Особливо достается ужастикам. За последние несколько лет мы уже имели удовольствие лицезреть новый «Кошмар на улице Вязов», очередную «Пятницу, 13-е», модернизированную «Техасскую резню бензопилой» и свежую версию «Ночи страха». Настало время поделиться своим багажом и одному из ведущих американских хоррормейкеров. Сэм Рэйми (а речь именно о нем) был вынужден уступить навязчивому желанию студийных боссов и пожертвовать своим самым известным фильмом — «Зловещими мертвецами». Дебют, с которого началась успешная режиссерская и продюсерская деятельность Рэйми, и по сей день считается одним из самых удачных и прибыльных жутиков всех времен.
…Компания молодых людей приезжает на заброшенную дачу. Не просто так, и даже не ради «того самого», а с вполне конкретной и общественно полезной миссией. Дело в том, что девушка Миа страдает от наркотической зависимости, и здесь, вдали от цивилизации и ее соблазнов, она готова порвать с пагубной привычкой. В кругу друзей и собственного брата Дэвида. В прошлый раз Миа нарушила свою клятву, не продержавшись и восьми часов, поэтому ее друзья поклялись удерживать ее силой. Однако их планы вскоре поменяются на диаметрально противоположные.
На даче, судя по всему, кто-то в отсутствие хозяев успел побывать. Неизвестные насвинячили в доме и в подвале, оставив после себя дробовик, кучу подвешенных к потолку мертвых кошек, смрадный запах жженой плоти и таинственную книгу, заботливо укутанную в колючую проволоку. И пока девушки успокаивали разбушевавшуюся от недостатка героина Мию, увлеченный книжицей Эрик прочитал вслух пару-тройку заклинаний на неизвестном языке. Тем самым открыв портал неким зловещим лесным духам, коим позарез необходимо слопать пять юных душ и пустить на районе кровавый дождик, предвещающий становление ада на Земле.
Первой жертвой потусторонних сил становится несчастная Миа, неосторожно сбежавшая от своих «мучителей» в лесную чащу. Изнасилованная веточками, она возвращается в домик, чтобы устроить товарищам калейдоскоп кроваво-рвотных приключений. Вселившееся в нее зло собирается покончить с друзьями наиболее кощунственными методами, однако американскую молодежь просто так не возьмешь. Они готовы руки себе поотрывать, лишь бы демону живыми не сдаться…
По традиции бренд «Зловещих мертвецов» перешел в руки дебютанта. Может, и не столь же одаренного, каким был молодой Сэм Рэйми, но не меньшего энтузиаста своего дела. Синефил из Уругвая Федерико Альварес с детства мечтал прикоснуться руками к культовой франшизе. И продюсеры, в числе коих значится и сам создатель оригинала, не только доверили дилетанту ремейк, но и предоставили полную свободу действий.
Альварес не замедлил воспользоваться возможностью на все сто процентов. Он не только умудрился сохранить атмосферу и стиль оригинального фильма, но и приумножил киношное зло при помощи последних достижений в области грима. Уругваец сознательно отказался от чрезмерного использования компьютерных спецэффектов, проявляя дань уважения к команде Рэйми, которая в далеком 1981-м году сумела за 350 тысяч долларов создать неувядающий шедевр.
Будем откровенны, Альварес не только устранил несуразицы оригинала, но и добавил своих собственных. Одни логические нестыковки уступили место другим, еще более вопиющим. Согласитесь, трудно поверить в то, что компания адекватных людей остается в доме, где еще свежи останки какого-то оккультного ритуала. Как и в то, что человек, обнаруживший на страницах неведомой книги (в обложке из человеческой плоти!) явное предупреждение «Не читай вслух!», делает все наоборот. Битый час экранного времени главный персонаж пытается отстраниться от мысли, что его родная сестра стала пристанищем злого демона. Несмотря на то, что у милашки Мии почернел язык и изменился голос. Не говоря уже о ее стремлении всех закусать до смерти. Братская любовь поистине зла.
Зато авторы подвели под историю основательный фундамент. Все-таки «Зловещие мертвецы» Рэйми, как и большинство малобюджетных хорроров того времени, больше смахивали на трэшевый любительский аттракцион. Альварес же усилил драму, очертил психологию персонажей, добавил осмысленных диалогов. Ремейку не хватает очарования и бесшабашности, некоторой самоиронии и стеба, в особенности в лице харизматичного Брюса Кэмпбелла (желающим любимого актера увидеть, советую промотать финальные титры до конца).
Это полноценный фильм ужасов, серьезный и щедрый на мясо. Согласно имеющимся данным, создатели за время съемок израсходовали 25 тысяч литров бутафорской крови. Однако зверства на экране не являются самоцелью, как в каком-нибудь «Хостеле», а жестко подчинены фабуле. К тому же авторы с видимым удовольствием копируют некоторые сцены из картины восьмидесятых, усиливая эффект «дежа-вю», но не настолько, чтобы воспринимать современный вариант как тупую кальку. Сразу видно, что уругвайский киноман действительно ценит предоставленный шанс.
Сомнительно, что модернизированная версия станет началом нового киносериала. Сэм Рэйми, заработавший на ремейке десятки миллионов (картина при бюджете 17 собрала в общей сложности почти 100 млн долл.), вряд ли соберется развивать эту тему. А Федерико Альварес, несмотря на отсутствие в его планах каких-либо начатых проектов, явно будет востребован. Возможно, в качестве постановщика очередной переделки или самостоятельного фильма. Опыт, полученный им на «Зловещих мертвецах» (трудно понять, откуда наши переводчики раскопали эту дурацкую «черную книгу», ибо Некрономикон вовсе не черного цвета), неизбежно станет хорошим подспорьем в будущих работах. Поживем — увидим.
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...