У многих из нас словосочетание «скорая помощь» ассоциируется с бело-красным автомобилем, оснащенным спецсигналом и «мигалкой», несущимся по улицам города на большой скорости. И сейчас уже сложно представить, что служба скорой помощи существовала не всегда…
Тем не менее появилась она относительно недавно: о «скорой помощи» как об отдельном явлении можно говорить, лишь начиная с 1881 года, в декабре которого немецким профессором-хирургом Яромиром Мунди было образовано Венское добровольное спасательное общество, где к работе на благотворительных началах привлекались бригады добровольцев — врачей и студентов медицинского факультета. Общество включало в себя лодочную и пожарную команды, а также станцию скорой помощи для случаев, требующих неотложного вмешательства докторов.
Толчком к созданию такого нового для того времени по направлению своей деятельности общества послужило великое потрясение Мунди событиями, свидетелем которых он стал: в Венском театре комической оперы случился грандиозный пожар, унесший жизни около пятисот человек. И случилось это только потому, что людям не была оказана вовремя соответствующая медицинская помощь, так как, несмотря на наличие в городе превосходных клиник, пострадавшие не могли вовремя там оказаться и беспомощно умирали. Одной из главных задач спасателей образованного Мунди общества стала оперативная доставка людей на каретах, запряженных лошадьми, домой или в лечебные учреждения.
Вслед за Мунди идею создания подобных обществ подхватил ряд европейских городов: в Берлине профессор Фридрих Эсмарх создал Станцию скорой помощи, в июне 1887 г. в Лондоне появилась бригада скорой помощи Святого Иоанна. Следом службы были созданы в Вильно, Варшаве, Киеве, Одессе, Риге, Харькове, Петербурге и Москве.
Серьезным этапом в развитии скорой помощи стало изобретение автомобиля: первая автомобильная бригада выехала на помощь в Нью-Йорке в 1890 году, а к двадцатым годам минувшего века автомобиль превратился в неотъемлемый инструмент функционирования службы. С течением времени она все больше развивалась, и на сегодняшний день мы имеем дело практически с «клиникой на колесах» — медицинскими каретами, оснащенными всей необходимой для оказания неотложной помощи аппаратурой.
В большинстве западных стран нет единой службы скорой помощи, она является платной и находится в ведении различных лечебных учреждений (Красного Креста, муниципалитетов, больниц, благотворительных обществ, страховых организаций, медицинских колледжей и других). В бывших соцстранах, как, например, в Польше, службой скорой медицинской помощи руководят отделы Министерства здравоохранения.
Мы живем в такое время, когда неожиданное возникновение различных чрезвычайных ситуаций уже перестало быть чем-то из ряда вон выходящим и превратилось чуть ли не в обыденность. И потому сегодня во многих странах мира стали функционировать специальные службы общественной безопасности — диспетчерские центры, занимающиеся обработкой поступающих сигналов, обладающие совершенными средствами связи и передачи данных. Главной задачей таких служб является организация и координация действий пожарной, скорой помощи и полиции.
Особенно широко распространены подобные службы общественной безопасности в странах европейского союза, в США и Канаде. В США это известная служба «911», оперативно реагирующая на возникновение любых экстремальных ситуаций на территории страны, независимо от их масштаба. Операторы принимают все сигналы о происшествиях по телефону и передают их в оперативные службы. При звонке происходит автоматическое определение местонахождения звонящего и его номера телефона. Служба «911» очень популярна в США, ею пользуются 90% людей, проживающих в стране.
Многие государства, такие как Испания, Голландия, Бельгия, страны Скандинавии и ряд других, тоже приступили к созданию подобных служб. Мировой опыт показывает, что подобный принцип организации работы служб помощи является наиболее перспективным и достаточно эффективен в практическом применении.
Мадина Ардасенова! Виноват, не знал. Оценка 5. Жду продолжения.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Мадина Ардасенова! Очень понравилось. Прочитав заголовок, надеялся побольше узнать о российской скорой, но...
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Владимир Иванец, к сожалению, полная версия статьи была слишком длинной и не вписывалась в установленные на этом ресурсе для публикаций рамки. Поэтому пришлось разделить ее на две части, и о российской скорой статья выйдет в завтрашнем выпуске.
0 Ответить