• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Катя  Чековска Мастер

Выставка «Венчания на царство и коронации в Московском Кремле». Чему она посвящена?

Музеи Московского Кремля подготовили новую экспозицию «Венчания на царство и коронации в Московском Кремле», которая открылась 27-го сентября 2013 года. Это самый масштабный проект Музеев, собравший бесценные раритеты и исторические реликвии.

Shutterstock.com

Выставка посвящена периоду отечественной истории, когда российские монархи получили сначала царский, затем императорский титул. Одна из задач выставки — попытка представить церемониал восшествия на престол российских государей в деталях.

Со слов Елены Юрьевны Гагариной, Генерального директора Музеев Московского Кремля, многие экспонаты настоящей экспозиции никогда стен Музеев не покидали и не покинут, потому что являются государственными реликвиями. Государство с ними не расстается никогда.

Часть из них предстала перед зрителями впервые. Особый интерес среди них вызывает Акт о престолонаследии, который император Павел I огласил в Успенском соборе во время своей коронации и собственноручно положил его престол на вечное хранение. Документ был известен только в копиях. Бесценный подлинник был обнаружен в процессе архивных изысканий во время кропотливой подготовки экспозиции.

Выставка показывает вехи отечественной истории, охватывающей четыре столетия. Это время серьезных перемен, которые отразились и в церемониальных мероприятиях.

В Древней Руси царями называли Византийских императоров. После завоевания Руси монголо-татарами царями называли правителей Золотой Орды. Венчание на царство Ивана Васильевича стало для Руси великим событием, сделав московского государя преемником византийских царей и укрепив Россию на особой позиции в православном мире. Венчание, таким образом, явилось великим историческим, религиозным и политическим событием.

С возникновением империи Шапку Мономаха было решено заменить на императорскую корону. А скипетр и державу сохранили со времен царей и в империи в качестве коронационных регалий.

Публичный праздник служил средством поддержания международного престижа страны.

К моменту совершения первой императорской коронации в 1724 году новой столицей Российской империи являлся Санкт-Петербург. В Манифесте от 15 ноября 1723 года было объявлено, что священное коронование первой российской императрицы Екатерины Алексеевны «имеет быть… В Москве, по волей Божией», и с тех пор приезжали на коронацию из новой столицы в древнюю, первопрестольную.

Ярким бесценным экспонатом выставки является подлинник Акта о престолонаследии. Цесаревич Павел Петрович подготовил этот акт в 1788 году перед отъездом на войну со Швецией. Начинается он так:

«Мы Павел, цесаревич, наследник и великий князь, и мы, Мария, супруга его, великая княгиня, во имя Отца и Сына, и Святого Духа, общим нашим добровольных и взаимном согласии, по зрелом рассуждении и в спокойном согласии постановили сей акт, которым по любви к Отечеству выбираем наследника по праву естественному после смерти нашей, Павла, сына нашего большего Александра, а по нем все его мужеское поколение…»

Документ предполагал установление нового порядка в России престолонаследия и преемственности власти по мужской линии, ставящего закон выше воли монарха. Во время церемонии коронации Павел I впервые публично обнародовал акт и собственноручно положил его для «хранения на престоле Успенского собора» Московского Кремля в серебряный ларец.

Экспозиция делится на два раздела: венчания на царство в XVI—XVII вв. и коронации XVIII—XIX вв.

В трех залах представлены государственные регалии, архивные документы, атрибуты высоких событий. Можно посмотреть фильмы, архивные документы, чтобы воссоздать величественную атмосферу коронационных празднеств в Российском государстве.

Возложение регалий на будущего царя делали его из претендента на престол в законного властителя. Корона российской империи, представленная на выставке, — одна из ключевых реликвий в важном событии государства.

Выставка интересна посетителям всех возрастов. Даже считающим себя знатоками истории удастся открыть для себя много новых неизвестных деталей.

Интересный экспонат — конные гремячие цепи, весом три с половиной килограмма. Они являлись главной достопримечательностью «Большого конного наряда». Цепи сопровождали торжественные церемонии непрерывным звенящим шумом. Народ понимал, что этим «громом небесным» начинается великое событие.

Все экспонаты выставки заключают в себе часть истории Российского государства, его особенности и традиции. Прикоснувшись к которым, можно тоже стать его частицей — образованной и думающей.

Выставочный зал Успенской звонницы
Патриарший дворец Московского Кремля

27 сентября 2013 — 22 января 2014.

Статья опубликована в выпуске 6.10.2013
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: