Вот я под это дело выбираюсь из своей карельской берлоги, проверяю давление в шинах, осматриваю протектор (не сильно ли он износился), слушаю, не гремит ли где подвеска, поворачиваю ключ в замке зажигания и беру курс на юг. Где меня всегда ждут. Потому что родной дом, вообще-то, там. А дом, он всегда не только пригляда, но и рук требует.
Но в этот раз… Как-то довольно быстро справились мы общими усилиями со всем, что запланировали ещё до того, как я из Карелии выехал. И осталось у меня время. Почти свободное. Несколько дней. Ну, я и решил сгонять в Таганрог.
А по карте посмотрел… Да мне же через Украину — ближе! Ни много ни мало — на целых 180 километров. А это — солидная цифра. Что там надо, чтобы меня на моём пепелаце запустили на территорию суверенной и незалежной страны? Общегражданский паспорт? Свидетельство о регистрации транспортного средства? Страховка на него? Специальная? Так называемая «зеленая карта»? Так в чем вопрос? Поедем в райцентр, машинку перед дорогой проверить, и сделаем.
Итак… Документы — при себе. Маршрут (Валуйки — Уразово — Купянск — Славянск — Енакиево — Шахтерск — Таганрог) — известен. Поехали?.. Я и поехал.
Первое, что меня неприятно поразило сразу после пересечения границы, это полное отсутствие информационных знаков. О чем меня, кстати, честно предупредили таможенники:
— На Купянск знаков нет. Может, подождешь кого в попутчики и уже за ним пойдешь?
Так когда он нарисуется, этот попутчик? Может, только к вечеру. И всё это время стоять и ждать? Чего ждать? У моря погоды? Так до него ещё доехать надо. Море, оно как раз там, куда мне надо. В Таганроге. И не стал я ждать.
Нет, об этом не пожалел. Но на Купянск вышел только с третьей попытки. Язык, оказывается, только до Киева доводит. А до Купянска — не всегда. И не всех. Вот и меня — не вывел. Первый раз рукой махнули совсем не в ту сторону. Второй забыли предупредить о том, что через пару-тройку километров надо бы, вообще-то, направо свернуть. А знаков — «на Купянск»… Нет! Напрочь отсутствуют.
В общем, покрутился я по Харьковской области. Но терпение и труд, они обычно не подводят. Вышел-таки. А как через весь город, да «на Славянск»? В Купянске-то тоже… Нет информационных знаков! Изничтожили их на Украине, как класс. Под самый корень.
Но в Купянске мне повезло немного. На самой его окраине подхватил попутчика до Боровой. А это как раз на Славянск. Знающий человек и провел меня через город. Но ему только до Боровой надо было. А Славянск — дальше! Вот и вышел я не на Славянск. А на Красный Лиман. Там мне объяснили, как дойти до Енакиево.
Еду я, еду… Нет… Ну, нет этого Енакиево! Вот пост украинских ДПС и рядом с ним указатель «Дебальцево». А Енакиево… Где?!
А бензина в топливном баке, между прочим, уже на самом донышке. Я же по километражу, когда карту смотрел, прикинул — если перед границей заправиться, то полного бака мне хватит, чтобы транзитом, без дозаправок, Украину проскочить. Рассчитать-то рассчитал, но всё еду, еду, а не то что границы… Крыш пропускного пункта ещё не видно. Как бы не обсохнуть где-то на середине Донецкой области…
Пришлось мне в центре Красного Луча…
Да, вот и второй недостаток украинских дорог. Все они идут через населенные пункты. Маленький ли он, большой ли — без разницы. Через него. Объездных развязок нет. А в городе скоростной максимум — до 60-ти. И то — не везде. Частенько висит дорожный знак: на белом блюдечке с красной каемочкой — цифра 40 нарисована. Кое-где и того меньше — 20. А если этих цифр нет, так светофор. Или переезд железнодорожный. А снижение скоростного режима (по сравнению с трассой раза в 2,5−3), это опять же — потеря времени.
