• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Работа, карьера, бизнес
Екатерина Ильченко Мастер

Скучная ли работа у бухгалтера?

Ни для кого не секрет, что сейчас почти каждый вуз в России обучает бухгалтерскому учету. Также существует средне-специальное образование в этой сфере. Казалось бы, рынок труда должен быть уже перенасыщен специалистами, однако спрос на бухгалтеров стабильно растет.

Andrey_Popov, Shutterstock.com

Конечно, работодателю есть из чего выбирать — на одну вакансию бухгалтера в среднем приходит по 6−8 резюме. Однако ценность профессии от этого не снижается и желающих овладеть ею меньше не становится.

Человеку, далекому от бухгалтерии, работа бухгалтера представляется скучной и однообразной. Бесконечные цифры, отчеты, расчет налогов — кому это может вообще понравиться? Бухгалтеров обвиняют в излишней строгости, педантичности и нетерпимости к чужим ошибкам. Так ли это на самом деле?

Сразу хочется отметить, что назвать работу бухгалтера скучной и однообразной может лишь тот, кто вообще о ней ничего не знает. Слишком уж много задач решает современная бухгалтерия.

Бухгалтерия имеет точное представление о том, насколько прибыльна деятельность компании и будут ли средства на выплату зарплаты в этом месяце. Бухгалтерия следит за численностью работников и всегда в курсе, кто в отпуске, кто на больничном, а кто и вовсе прогуливает. Бухгалтерия знает не только самих работников, но и бывших жен сотрудников (платить алименты-то нужно), а также жен нынешних, а иногда и ближайших родственников — ситуации разные бывают: кому пособие нужно выплатить, кому помощь материальную, а кому-то просто справка нужна.

Современный бухгалтер должен уметь работать в режиме многозадачности. Особенно это актуально для небольших компаний, где бухгалтер может выполнять обязанности и за себя, и за менеджера по персоналу, и за юриста. А для этого недостаточно знаний лишь одного закона о бухгалтерском учете и ПБУ (правил бухгалтерского учета).

Компетентный бухгалтер должен хорошо ориентироваться в гражданском и трудовом отраслях права. Знания корпоративного права тоже лишними не будут. А еще нужно уметь различать юридическую силу писем Минфина, писем ФНС и постановлений Президиума ВАС. Также нелишним будет помнить, что налоговое законодательство у нас меняется едва ли не каждый день, и за то, что было актуально в учете месяц назад, сегодня можно уже схлопотать штраф от доблестных налоговиков…

Однако для того чтобы стать ценным сотрудником, вышеперечисленных знаний недостаточно. Хороший бухгалтер должен ориентироваться во всех современных бухгалтерских компьютерных программах. А их немало… Одних версий «1С» сколько — для расчета налогов одна, для расчета зарплаты — другая, а для торгового учета — третья. Еще нужно освоить программу электронной сдачи отчетности, программы «банк-клиент» (у каждого банка она своя, а расчетных счетов в компании, как правило, несколько), а также программу по персонифицированному учету.

Про виртуозное владение Excel я даже и не упоминаю — это само собой разумеется. Также само собой подразумевается, что нужно иметь понятие о том, что такое ЭЦП (электронно-цифровая подпись), и уметь ею пользоваться. В идеале нужно уметь генерировать ключи ЭЦП, т.к. срок их действия ограничен.

Таким образом, работа в таком потоке постоянно меняющейся информации сама по себе не может быть унылой и однообразной. Хотя элементы рутинности все же присутствуют. Ведь бухгалтеры имеют дело с так называемой «первичной документацией». Это документы от поставщиков и покупателей, авансовые отчеты, табели учета рабочего времени и т. д. К оформлению всех этих документов законодатель предъявляет строгие требования. Поэтому бухгалтеру, перед тем как внести данные первички в программу, нужно обязательно убедиться в том, что она оформлена надлежащим образом.

