Да, с каждым днем их становится все меньше, но пороху, чтобы зажечь, у них хватает. Даже в семьдесят с хвостиком.
…Так уж вышло, что очередное дельце с самого начала не заладилось. Босс подсунул в команду матерых грабителей своего сынка, который в самый неподходящий момент начал палить из пушки. Завязалась перестрелка, юнец кинул коньки, а Вэла повязали. Но он своих друзей не предал и получил на всю катушку. Шутка ли, 28 лет без права амнистии. Однако три десятилетия минули и «козел отпущения» глубоким стариком покинул застенки.
Босс ждал этого момента очень долго. Да, он жаждет мести и поручает Доку, самому близкому другу Вэла, замочить его сразу же по выходу из тюряги. Но Док медлит, ибо с Вэлом связаны лучшие годы его жизни и, убив его, он фактически уничтожит все, что осталось от него самого. У друзей в запасе есть только сутки, прежде чем алчущий возмездия бандит подошлет своих головорезов. И приятели решают провести этот день так, как будто он действительно последний. Наведаться к симпатичным телочкам в бордель, угнать роскошную тачку, вызволить из дома престарелых своего товарища и, в конце концов, оторваться по полной. Их жизненный путь подошел к финалу, так почему бы не хлопнуть напоследок дверью?..
Фишер Стивенс решил, что ретро много не бывает. Он не только возродил на экране подзабытую стилистику девяностых, когда схожие криминальные драмы фактически оккупировали экраны, но и пригласил на главные роли актеров, чьи имена уже давно украшают голливудскую Аллею Славы. Сам Стивенс тоже когда-то начинал с лицедейства. Отечественный зритель, вероятно, помнит его бородатую физиономию, засветившуюся в популярной фантастической дилогии «Короткое замыкание» про говорящего робота номер 5. Он и сегодня продолжает сниматься, большей частью в популярных телесериалах. Однако после Оскара 2010 года за документальную ленту «Бухта» Стивенс получил шанс поработать с настоящими звездами и ухватился за эту возможность всеми конечностями.
Даже имя Аль Пачино сделает честь любому проекту, а если прибавить к этому Кристофера Уокена и Алана Аркина, то, по идее, должно получиться нечто феерическое. Тем более что до сих пор Пачино и Уокен вместе работали только в кадре одного фильма — умопомрачительного идиотизма Мартина Бреста «Джильи». Так что «Реальных парней» можно рассматривать и в качестве попытки реабилитироваться за тот маразматический проект супружеской четы Аффлек-Лопес.
Кто-то скажет, что, мол, и Пачино уже не тот, и Уокен ощутимо сдал, а уж Аркин, коему в марте стукнуло 79 — так и вовсе играет на последнем издыхании (кто видел фильм, поймет, что я имею в виду). Спору нет, тяжело сознавать, что канули в лету времена экспрессивного Тони Монтаны и хладнокровного Майкла Корлеоне, а Уокен уже вряд ли способен энергично сбацать под забойные ритмы Fatboy Slim. Аналогичное ощущение я испытывал при просмотре картины Роба Райнера «Пока не сыграл в ящик» с Николсоном и Фриманом. Николсон, кстати, с тех пор фактически ушел из кино, так что не хотелось бы воспринимать «Реальных парней» в качестве прощального реверанса двух мастодонтов. Впрочем, оба актера, и Аркин вместе с ними, пока не заявляли о своем желании отойти от дел.
Фильм Стивенса заставляет нас пребывать в смешанных чувствах. С одной стороны, появление в кадре столь ярких и характерных исполнителей ставит ленту превыше многих заряженных экшном криминальных боевиков с участием звезд нынешних. С другой, довольно утомительно наблюдать за тем, как создатели пошагово переснимают культовую драму «Достучаться до небес», за тем лишь исключением, что окунают героев Пачино и Уокена в привычный для них мир подпольных делишек и криминала. Свежесть замысла находится под большим вопросом, как и свежесть заявленных мыслей, чувств и поступков, начиная от пробежки по девкам и заканчивая сладкой местью общему врагу.
Как и во всяком не слишком удавшемся бенефисе, некоторые моменты вызывают не умиление, а жалость, а ностальгия соседствует с недоумением. Как танец Пачино, отсылающий нас к его шикарной роли слепого полковника в «Запахе женщины», который следует за весьма спорным с точки зрения необходимости эпизодом в доме терпимости. Одно радует: создателям не надо на весь экран выпячивать название таблеток от мужской слабости, как это делается в некоторых российских опусах.
Очевидно, что жанр ленты стоит трактовать в совершенно ином ключе. Это вовсе не криминальная драма, как заявлено на афише, а сентиментальная комедия. Этакий голливудский вариант «Стариков-разбойников», только у нас Никулин и Евстигнеев крали картину Рембрандта, а Пачино с Уокеном ограничились крутой тачкой, униформой корейского продавца и парой стильных костюмов. Об этом же свидетельствует и оборванный на полуслове финал: Стивенс попросту не решился превратить трагикомедию в драму. В конце концов, раз уж всю ночь Вэл и Док умудрялись выходить сухими из воды, что мешает им выйти победителями и в последней схватке?
Да, старость не радость, но как сказал один из героев фильма: «Это лучше, чем в старые времена, потому что теперь мы можем по-настоящему оценить это».
Несколько крайняя, даже экзальтированная точка зрения. Даже не хочется спорить, тем более в преддверии праздников, с сентенциями...