В общем, нашел-таки я банк в Красном Луче, поменял рубли на гривны, попросил слезно аборигенов, чтобы ткнули в строну заправки — которая из них с более-менее приличным бензином. Чтобы потом проблем с двигателем не поиметь. А пока я там по центру города крутился, вспомнил историю, что мне рассказал приятель, ездивший как-то к теще на блины в ту же самую Донецкую область. По его словам, таксист, забравший их с супругой у вокзала, ехал до места назначения по тротуарам. На проезжую часть выехать было невозможно.
Когда слушал этот рассказ, посмеивался. Думал — байка. Но как въехал в Красный Луч… Сразу поверил, что рассказ — чистой воды правда. Почти через весь город я шел исключительно на первой передаче, редко и кое-где переключаясь на вторую. Асфальта на улицах вообще нет. И такие колдобины! А ведь все эти улицы — главного направления, на Донецк. Что творится на второстепенных улочках и в проулках… Даже не представляю!
Хотя, может, потому, что это — главное направление, и дорожное покрытие, которого по сути просто нет (!), в таком ужасном состоянии?! Не тяжеловесные ли грузовики, идущие через город на Донецк, и разбили уличный асфальт начисто?
Не знаю, но дороги по той части Украины, по которой довелось пройти (Харьковская, Луганская, Донецкая области), — препаршивейшие. Ровного и чистого асфальта мне увидеть так и не довелось. Выемки, колдобины, выступающие над основным дорожным покрытием латки свежего асфальта — повсеместно. А это ведь не только на скоростной режим влияет (как бы не просмотреть какую яму, не влететь в неё, не разбить и не потерять колесо!), но и на подвеске машины сказывается самым отрицательным образом. Потом, уже по возвращению, пришлось всё-таки загнать автомобиль слесарям и поменять те детали, которые так и не смогли пережить встречу с украинскими дорогами. А кое-где и подварить…
В общем, намотал я по Украине… А уж времени потерял! И не только потому, что скоростной режим с таким качеством дорожного покрытия и из-за отсутствия объездных дорог вокруг населенных пунктов никак нельзя было форсировать. Четыре таможни. Российская, а потом украинская — на въезде. И в таком же количестве, но в обратном порядке — на выезде. Итого — два часа потерянного времени. И почти час — на поиск банка и обмен валюты.
А если эти часы, да умножить на крейсерскую скорость автомобиля на трассе… Практически те же самые 180 км, которые мне дополнительно пройти надо, если маршрут проложить по России: Таганрог — Ростов — Красный Сулин — Богучар — Россошь — Валуйки.
Так что, когда пришло время возвращаться, даже вопросов никаких не было по поводу того, как же обратно идти. По России. Только по ней! И если вдруг перед кем встанет такой же выбор, какой и у меня был в начале сентября…
Езжайте ребята, по России. Оно быстрее, дешевле и спокойнее.
Еще когда премьером Украины был Азаров, он говорил, что Укравтодор отремонтировал 90 - 99% дорог. С тех пор в стране нет плохих дорог, я вот каждый день в этом убеждаюсь.
0 Ответить
Ха, Люба!! По моим комментам, посмотрите последний коммент к статье о Петрозаводской набережной. Вот это - точно реклама! Сайт -занимается продажей панорам. И то, что они говорят "Набережная", да - набережная, но только часть. Та, где стоит памятник Петру I. И всё. НИ ОДНОЙ из тех скульптур, о которых я пишу с статье, на их панораме "Набережная" НЕТ!
0 Ответить
Люба, согласитесь, что если это реклама, то - талантливая.
Во-первых, коммент - по теме:
Наша компания ...давно уже не отправляет свой транспорт даже транзитом через украину т.к. авто с рейса приезжают почти все с большими повреждениями( я имею ввиду подвеска и шины). И если до Киева и в сторону Одессы дороги еще более менее нормальные, то западная и восточная украина это полная опа. Всегда разрабатываем маршрут в обьезд.
Именно то, о чем я и говорил по тексту - качество украинских дорог отрицательно сказывается на подвеске автомобиля. И сохранить её при таком дорожном покрытии весьма проблематично.
Во-вторых, по тексту коммента чувствуется, что он не просто так появился, а после того, как человек прочитал материал.
Наверное, в т. ч. и поэтому, мне никогда не хотелось быть модератором (так же, как и судьёй). Жаль удалять такой коммент только потому, что в нем есть неактивная ссылка...