Те отделы фирмы, которые непосредственно контактируют с бухгалтерией, знают, что в начале каждого квартала, числа так до 28, в бухгалтерию лучше за важной информацией не обращаться, поскольку в это время у бухгалтеров «отчетная кампания». В сезон отчетности бухгалтеры могут приходить на работу раньше всех, а уходить позже всех. Что ж… такова специфика профессии. И дело даже не в том, что бухгалтеры не умеют построить свою работу так, чтобы всё успевать вовремя. Просто так уж получается, что наиболее важная первичная документация попадает в бухгалтерию в самый последний момент. Хорошо еще, если правильно оформленная. А если нет? Иногда бухгалтер вынужден организовывать целую «спецоперацию», для того чтобы получить нужные ему бумаги. Человеку, далекому от этой профессии, очень сложно понять радость бухгалтера по поводу правильно оформленной первички.

Обычные трудовые будни бухгалтера вне отчетной кампании вполне могли бы быть тихими и безмятежными, если бы не «источники проблем». Для каждого бухгалтера источниками проблем являются:
 — налоговые органы и другие контролирующие инстанции;
 — руководство;
 — сотрудники компании.

Разберем подробнее. Налоговые органы всегда рады преподнести бухгалтеру какие-нибудь «приятные» сюрпризы. Из наиболее часто встречающихся — требования о предоставлении документов (иногда запрашивают сразу по нескольку сотен документов, которые нужно откопировать, заверить печатью и сброшюровать), требования о предоставлении пояснений, требования об уплате налогов. Также налоговики несправедливо могут наложить арест на расчетные счета компании, тем самым парализуя всю её финансовую деятельность. Не стоит забывать про «тяжелую артиллерию» — выездные проверки. В общем, арсенал налоговых служб чрезвычайно разнообразен, а потому бухгалтеры всегда стараются поддерживать со своими инспекторами нормальные отношения и без крайней необходимости с ними не спорить.

С руководством же наоборот — спорить можно, а иногда даже и нужно. Дело в том, что руководителей, которые считают, что налоговое законодательство для того и существует, чтобы его нарушать, в разы больше, чем тех, кто понимает, что налоговое законодательство можно лишь аккуратно обойти, да и то не всегда. Вот и приходится нашему брату бухгалтеру со ссылками на Уголовный кодекс и судебную практику доказывать своему шефу, что его очередная «гениальная» идея оптимизации налогообложения приведет его самого на скамью подсудимых, а для компании грозит серьезными доначислениями налогов, а также пенями и штрафами. Конечно, руководители бывают недовольны тем, что часто слышат от своего бухгалтера фразу «так делать нельзя». Но это не вина бухгалтера — просто законодательство у нас такое.

Как ни странно, сотрудники родной организации тоже могут стать для бухгалтера источником головной боли. Но здесь уже многое зависит от того, насколько хорошо сам бухгалтер организует работу с персоналом. Я не говорю о том, что при слове «бухгалтерия» все работники должны впадать в священный трепет, но без уважительного к ней отношения очень скоро можно столкнуться с довольно неприятными вещами. Вовремя не сданная или некорректно оформленная первичка, несообщение о фактах трудовой деятельности (больничные, отпуска), просьбы выдать справку с указанием в ней недостоверной информации — всё это станет неотъемлемой частью ваших трудовых будней.

Таким образом, мы выяснили, что современный бухгалтер — это не просто высококвалифицированный специалист, который постоянно стремится к повышению своего профессионального уровня. Для достижения успехов в профессии бухгалтеру совершенно необходимо обладать еще и лидерским потенциалом, для того чтобы уметь доносить свои мысли до руководства, а также для выстраивания отношений не только внутри бухгалтерской службы, но и с другими отделами компании.

Статья опубликована в выпуске 25.09.2013
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (62):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Елена Максимовская Елена Максимовская Читатель 26 сентября 2013 в 00:18 отредактирован 26 сентября 2013 в 00:23 Сообщить модератору

    Скучна ли бухгалтерия? Для меня, эмоционального технаря с гуманитарной душой, однозначно: скукотища смертная! И не понимаю такой вот парадокс: везде, где я работала, с какими организациями имела контакты и т.д., самый многочисленный отдел... правильно, бухгалтерия. Застала ещё стук костяшек деревянных счётов, иногда треск механических арифмометров. Потом появились калькуляторы, затем компьютеры с 1-С и прочими экселями. Но численность персонала нигде и никогда не уменьшалась, наоборот, росла! Порой кажется, что раньше какая-нибудь Марьиванна на счётах начисляла зарплату гораздо быстрее, чем современная девица на компьютере.
    И сам характер работы, на мой взгляд: сидят, вперившись застопоренными глазами в таблицы на экране, медленно так водят курсором по строчкам... А где драйв?

