Одновременно проводились важные подготовительные и хозяйственные мероприятия для беспрепятственного движения войск. Одним из таких мероприятия было строительство моста через Босфор, для того чтобы перебросить основные силы армии из Азии в Европу сухопутным путем. Но когда было издано повеление о начале вторжения персов в Грецию, случился конфуз: поднявшаяся буря уничтожила возведенный для переправы мост.
Это известие привело Ксеркса в бешенство, и строители моста были казнены. Ксеркс приказал также выпороть воды Босфора и опустить в него кандалы в знак того, что Босфор стал рабом царя персов. Наказанию была подвергнута даже сама природа, получив, как утверждают историки 300 ударов бича.
Принято считать, что творить суд может только тот, кто наделен для этого соответствующими полномочиями, обусловливающими размеры властного права. Обычно это глава государства или уполномоченные им лица. Изначальная цель наказания — это мера принуждения, для того чтобы заставить человека или животное вести себя надлежащим образом, предусмотренным общепринятыми правилами поведения.
В сложившейся системе наказаний рабов и крепостных имели право наказывать их хозяева. Детей за разные проступки и сейчас наказывают родители. Работников за некачественную работу наказывают работодатели. Военнослужащих наказывают за проступки их командиры.
В описанном случае было наказано море, предмет неодушевленный. Ксеркс был сыном Дария I и Атоссы, дочери Кира Великого, первого царя Ахеменидской державы. Видимо, Ксеркс был уверен, что, став царем по воле бога Ахурамазды, которому поклонялись персы, он может выступать от имени этого бога и творить «суд божий» — подвергать наказанию все подвластное богу, даже неодушевленные предметы.
В истории была уже сложившаяся практика наказания неодушевленных предметов. Например, в Древней Греции, когда после церемонии жертвоприношения суду архонта подвергался топор, которым убивали жертву. Священник, приносящий в жертву животное, бросал орудие убийства на землю и быстро убегал с места жертвоприношения. После недолгой показной погони и попытки поймать «преступника» окружающие брали топор и несли его в суд, где судья объявлял топор преступным и приговаривал его к высылке из города. По окончании процедуры судебного разбирательства «преступный» топор выбрасывался за границу населенного пункта.
Однако в области наказания преступников, на наш взгляд, преуспел более всех в изощренных способах внушить уважение к закону другой персидский правитель — Артаксеркс, который не убивал и не наказывал своих чиновников. Провинившихся раздевали догола, а плетьми и палками били их одежду, высокие колпаки палкой сбивали на землю.
Неизвестно, какие ассоциации испытывал в этот момент проштрафившийся вельможа. И какие внутренние ощущения были у него, когда он смотрел, как лупят палками его одежду, которую он после этого надевал. Но вид летящей дубины, которая неизвестно как поступит, пролетая над провинившимся: унесет с собой только колпак или сшибет его вместе с головой, заставит, думается, уважать любого правителя.
В Персии же совершались судебные процессы, когда обычным явлением были наказания животных за кусание кого-либо. И возможно, отсюда осталась практика обрезать у собак уши. Судебные процессы с участием животных, осуществлявшиеся в Древнем Риме и Греции, мы можем увидеть в произведениях античных авторов, например, у Апулея судили осла. В другом месте (Италия) судили ослицу за те же преступления нравственного характера, которую, впрочем, оправдали после ходатайства священника.
Диких животных судили церковные суды. Животным назначались адвокаты, которые их защищали в суде, и говорят, что решения подобных судов часто исполнялись. Грызуны и насекомые уходили со спорных территорий и переселялись в обозначенные судом места. Об ордалиях и «божьих судах», которые производила инквизиция, можно написать сотни тысяч страниц, тогда наказаниям подвергались не только люди, но и животные, которых вешали, сжигали на кострах и подвергали другим видам уничтожения.
Необычные наказания до сих пор существуют в Европе в виде суда над животными, которых судили в уголовных судах и карали смертью в случае доказанности преступления. Можно было увидеть в официальных документах юриспруденции записи такого содержания: «Имя: Джимми. Занятие: обезьяна. Положение: оправдан». Или такую запись, что к смерти приговаривается свинья, а ее дети за малолетством освобождаются от наказания.
К началу XVIII века показательные суды над животными в Европе с вынесением смертных приговоров прекратились. Но судебные разбирательства с участием животных до сих пор проводятся. В 1924 году в Пенсильвании судили лабрадора, задравшего кошку. Состояние аффекта не спасло собаку, которую приговорили к пожизненному заключению в государственной тюрьме Филадельфии, где пес имел персональный номер заключенного и умер от старости.
Не так давно по радио сообщили, что суд вынес решение о выселении кота за то, что тот без разрешения соседей посещал ванную комнату. При осуществлении правосудия над животными считалось, что наказания животных призваны были побуждать владельцев внимательно смотреть за своими животными и удерживать их от преступных действий.
Необычные наказания преступников существовали и в России…
Какаого-то Дария после поражения победители запрягали в повозку он тащил её по улицам города. Наказания бывших правителей не стали более гуманными до наших дней, если вспомнить недавние свержения в Египте, Ираке, Ливи, в Тунисе.
0 Ответить