0 Ответить
Константин Кучер, этот пост размещен с единственной целью - продвинуть ссылку на сайт публикатора. Все прочее - шелуха.
1 Ответить
Всем привет, хочу сказать, что работая на рынке логистических услуг, стараемся не связываться с украинскими перевозчиками и логистическими фирмами. И причина этому непонятное отношение украинцев к своим партнерам по бизнесу, могут и кинуть а могут и вовсе исчезнуть непонятно в каком направлении. Наша компания давно уже не отправляет свой транспорт даже транзитом через украину т.к. авто с рейса приезжают почти все с большими повреждениями( я имею ввиду подвеска и шины). И если до Киева и в сторону Одессы дороги еще более менее нормальные, то западная и восточная украина это полная опа. Всегда разрабатываем маршрут в обьезд. За статью спасибо.Обзорно!
0 Ответить
Вам спасибо за такой интересный отзыв.
0 Ответить
Константин Кучер, на самом деле это не отзыв, а рекламный пост.
1 Ответить
Сначала с чем согласен, потом с чем не совсем.
Самые искренние сочувствия насчет Красного Луча-сам родом почти оттуда, приезжаю - дурею как и все. Хорошо, что Вы не ехали Красный Луч-Антрацит через Боково-Платово - возможно, и некому было бы писать эту статью . Хотя под Снежным примерно так же - давно там был правда, трасса Красный Луч-Донецк была ужас, не знаю как сейчас. Как бальзам на сердце вспоминаю Кубань-идеальная дорога в масштабах ВСЕГО региона, неважно, райцентр или удаленная станица-на высоте как асфальт, так и знаки.
А критику Вашу можно принять не всю - например, почему дорога проходит через населенный пункт? А где ей быть? В качестве сравнения со стороны России Вы взяли трассу М4 (участок Ростов–Красный Сулин–Богучар–Россошь–Валуйки) - она ещё при Союзе строилась - так ведь она была СОЮЗНОГО значения, именно поэтому населенные пункты обходила, а Вы по Украине похоже часто ехали по дорогам типа "село-город", где люди на работу или на базар в выходной день ездят - людей не на окраине же высаживать. Не знаю Вашего предыдущего маршрута по России (в Украину Вы въехали через Валуйки), но если бы въезжали со стороны Белгорода, далее через Харьков (по окружной без захода в город), то там трасса Харьков-Ростов - тоже бывшего СОЮЗНОГО значения - качеством, наверное, похуже чем М4, но тоже без захода в населённые пункты и с указателями - можно ехать как и по М4, не зная трассы. Указателям правда не всем можно верить - перед Дебальцево до Ростова знак показывает 23? км, сразу за Дебальцево 198, потом опять 23? . Но если не охота через Ростов, возле Дебальцево поворот на Донецк, там трасса хорошая (без захода в Красный Луч), далее как ехали. Кстати там с Юрием Ляхом шел разговор о бетонке - это о какой? Если об этой трассе, то где там плиты? Есть коротенький участок меж Изюмом и Славянском, но эффект "бумца" там чувствовался ранней весной после схода снега, потом трасса ремонтировалась - как сейчас не знаю.
Как резюме можно сказать 1) Сравнивать дорогу М4 и тот участок по Украине, где Вы ехали, нет смысла 2) Убогость украинских дорог налицо, сам ощутил своим копчиком 3) Российские дороги тоже не ахти - товарищ, сам с Кубани, ездил в район Тамбова, Воронежа, тоже был не лучшего мнения о тамошних дорогах.
0 Ответить
Большое спасибо, Сергей, за такой развернутый и подробный отзыв.
По поводу бетонки. Юрий просто вспомнил своё, родное, поскольку оно было в тему :
бетонная автострада - строилась еще при Союзе, специально мимо населенных пунктов . Меня же Бог миловал. По Украине с покрытием из бетонных плит столкнуться не довелось.
По поводу того, что и в России есть дороги - не ах, Вы, конечно, правы. Да я и сам это обстоятельство отметил в комментах. Посмотрите выше, диалог с Брхановой Ириной. Просто, когда едешь по России, у тебя уже есть в голове информационная база прошлого, позапрошлого, позапозапрошлого годов. Есть с чем сравнить - О, да тут значительно лучше стало!! По Украине такого информационного багажа не было. В т. ч. и поэтому, наверное, всё воспринималось так эмоционально.