    • Елена Максимовская, Марь ванна в свое время благополучно не ведала о налоговой системе РФ,сидела и десятилетиями выпоняла на счетах одну и ту же операцию.Кстати,я тоже технарь и в бухию пришла после инжиниринга, не жалею Вспомнила слова знакомого программера,которому финдир,временно заменяющий главного сказал:Сделай так,чтобы у меня налог на прибыль сам считался. Ответ был таков- я лучше уволюсь

      Оценка статьи: 5

    • Анатоль Штейман Анатоль Штейман Читатель 26 сентября 2013 в 01:54 отредактирован 26 сентября 2013 в 01:56 Сообщить модератору

      Елена Максимовская, что Вы знаете про драйв, мадам? Знавал я технорей с гуманитарной душой, которые всю жизнь просидели в Сантехпроекте, проектируя приточные камеры для вентиляции.
      Что такое драйв, я Вам расскажу на одном конкретном примере. Лет эдак 25 назад купил ПредСовМина Воротников 20 модулей (инвентарных зданий) где-то за "бугром". И получил наш трест один такой модуль, а деньги на его монтаж обещали выделить только в конце года, неосвоенные другими. Плановое хозяйство! Смонтировали мы этот модуль на базе без копейки денег, причем половину оборудования разворовали, как обычно, а 20 декабря нам из Москвы телефонограмма о выделении денег на строительство. Причем с условием, чтобы 31 декабря модуль был сдан, а 3 января все документы по освоению денег и приемке модуля в эксплуатацию должны лежать на столе начальника главка Минмонтажспецстроя. И я, как начальник техотдела треста, и наш главный бухгалтер Надежда Стадник, сделали все, чтобы по бумагам мы и финансирование открыли, деньги освоили, с поставщиками договорились, акт приемки подписали и даже финансирование закрыли! И вот, когда 3 января мы внесли в кабинет начальника главка папку со всеми необходимыми документами - вот тогда мы испытывали настоящий драйв от достойно выполненной работы. Уже потом были всякие награды, премии, путевки, но настоящий драйв был именно тогда, 3 января.

  • длиный стишок

  • Разговор в курилке двух бухгалтеров :
    читать дальше →

    Оценка статьи: 5

    • Эльмира Салимова Эльмира Салимова Читатель 25 сентября 2013 в 11:22 отредактирован 25 сентября 2013 в 11:23 Сообщить модератору

      всегда вспоминается это:

      Весь мир, забыв заботы
      Веселится, пьет, кричит "Ура!",
      Мы же составляем сводки и отчеты,
      Мы не люди, мы - бухгалтера!
      Пусть другие охмелев от водки,
      Пляшут, веселятся до утра,
      Наша радость в правильной проводке,
      Мы не люди, мы - бухгалтера!
      Май пришел душистый и пригожий
      В лунном свете тонут вечера.
      Нам нельзя пройти с любимым тоже,
      Мы не люди, мы - бухгалтера!
      Июнь, июль. Все живут на даче,
      Все на море, солнце и жара,
      Только мы считаем недостачи
      Мы не люди, мы - бухгалтера.
      Мы не видим солнечного света,
      Лунного не видим серебра,
      Наша жизнь - расход, бюджеты, сметы,
      Мы не люди, мы - бухгалтера.
      Кто стремится к жизни и культуре
      Знает - осень театральная пора,
      Наш прогресс - платежки и фактура,
      Мы не люди, мы - бухгалтера.
      Жизни нет за стенами конторы
      Жизнь - баланс, восторги - ордера,
      Сальдо - счастье, горе - дебиторы,
      Мы не люди, мы - бухгалтера.
      Так до старости живем, не видя света,
      И тебя винят везде, всегда,
      Только скажешь сам себе, угрюмо:
      Мы не люди, мы - бухгалтера!

      Оценка статьи: 5

  • Татьяна Степная,
    из Википедии:
    Пе́ня (от лат. poena — наказание) — вид неустойки, штрафная санкция за неуплату в срок или несвоевременное выполнение финансовых обязательств, начисляющаяся в процентах от оговорённой в договоре суммы за каждый просроченный день.

