет «Лигейрос» (я курил такие только в годы сигаретного кризиса и называл «нервно-паралитическими») и постоянном демонстрировании Цоем приёмов каратэ.

Надо сказать, что тупейшие фильмы с Брюсом Ли в те годы смотрелись с напряженным интересом, и Цою очень импонировал этот образ мастера боевых искусств. Учитывая свою восточную внешность и врожденную молчаливость, Цой играл наверняка и больше не отступал от этого имиджа ни на шаг.

После окончания работы над «Группой Крови» Цой объявил Вишне, что плёнку надо утром передать Джоанне Стингрей. Звукорежиссёр с удивлением узнал, что столь замечательный альбом, над которым он трудился бесплатно, группа не собирается издавать на родине. Планировалось, что винил выйдет сразу в США, пока ещё есть мода на «glasnost-perestroyka».

И тогда Вишня совершает спонтанный и неоднозначный поступок — ночью летит на самолёте в Москву к Андрею Лукинову — одному из главных распространителей магнитофонных записей по Союзу. С оригинала быстренько делается копия, и Вишня улетает обратно в Ленинград, чтобы отдать плёнку Джоанне.

После этого — осенью 1987 года — ничего не подозревающий Цой тут же отправляется в Алма-Ату на съёмки фильма «Игла». И тут…

В. Цой:

«Прилетел, походил по городу, смотрю, у кооперативщиков лежит. КИНО, 1988, „Группа крови“. В Ленинград прилетел — и здесь на каждом углу, в каждом ларьке. А по опросам газеты „Смена“ альбом занимает первое место. И все кооперативы говорят, что наиболее записываемая группа — это КИНО. Ну, думаю, как все отлично-то…».

На самом деле Цой испытывал двойственные чувства. С одной стороны — он был зол на «коварство» Вишни, с другой — благодаря сети ларьков звукозаписи, альбом разлетелся по СССР за считанные дни.

Определённый толчок популярности КИНО придала и мощная засветка в к-ф «Асса» (1987) с песней «Перемен!» (которая, правда, в альбом не вошла). Вскоре в программе «Взгляд» засветились и две песни из «Группы Крови» — «Война» и «В наших глазах».

Потом вышла «Игла», «Звезда по имени Солнце» и понеслось! Популярность Цоя росла как на дрожжах. А после того, как продюсерством группы занялся матёрый Юрий Айзеншпис, КИНО стало единственным рок-коллективом, который мог в 1989−90 годах конкурировать с экспансией ЛАСКОВОГО МАЯ.

Однако в среде коллег отношение к альбому «Группа Крови» было сложным.

А. Тропилло:

«Надо сказать, что Цой всегда разрывался между трагедией, серьезностью и попсом. А трагедия не может быть попсовой. Просто по определению. Поэтому путь, который нашел Цой, его дальше формировал и не давал ему измениться. Он стал рабом этого пути. Это путь мужественного попса. Цой постепенно влез в образ, созданный не только им самим, но и группой. И если БГ мог изменить собственный имидж в какой-то момент, то Цой, по-моему, в последних альбомах этот образ только дорисовывал, и менять что-то ему было неохота и не нужно. Но совершенно ясно, что это тупиковая ветка и путь этот никуда привести не мог. Поэтому музыкальный конец КИНО был для меня очевиден».

Б. Гребенщиков (Борис Гребенщиков 30.06.2023 г. внесён Минюстом России в реестр СМИ и физлиц, выполняющих функции иностранного агента):

«Мне кажется, тогдашняя реакция слушателей изменила его путь. И он написал песни, которые были нужны. Такие люди, как он, остро чувствуют, что на уме у каждого. Это сделало его тем самым „последним героем“, но я не уверен, что это было ему на пользу».

Вышесказанное вовсе не отменяет того, что «Группа Крови» — альбом замечательный, почти целиком состоящий из хитов. Но о песнях альбома я расскажу поподробнее уже в следующей статье.

Статья опубликована в выпуске 21.06.2013
Обновлено 11.07.2023

Комментарии (31):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 2 июля 2013 в 11:05 отредактирован 2 июля 2013 в 11:08 Сообщить модератору

    Сергей, зачем писать на англосакский манер "Группа Крови" с двух заглавных? "Кровь" у нас - имя собственное - чье-то имя или название города, планеты? Просто "Группа крови". Так и у Цоя было.

    Потом - "Группа КИНО"?
    Блин, господа, я понимаю, что сейчас все супервумные, но нельзя так насиловать родной язык. Иначе получаются граффити на облупившейся стенке: можно ВСЯК.

    Сходите, что ли, посмотрите в википедиях или каких других памятных словарях, если мнение элементарно грамотного человека - не мнение, а придирка.