В развитие этой темы. Не знаю, как на Украине, а у нас качество дорог очень сильно отличается в зависимости от того, по какой области идешь. Как-то решил "срезать" и вывернул на Старый Оскол не у Курска, на Тим, а от Мценска свернул на Новосиль, Ливны, Волово. И прошел по внутриобластным дорогам Орловской, Липецкой, Курской, Белгородской областей. Так сразу чувствуется, как выезжаешь из одной области и въезжаешь в другую. Так, например, курские дороги районного и местного масштаба (между отдельными селами) значительно лучше тех же орловских областного (между районными центрами).
0 Ответить
Ну, и намыкались вы с этой поездкой. Хорошо, что машина не встала после прогона по ухабам и колдобинам. Представляю, во что бы вылился ремонт!
0 Ответить
Ну, кое-что по подвеске сделать всё-таки пришлось. Но семейный бюджет этот ремонт перенес...
0 Ответить
«Езжайте ребята, по России. Оно быстрее, дешевле и спокойнее.» О, да!? По разным российским дорогам ездим мы с ЛГ.
"У России две беды - Дураки и дороги" Не знаю кто сказал сие. И вики ответа однозначного не дает.
И вот - «Какое странное и манящее, и несущее, и чудесное в слове „дорога“, и как чудна она сама, эта дорога!»
чудесная цитата от Н.В Гоголя.
Интересная статья. С удовольствием прочитала, но вот не могу согласиться, знаю о чем говорю, дороги в России имеют такую же необыкновенную и волшебную «гадостность», как и в Украине, понятно, что толкую только о своем регионе. Но такие дороженьки бывают, пешком и с посохом не пройдешь, внедорожник отдыхает, камазы грязи не боятся, но иногда пасуют. Утрирую чуток, но дороги и у нас оставляют желать лучшего.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
дороги в России имеют такую же необыкновенную и волшебную «гадостность», как и в Украине
Да, Ирина, Вы правы. И у нас есть участки, как минимум, не лучше. По своим впечатлениям могу сказать, что одно из самых тяжелых направлений - с Петрозаводска на Архангельск через Пудож, Каргополь, Плесецк. Особенно, участок от Пудожа до Каргополя. Ладно Кенозерский национальный парк, где дорога почище Приладожских серпантинов. Сколько раз не шел через парк, обязательно одна, а то и две перевернувшихся фуры. Это ладно. После каждой такой поездки не только подвеску перебираю, но и обязательно заезжаю к сварщикоам.
Но даже этот, казалось бы, отрицательный пример, показатель того, почему в России дороги лучше, чем на той же Украине.
В советское время прямого выхода на Архангельск из Карелии не было. Только через Ленинградскую и Вологодскую область. А сейчас, пусть и вот такая, не самая хорошая, но есть дорога.
А первый раз, когда шел на Купянск, почему я понял, что не туда еду? Мне же именно в этом направлении махнули. Да просто потому, что посреди чистого поля закончилась дорога. Была, была, а потом бац и свекловичное поле перед капотом. А за ним уже Луганская область. И получается, что дорога - в никуда. Выхода с неё в соседнюю Луганскую область нет. Т. е. типа как харьковчане занимаются своими дорогами, луганчане - своими. А о дорожной сети страны в целом кто-то думает?
Вообще, по Украине и Латвии, где тоже бывал уже после развала, впечатление такое, что там дорожная мысль остановилась на том, ещё советском временном этапе. И сейчас эти республики счастливо проедают то, что когда-то было построено, как-то даже и не задумываясь особо над тем, что и у дорожного строительства должна быть какая-то стратегия... И не районная, областная. А общенациональная. Потому что дороги - это та дратва, которая накрепко привязывает один регион к другому и делает страну единым целым, а не покрывалом из отдельных лоскутов.
0 Ответить
Больная тема... Автор не упомянул, что стоимость этих дорог в несколько раз выше, чем в той же Германии (перед Евро 2012 их делали), а в том же Донецке - еще более улетная стоимость. И со сходом снега сошел и этот дорогущий асфальт. В газетах пофамильно покритиковали этих товарищей, чьи фирмы были исполнителями - и тишина . читать дальше →
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Юрий Лях, про Евро-12 и сошедшие вместе со снегом дороги который месяц слышу от своих родных, что на Украине. Дей-но больная тема. Кто-то хорошо заработал.
