И прозвали его Каналетто. Первое ощущение — прозвище от слова «канал», потому что он писал Венецию с ее каналами и регатами. Но, видимо, это все-таки происходит от его фамилии. Хотя, может быть, и фамилия связана с каналами.
Джованни родился в Венеции, учился у своего отца — театрального художника, побывал в Риме у Джованни Паоло Паннини. У Паннини он увидел городские пейзажи, после чего и начал писать свои виды Венеции.
Пейзажи Каналетто отличаются необычайной скрупулезностью. Казалось бы, можно было что-то округлить, огрубить, замазать, положить мазок пошире и потолще. Его пейзажи можно изучать часами, открывая новые и новые подробности.
Можно провести параллель между картинами Каналетто и картинами художников 17 века — авторов цветочных букетов. Смотришь издали — букет. Подходишь ближе — видишь бабочек. Еще ближе — мух. Еще ближе — блох. Кажется, что художник может изобразить микроб! Можно назвать это «эффектом блохи».
На полотнах Каналетто подробности необычайно ценны тем, что они доносят до нас вещи «из прошлого времени». Что им двигало? Скорее всего, любовь к Венеции, к ее необычной атмосфере, к ее красоте, к пышности ее праздников.
К наиболее «пышным» его работам относится «Венеция, канал Сан Марко в день Вознесения». На картине справа — дворец дожей (в нем когда-то располагались государственные учреждения Венецианской республики, в том числе тюрьма, и жилые покои дожей). Против дворца на воде — галера дожа (у нее есть собственное имя — Бучинторо (Bucintoro)).
На этой галере (168 гребцов и 40 надсмотрщиков) дож отправлялся обручаться с морем. Длина корабля — 35 метров, ширина 8 метров. Это был двухпалубный дворец, в салоне которого можно было посадить 90 человек. На корме размещался трон дожа, нос корабля украшала фигура Юстиции с мечом и весами.
Галера была богато украшена резьбой, позолотой, облицована бархатом с бахромой и кистями, резным хрусталем, венецианскими зеркалами… Буксировали галеру лодки с лодочниками, одетыми в богатые венецианские костюмы с разноцветными поясами и в шляпах.
Во время дня Вознесения проводится регата Вогалонга (это одна из нескольких венецианских регат), длина трассы которой — 30 км.
Здесь же есть и другие суда, помельче, с кабинками для тех, кто побогаче, с зонтиками — для тех, кто победнее.
Таких полотен было довольно много, картины охотно покупали европейцы. И среди водных пейзажей есть бытовой под названием «The Stonemason’s Yard».
На переднем плане работают каменотесы. На заднем плане в трехэтажном бедняцком доме с облупившейся штукатуркой, стоящем у воды, видно развешенное в окне белье, рядом — женщина гуляет с ребенком, еще одна — спускается к воде. Где-то топится камин — готовят еду (дымок идет из средней трубы).
В 1746 году Каналетто уезжает в Лондон. Какие мотивы двигали художником — неясно. Пишут, что он хотел быть ближе к своим клиентам (или клиенткам). Но может быть, что он просто хотел набраться новых впечатлений, увидеть мир. В Лондоне Каналетто продолжает писать пейзажи.
Он продолжал в свойственной ему скрупулезной манере. На картине «Колледж Итон» он дотошно воспроизвел здание капеллы (нет сомнения, что все остальные детали донесены до зрителя с максимальной достоверностью). Это видно при сравнении его полотна и гравюры Логгана (1690 год). Каналетто во время написания картины располагался справа за рекой, показанной на заднем плане.
На этом же полотне — семейство на отдыхе. Здесь же — прогулка на лодке.
Историки пишут, что в Англии художник стал повторяться, что уровень его живописи снизился. Может быть, этому были естественные причины, например, потеря остроты зрения. Это могла быть и тоска по Италии — из тепла Венеции да в холод Лондона.
Каналетто вернулся в Венецию через 9 лет. В 1763 году его избирают в Венецианскую академию художеств. Умер он в 1768 году. Его произведения — это исторические свидетельства, это регаты и дворцы, это — соединение регаты и ведуты.
Спасибо, просветили по полной программе. Я недавно подобрал с дороги репродукцию, предположительно Клода Моне ( озеро такое с травой и цветами на первом плане и кипарисами на заднем в облачный день). Она была в хорошей раме и под спецстеклом со смягчённым бликом. Я подновил поля перед рамой и сейчас часто разглядываю это чудо импрессинизма и восхищаюсь. Интересно, как бы изобразил Моне виды Каналетто?
Почему-то солнечный день выглядит так темно? Коровин написал бы этот вид в блеске красок и без дотошных подробностей. Подробности хорошо выписывал Васильев, передавая при этом величие природы.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей Дмитриев, может быть, потемнели краски.
0 Ответить
Борис Рохленко, сомневаюсь. Почему-то редкий колорит картин Коровина не темнеет. По-моему, так было принято.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей Дмитриев,читать дальше →
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Оксана С, Этот "Крик" помню. Спасибо, поправил. Как-то машинаЛно написалось. "Крик" отвечает названию и передаёт жуть одиночества.
Авторство озера с видом на море остаётся загадкой.
Оценка статьи: 5
0 Ответить