    Извините, накипело...

  • И даже не всегда сама группа. По стране ездили группы-дублёры. И даже на них, сразу раскупали все билеты. Концерты "Ласкового мая" могли идти одновременно в разных городах. И с таким аншлагом, которому позавидуют раскрученные современные "звезды". Вокруг ДК, и дворцов спорта областных городов стояли толпы тех кто так и не смог попасть внутрь(хотя бы в коридор). Стояли весь концерт и ловили каждый звук который доносился из здания на улицу.
    Однако, сейчас уже может и не каждый молодой человек знает об этой группе.
    А с Кино - по другому. Нет-нет, да и увидишь подростка (родившегося когда Цоя уже не было в живых) с их символикой.
    Буквально в эту пятницу в Москве на улице (у ВВЦ) какая-то группа пела песни Кино. При этом солист весьма схоже имитировал голос Цоя. Я так понимаю, этому немало нужно тренироваться.
    Подражание певцу, которого нет уже более 20 лет - это о чём-то говорит.

    Оценка статьи: 5

  • Обычно про столь популярных людей либо с пафосом пишут, либо наоборот в грязном белье копошатся. Читал с удовольствием и интересом.

    Спасибо! Самая приятная похвала. Одинаково не люблю, как "грязное бельё", так и пафос (от последнего иногда правда приходится себя сдерживать).

    Насчёт экспансии Ласкового Мая - подтверждаю.

    Денег группа с учётом тех курсов и цен заработала уйму. Мешками золото скупала.

  • Статья замечательная! Обычно про столь популярных людей либо с пафосом пишут, либо наоборот в грязном белье копошатся. Читал с удовольствием и интересом.
    Несмотря на то что о Цое уже столько всего прочитано, узнал и много нового.
    Спасибо Сергей!
    Насчёт экспансии Ласкового Мая - подтверждаю. Практически к каждому магнитофону непременно прилагались их кассеты.

    Оценка статьи: 5

  • Комментарий удален
    • Галина Шубина,

      О том, что думал музыкант догадаться трудно. Но есть песни, есть интервью и есть воспоминания близких людей. Насчёт того, зачем копаться в "кухне" я написал целую статью. Впрочем, у Цоя песни достаточно ясные.

      Насчет экспансии Ласкового мая - я в те годы ее как-то не заметила.

      Как это у Вас получилось?

      Да, гоняли по радио "Белые розы", и все. Больше ни одной песни этого коллектива на слуху не было

      А "Седая ночь"?!! А "Розовый Вечер"?!!
      Жизнь прошла зря.


      • Комментарий удален
        • Галина Шубина,

          Спасибо за похвалы! Но, конечно, я не специалист, а любитель. Портал сделал слишком поздно (многие из тех групп меня уже не так волнуют, как лет 15 назад), просто стало жалко, что накопленная информация пропадёт.

  • "Если бы..." У истории нет сослагательного наклонения. И никто не знает что БЫЛО БЫ.

  • Если бы Цой не погиб, группа долго была бы популярной. Конца не наблюдалось вовсе.

    Оценка статьи: 5

    • Сергей Курий Сергей Курий Грандмастер 21 июня 2013 в 14:45 отредактирован 21 июня 2013 в 14:45 Сообщить модератору

      Ксения Печий,

      Популярной может быть и была. Но для меня всё творчество после "Группы Крови" - топтание на месте. Что было бы дальше мы теперь не узнаем, но КИНО перед распадом было унылым зрелищем. Концерты 1990-х я вообще видеть не могу - Цою уже всё равно, не старается, бурчит что-то в микрофон... Уж извините за откровенность.

      • Сергей Курий, я просто в то время с большой компанией моих сверстников слушала его в подвале на продавленном диване, мы носили чёрное, носили "угрюмый" имидж, были в протесте против всех и всего и Цой не был для нас унылым Он нам безумно импонировал

        Оценка статьи: 5

        • Ксения Печий,

          Ну, я тоже пишу уже с нынешней колокольни. Тогда мне КИНО сильно нравилось, меня даже Цоем в институте прозвали за мастерское подражание вокалу лидера группы. Просто я такой нудный человек - жду от любимых групп развития. "Чёрный альбом", отрывки из которого я услышал на концерте памяти Цоя в Москве 1990 г. мне, правда, сразу не понравился (тексты вообще были - атас). Ну, может кроме "Кончится лето" и старенькой стёбовой "Следи за Собой".
          А вообще юношеские пристрастия - вещь тонкая и тут у каждого свои запахи и краски.

  • Очень интересная статья. Хорошо, что альбом в итоге услышали россияне, а не только в США. Это же наша классика! Мне кажется, что Гребенщиков просто позавидовал Цою.

    Оценка статьи: 5