    Оценка статьи: 5

  • Екатерина Ильченко, слово "пени" не склоняется.

  • Хорошая статья, ее в первую очередь, нужно прочесть тем, кто считает, что бухгалтера штаны протирают и чаи вечно гоняют. В основной массе - монотонная работа. Хотя нисколько не жалею что работала бухгалтером, благодаря знанию бухгалтерии, всегда удавалось легко найти общий язык с бухгалтерами, разговаривать языком проводок.

    И сейчас бы вела бухгалтерию на дому, но предложение превышает спрос. К тому же аутсорсинговые фирмы наступают на пятки.

    Оценка статьи: 5

    • Анатоль Штейман Анатоль Штейман Читатель 25 сентября 2013 в 18:44 отредактирован 25 сентября 2013 в 18:45 Сообщить модератору

      Эльмира Салимова, хороший бухгалтер - это большая редкость! Не знаю как в нынешнее время (я уже отошел от дел), но начале 90-х, когда я создал свой маленький проектный кооператив, я столкнулся с таким количеством тупых бухгалтеров, что диву давился. Сколько я денег потерял из-за не вовремя выставленных счетов, неправильно оформленных отчетов и т.д. и т.п. Всем им глубоко было наплевать на собственную фирму, только требовали очередного прибавления зарплаты. За 2 года поменял штук 7, пока не пошел учиться сам на курсы, потом оформил собственную жену, которая только расписывалась в нужных местах. И все встало на свое место.
      Вообще-то, я не против финансистов, у меня даже дочь в Израиле начальник финансового отдела одной из крупнейших фирм, но сколько я с ней провел бесед о престиже и ответственности этой профессии. Кстати, в СССР у бухгалтеров и прочей чиновной публики была очень низкая зарплата - безграмотные "строители коммунизма" считали, что только они создают матценности. А вот в царской России бухгалтер ценился очень высоко. Самую высокую зарплату в начале 20-века получал ни царь, ни министры, ни военноначальники, а главный бухгалтер Российского государственного банка, потому что одно его слово приносило российской казне доход больший, чем даже указы царя.

      • Анатоль Штейман, замечательный коммент!
        Вообще, хороший разговор складывается по этой статье. Интересно послушать аргументированные мнения специалистов (даже мне - не-специалисту в бухучете).
        Спасибо!

        Оценка статьи: 5

      • Анатоль Штейман, Вы правы. С тех пор многое изменилось. С одной стороны, современные программные средства бухучет значительно упростили, но, с другой стороны, требования НК РФ и бесконечные разъяснения Минфина и ФНС, наводят бухгалтеров на мысль о том, что налоговое законодательство у нас запретительное, т.е. то, что не разрешено напрямую, то запрещено. А работать в этой парадигме таким образом, чтобы, платя налоги не встать на путь банкротства, и при этом не совершить налоговое преступление, сложно…
        А проблема с кадрами решений не имеет. Настоящие специалисты, влюбленные в свою профессию большая редкость…
        Спасибо за Ваш комментарий!

      • Анатоль Штейман, согласна, тем более в начале 90-х, когда законодательная база создавалась на коленке, и менялась каждый день. И было непонятно, куда бежать и где мои тапки. Хотя проблема кадров, это вечная беда..., как и проблема хорошего работодателя...

        Оценка статьи: 5

  • Бухгалтерия - это не триумф математики над разумом, Бухгалтерия - это триумф разума над математикой.
    В формуле товар - деньги - товар автор не указал, как ему удавалось уйти от налогов.

    Оценка статьи: 5

    • Наталья Дюжинская, я математик по образованию, работаю программистом (занимаюсь не бухгалтерией). Но когда несколько раз помогала бухгалтерам разобраться в расчетах, то поняла, что бухгалтерия это анти-математика.