Кстати, из недавнего, из почти немецкой Беларуси, где дороги, как в Германии: поворот одной из трасс возле Гродно, после того, как там разбился н-й по счету автомобиль, решили расширить и заасфальтировать. В один день нагнали техники, все заасфальтировали блестящим асфальтом для того, чтобы... через неделю снова нагнать техники и все соскоблить под ноль и покрыть другим слоем асфальта.
Везде свои нюансы.
0 Ответить
Юрий Лях, зато в Киеве шмат Житомирской трассы к Евро делали в три смены (даже ночью) по всем техгологиям турки. Дорога до сих пор в отличном состоянии, некоторые говорят, что были бы рады даже платить за езду по таким дорогам, если кто-то сделает в городе платные дороги отличного качества. Но! Фонари за Киевом по этой дороге не горят! Они есть (может быть даже с лампочками), но не светят! Автобусы ведь с командами днём возили, на фига свет включать.. А сейчас темень -- глаз выколи.
0 Ответить
Ксения Печий, Раз про платить... читать дальше →
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Дорога на Боровичи через Малую Вишеру года 2 назад была такая разъезженная, что километрами народ по обочинам ездил. В этом году почти все исправили...
0 Ответить
Игорь, здесь можно вспомнить множество точно таких же отрезков, которые когда-то были просто ужас. А сейчас едешь и радуешься.
Тот же объезд вокруг Новгорода. Года четыре тому назад это был один из самых ужасных участков М10. Трассы, которая носит гордое имя "Россия". А сейчас? Любо дорого. Двухрядная, четырехполосная с отбойником посредине. Встречку "поймать" шанс минимальнее минимального. Асфальт ровный. Любо дорого. Другое дело, мосты следом ремонтируют. Опять в этот год мин 40 потерял на этом участке. Но дорога - никакого сравнения с тем, что было.
Или такой же объезд, но вокруг Тихвина. Тоже когда-то была полная засада. А сейчас опять - любо-дорого. В сентябре ехал, так начали работать на участке от Иссада, где выход на трассу "Кола", до Тихвина.
А какая сейчас замечательная стала М4 "Дон"?! Шестирядная, двухполосная. Единственно, инфраструктуры - НИ-КА-КОЙ. В августе прошел по ней 450 км и только после них обнаружил на заправке работающий туалет... ПЕРВЫЙ на 450 км трассы. В финской Лапландии, совершенно безлюдной местности, они через каждые 50 км стоят на трассе. В чистом, теплом помещении - горячая, холодная вода, фен.
0 Ответить
Ладно сёла на окраинах, тут вот по Киеву хороших дорог процентов 20 от всех в нормальном состоянии...
0 Ответить
Украинский автодор -- безжалостный и беспощадный.
0 Ответить
И это все восток Украины, никому не нужный. А мы здесь живем и ничего сделать не можем
0 Ответить
Старые украинские водительские поговорки: "Кто прямо ездит - дома не ночует", "самая которкая дорога - та,которую ты хорошо знаешь". Неужели проще 2 раза пройти по 2 таможни, чем проехать по знакомой дороге 180 км?
По поводу отсутствия объездных - инфраструктура дорог создавалсь в старые "добрые" советские времена, так что - это наследие советского строя, а никак не особенность украинского менталитета.
0 Ответить
Елена, по-моему, автор нигде по тексту не упомянул, что участок трассы М4 "Дон" от Богучара до Ростова и дальше на Таганрог был ему знаком. Точно такая же неизведанность, как и украинский вариант. Но первый на 180 км короче и на нем нет такого мегаполиса-миллионника, как Ростов. В котором автор знает только участок от ж/д до авто вокзала. 200 м. И то, половина из них, - по подземному переходу. А по примерно такому же миллионнику, как Питер, автор ездил. И представляет, что это такое. Так что у украинского маршрута было два весомых плюса. Но тот огромный минус, о котором автор рассказал в этой статье, перевесил всё.
