Во всяком случае, медоед не охотится из засады. Может быть, резкий контраст все же предупреждает хищников, позарившихся на него, об опасности.
Однако смешная манера бега с подпрыгиваниями и невысокая скорость передвижения наводят на мысль, что это неуклюжее и беззащитное создание. Вот если бы только не бесстрашный нрав, большие зубы, длинные когти, а также грубая шерсть, толстая шкура и подкожный слой жира, которые сложно прокусить даже леопарду. Кроме того, железы под хвостом медоедов источают резкий, неприятный запах. Поэтому хищники, такие как гепард, леопард, одиночная гиена, стараются лишний раз не трогать этого злобного вонючку. Даже львица, если не голодна, обходит его стороной. Впрочем, медоед не безрассуден и не стремится к встрече. У него острое обоняние, и при малейшем подозрении на опасность он меняет направление движения.
И все же стычки с большими хищниками неизбежны. Чета Хьюз стала свидетелем одной из них. Взрослый леопард заметил медоеда. Кошка определила сразу, что животное ослаблено — то была старая, полуслепая самка. Леопард ее быстро догнал, хотя она и не пыталась убежать, да и не смогла бы в силу своих физиологических особенностей и старости. Хищник повалил самку на землю и, сжав в пасти ее горло, принялся душить. Обычно так леопарды убивают добычу за одну-две минуты. Здесь же понадобилось около часа. Все это время медоедиха злобно рычала, царапала душителю морду, выкручивалась, но наконец затихла. Интересно, встретив еще раз медлительного зверя с белой спиной, станет ли этот леопард нападать на него?
Часто медоеду вменяют в вину чрезмерную прожорливость. Даже иногда говорят, что он убивает лишь ради убийства. Но насколько правдиво такое мнение? Медоед охотится на разных животных, среди которых попадаются и превосходящие его по размерам, как, например, питоны и вараны. Полностью их съесть ратель не в состоянии, а закапывать добычу на черный день в жарком климате не принято. К тому же медоеды не живут на одном месте, они всегда в движении. Плюс высокая физическая активность приводит к большому расходу энергии, которую надо постоянно пополнять. Поэтому нет у рателя ни завтраков, ни ужинов — кушает, как только появляется возможность, и бежит себе дальше. Ну, а коли заберется в курятник, то, как хорек, передушит всех несушек и петухов. Но можно ли его за это винить, если он хищник, а тут перед носом бестолковая добыча мельтешит — хочешь не хочешь, а укусишь.
Конечно, так легко рассуждать, живя где-нибудь в Поволжье, где твоих кур никакой медоед не тронет. А вот в Африке этого зверя не жалуют: в него пускают стрелы, кидают копья, стреляют из ружей. Шкура медоеда крепкая, и примитивное оружие ему не очень-то вредит, однако от пуль ратель умирает ничуть не хуже слонов и носорогов. Но нельзя сказать, что медоед настолько ненавидим африканцами и на него открыта беспощадная травля, просто люди отгоняют от своих поселений не в меру обнаглевших особей. В остальном же встречи происходят редко, потому что медоеды хоть и не вымирающие животные, но и численно не очень распространены.
Зато ареал достаточно широк. Это большая часть Африки, Аравийский полуостров, Афганистан, Иран, Ирак, Туркмения и, может быть, Азербайджан. Также медоедов, а их 15 подвидов, встречают в Непале и Индии. Вообще, ратель любит сухой климат — степи, полупустыни, редко живет в лесистых районах. Так как животное отдыхает в норах, которые чуть ли не ежедневно меняет, копая новые, то ему по нраву легкие песчаные почвы.
Живут медоеды поодиночке, постоянно прочесывая свою немалую территорию в двести-триста квадратных километров. Самцы собираются в одном месте, лишь когда чувствуют самку, готовую к спариванию. После нескольких дней отбора та решается на связь с полюбившимся самцом, для чего они уединяются в норе. Медовый месяц длится пару-тройку дней, и самка опять остается в одиночестве.
А через полгода или чуть больше у нее родится один, реже два детеныша. Как у всех сухопутных млекопитающих хищников, они появляются слабыми и слепыми. Самка, разрешившись от бремени, не меняет образ жизни: она все так же в движении, в поисках пищи. Потомство же переносит в зубах, каждый раз выкапывая для него новую нору. Мама-медоед взыскательна: за малейшее неповиновение и непонимание треплет и толкает. Она приучает детей к борьбе и жестко вырабатывает в них медоедовский суровый характер. Так они и кочуют вместе, пока детенышам не исполнится около года. Затем у мамаши снова случится течка, и подросшее потомство будет изгнано в самостоятельную жизнь.
Но столь благополучно вырастает лишь половина юных медоедов. Другая же половина погибает в пасти шакалов, гиен и прочих четвероногих хищников. Ястребы и орлы тоже не прочь унести мальца, тем более, его родительница, возможно, когда-то разоряла их гнезда. Случается, что на одинокого детеныша, пока мама на охоте, набредает другой медоед. К сожалению, каннибализм среди рателей — обычное дело.
Медоеды, несмотря на репутацию свирепых животных, очень забавные. На их потешные игры и выходки, похожие на возню медвежат, можно посмотреть в некоторых европейских зоопарках, например в пражском. В московском они тоже когда-то давно были, но сейчас их, кажется, не держат. Раньше медоедов не брали из-за запаха, выделяемого пахучими железами, которые теперь просто удаляют.
Суровые медоеды привыкают к людям за короткое время и становятся настолько ручными, что их держат в качестве домашних животных. На прогулку же выводят на шлейке, словно кошку. Правда, у экзотического питомца придется на передних лапах постоянно стричь когти: уж больно длинные и быстро растут.
А при чём здесь лицемерие? Рассказ воспринимается скорее больше об обычной элементарной невоспитанности главных действующих лиц.