      И еще, глядя на наших бухгалтеров, на их совершенно безумный график работы (вечером, выходные, праздники - работают!), на ужасающее количество бумаг, подумалось мне, что эта работа в принципе не может быть любимой. И пойти работать бухгалтером можно только от безысходности

      Оценка статьи: 5

      • Оксана С, вы считаете что заработная плата 5000$ это безисходность? Или вы подразумеваете рядовых бухгалтеров?
        Если в вашей бухии постоянно безумный график работы,я думаю,что это недоработка главного бухгалтера.На протяжении своей работы главным я всегда старалась по максимуму автоматизировать бухгалтерский процесс вместе с программистами. Сейчас переходим на 1С УПП, сложно,трудозатратно для меня, но нужно, тк возможностей автоматизации процессов очень много и хороший управленческий учет.Но если быть честной, сам по себе бухучет мне не очень интересен, люблю налоговый

        Оценка статьи: 5

        • Наталья Дюжинская, ну наши бухгалтера (и рядовые, и главбух) столько не получают. Предприятие у нас очень большое; бухгалтерия, соответственно, тоже; автоматизировано все, что можно. Но тем не менее, авралы и завалы - постоянные спутники наших бухгалтерских дам. Как в стихотворении у Эльмиры.
          Вы же понимаете, что говоря о работе "от безысходности", я озвучивала собственную позицию Для меня это была бы вынужденная мера, но если бы работа оч.хорошо оплачивалась, то я бы "потерпела" И даже очень старалась бы
          Мне очень нравится Ваш энтузиазм и такой восторженный тон, с которым Вы говорите о своей работе! Это просто замечательно!
          Моя работа (математика+программирование) мне тоже очень по душе!
          И спасибо за "самолетики" Блесну при случае знанием перед своими бухгалтерами

          Оценка статьи: 5

          • Оксана С, ну особого энтузиазма по бухучету нет,очень прохладно к нему отношусь, так как такой искусственный бухучет, как в РФ, никому в РФ и не нужен: ни собственникам, ни сторонним пользователям, хотя может он нравится Минфину и ИФНС для мониторинга.Спамщик Минфин делает многолетние потуги причесать российский бухучет под МСФО.Все и как всегда плохо. В итоге имеем больного урода: и не МСФО и не РСПБУ.Какой тут восторг-ненормативная лексика

            Оценка статьи: 5

            • Наталья, согласна с Вами. Мой шеф называет бухучет «фантиками для налоговой». И ведь он прав!

              • Екатерина Ильченко, в том то и дело, хотя нормальный бухучет в идеале очень близок управленческому.

                Оценка статьи: 5

                • Наталья, у нас, к сожалению, без управленческого учета никуда… Вот и приходится вести сразу три учета – бухгалтерский, налоговый и управленческий. Но мне всё равно очень нравится моя работа!

                  • Вот никогда не пойму, зачем у нас все так усложнено. Три вида учета... Ладно управленческий и налоговый, в наших реалиях - это можно понять. Но вот разделение - налоговый и бухгалтерский. Ну на фига козе баян? Зачем?

                    Оценка статьи: 5

                    • Эльмира, говоря сухим языком законодателя, разницы в бухгалтерском и налоговом учете возникают, если какие-то доходы или расходы Вы отражаете в бухучете, но не учитываете при расчете налога на прибыль. Или наоборот. При этом возникает либо постоянный налоговый актив, либо постоянное налоговое обязательство. Таких ситуаций может быть очень много. Приведу лишь некоторые из них:
                      - компания передает основное средство в безвозмездное пользование;
                      - компания применяет амортизационную премию
                      - в налоговом учете компания начисляет амортизацию с повышающими коэффициентами;
                      - компания продала основное средство с убытком;
                      - компания приобретает путевки для работников или выплачивает премии к юбилейным датам, праздникам.
                      Не хочу забивать Вам голову, но с разницами в учете сталкивается каждый бухгалтер. Правда законодатель предусмотрел небольшое послабление - малые предприятия могут не применять ПБУ 18/02. Но даже, если его и не применять, разницы в учете все равно будут, просто не нужно будет делать дополнительных проводок.

                      • Екатерина Ильченко, это понятно, я имею ввиду смысловую нагрузку. Но вдумайтесь, если функция государства собирать налоги, то в принципе зачем им нужен бухгалтерский учет?
                        Чтобы бизнес мог посмотреть сколько денег он экономит на налогах?