Поэтому обратно дорога пошла уже по России. И здесь сказались все плюсы российских дорог. В Ростове только подъехал к первому кольцу, перед ним синяя стрелка М4 - НАПРАВО. И так перед каждой развязкой. Я нигде не останавливался и ни у кого дорогу не спрашивал. Прошел через Ростов только по информационным знакам. И в утренний час пик затратил на путь от таганрогского въезда до выезда на Москву 45-50 мин. А М4 НЕ ЗАХОДИТ НИ В ОДИН населенный пункт. Новочеркасск - мимо, Шахты - мимо, Красный Сулин - Ммимо. И как встал на крейсерскую скорость, так и идешь по трассе, не снижая её. Дорога вышла на 180 км длиннее, а прошел я её на ШЕСТЬ часов быстрее.
0 Ответить
Константин Кучер, у нас тоже есть такая бетонная автострада - строилась еще при Союзе, специально мимо населенных пунктов, ни одного перекрестка - только развязки, по пути автозаправки и крытые автобусные остановки. НО все автобусные маршруты проходили по старому шоссе, и водилы почему-то автостраду не любили. Позже - автозаправки побросали и они без присмотра превратились в полуразвалины. Едешь по идеальной бетонке и в течение получаса не встречаешь ни одной машины , плюс полуразвалины - и уже, как в западных фильмах, становится совершенно неуютно. Пару недель назад снова был рядом с той автострадой - ее, похоже, прихватизировали . У нас чудЫе дела творятся с этой приватизацией дорог , но это уже совсем другая история.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ха, Юрий! Я могу точно сказать, почему ваши водилы не любили бетонку. Я её сам, когда она ложится под колеса, страсть, как не люблю. Бетонный блок, он же имеет определенные размеры. И когда один заканчивается, встык ему кладут другой. Как заканчивается второй, так же, в стык ему - третий. И так - ВСЯ бетонка. А между стыками бетонных плит, обязательно остается какой-то зазор. И вот едешь ты, как стык - так бумц, и подбросило тебя, как на ухабе. Следующий стык, опять - бумц, подбросило. И так... ВСЮ БЕТОНКУ. Бумц, подбросило, бумц... И ехать - не очень приятно, и на подвеске, конечно же, такая езда сказывается...
0 Ответить
Константин Кучер, она вначале была выложена идеально (подозреваю, имела стратегическое назначение) и скорости на ней просто не чувствовалось - педаль в пол и вперед, а позже, через десяток лет бесхозности, действительно, некоторые плиты разошлись и появились бумцы.
Кстати, ребята были в Германии и сфоткали строительство их дороги (эту фотку сходу не найду): чуть меньше метра залитого бетона с толстенной арматурой через каждые полметра, а сверху - толстый слой асфальта.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вполне возможно, Юрий, что Ваша бетонка какая-то особенная. Но сколько раз мне не приходилось сталкиваться с обычными, общегражданскими бетонками, картина везде одна и таже - бумц, подбросило, бумц...
А по поводу того, как строят дороги "у них", то как-то шел по Финляндии и справа по ходу движения был ремонтируемый участок, а поскольку там была небольшая возвышенность, то получался как бы разрез (сечение по вертикальной плоскости) Во-первых, меня удивила довольно-таки приличная (как минимум, за два метра) высота этого "сечения" ("подушки дорожного полотна", наверное, если правильно?), а во-вторых, было хорошо видно, что эта "подушка" - как многослойный пирог - песок, щебень одной фракции, щебень другой фракции, ещё что-то. В общем, архисложная конструкция.
P.S. Кстати, мне кажется, как-то давненько, но была у меня статья на сайте. Что-то типа "Чем финские дороги отличаются от наших?"
0 Ответить
Дороги в Белоруссии действительно замечательные. У нас был пробег Брянск-Гомель-Минск-Лида-Гродно-Минск-Могилёв и везде качество белорусских дорог радовало.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Плохие они, Константин, дей-но плохие.
Ездите дорогами Белоруссии. Они как в Германии. Если только не заезжать через какой задний двор, где то же самое-)
0 Ответить
Спасибо за добрый совет, Игорь. Но... Белоруссия пока как-то старательно отходит в сторонку от моих маршрутов.
0 Ответить