                        Оценка статьи: 5

                        • Эльмира, логика у законодателя незамысловатая – создать бизнесу такие условия, при которых вести учет по всем правилам и не разориться было бы невозможно. А потому каждый бизнесмен у нас априори может считаться преступником. В такой ситуации, бизнес становится более сговорчивым с налоговыми органами т.к. понимает, что лучше сейчас согласиться с требованиями налоговиков (пусть и не совсем обоснованными), чем нарываться на конфликт, который грозит серьезными доначислениями налогов…

          • Наталья Дюжинская Наталья Дюжинская Читатель 27 сентября 2013 в 09:10 отредактирован 27 сентября 2013 в 09:23 Сообщить модератору

            Оксана С, у вас замечательная работа,творческая, уважаю математиков и хороших программистов( без них как без рук),мне очень повезло с программистом ,он большая умница,работаем и дружим уже много лет
            Согласна,что на очень большом предприятии и авралы и завалы постоянные спутники бухии.Производство вобще штука " тонкая".Когда вступала на бухгалтерский путь( сразу и главным в небольшую фирму)карьера и деньги были решающими факторами,а вскоре и понравилось.Тут карта мне и пошла

            Оценка статьи: 5

      • Оксана С, дело не в профессии,а в людях и их отношении к делу. Можно до пенсии самолетики рисовать, а можно стать кандидатом бухгалтерских (!) наук и открыть свою аутсорсинговую фирму высокого класса)).

        Оценка статьи: 5

        • Екатерина и Эльмира, мой пост был в полушутливой форме. Я с огромным уважением отношусь к любой профессии. Конечно, есть люди, которые хорошо соображают в бухгалтерии, и для них работа в радость (или, по крайней мере, не в тягость).
          Моя мама, например, была бухгалтером. И никогда не жаловалась, несмотря на периодические авралы, работу по выходным и даже дома по вечерам.
          А одна моя знакомая - прекрасный бухгалтер, очень и очень прилично зарабатывает. Ведет бухгалтерию в двух фирмах. И я знаю, что ее с радостью взяли бы на работу во многих крупных организациях. Потому что супер-мастер своего дела.

          Эльмира, надеюсь про "кандидата бухгалтерских(!) наук" - это тоже шутка?
          Если "рисовать самолетики" - это проектные работы в КБ или работа художника, то почему бы и не заниматься этим и до пенсии, и после?

          Оценка статьи: 5

  • Хорошая статья. Рядовым бухгалтером в коллективе из нескольких спецов работать еще можно. Главным бухгалтером - увольте. Нужны нервы-канаты, толстая кожа, в противном случае не выжить.

    Оценка статьи: 5

  • В общих чертах статья правильная. Не согласна я с цитатой: "это не просто высококвалифицированный специалист, который постоянно стремится к повышению своего профессионального уровня". Ситуацию хорошо обрисовывает пословица - "Не до жиру, быть бы живу". Очередной выпуск бухгалтерского еженедельника читаю очень внимательно - опять или изменения в законах и налоговом кодексе, или приняты новые (вариант - измененные) отчетные и первичные документы. И не дай бог при проверке обнаружится, что 25-го я заполнила документ по старому образцу, ведь с 24-го действует уже новый.

    • Татьяна Голубкова, ну первичка не так часто меняется как формы отчетности ,с формами отчетности у меня вобще нет проблем, даже не заморачиваюсь тк уже 10 лет отчитываюсь через интернет, с этого года и документы на камеральную проверку отправляю в ифнс в сканированном виде.Хотя в январе 2012 законодатели подорвали все бухгалтерское население страны своим постановлением по счетам-фактурам.Мы с программером срочно прописывали форму счета фактуры так как 1Сники еще не прписали эти изменения, а Минфин проснулся спустя месяц разрешив 1 квартал вести в старом формате счетов фактур.Молодцы,что тут скажешь

      Оценка статьи: 5

  • Хорошая статья, это я могу подтвердить как бывший бухгалтер .

    Единственное, обладать лидерским потенциалом бухгалтеру (да и не только бухгалтеру) нужно вовсе не "для того, чтобы уметь доносить свои мысли до руководства", а прежде всего для продвижения по карьерной лестнице.
    А руководству нужно уметь доносить не мысли, а правильно составленную отчетность, "перевод" этой отчетности на язык, понятный руководству, и понимание необходимости подписывать всю ту же отчетность вовремя.

    Оценка статьи: 5