Одни из них доступны для посещения прямо в районном центре Калач, где на карте обозначена местность под названием Калачская возвышенность. Другие удастся увидеть на самом юге области, отмахав от Воронежа добрых двести километров.
Теперь наш путь будет лежать через Рогачёвку, Лиски, Каменку, Фриденфельд. Да, есть и такой населённый пункт в Воронежской области. Скорее, маленький хутор, потому что жилых домов тут — раз, два, и обчёлся. А Фриденфельд — это с немецкого «свободные поля». Так решили именовать своё селение немецкие колонисты, которым в период нэпа позволили обосноваться в Каменском районе Воронежской области. Сейчас, понятное дело, этнических немцев в хуторе нет.
Нам нужно проехать ещё южнее — почти к районному центру Ольховатка. Именно здесь, среди привольных степей, можно встретить интересные меловые холмы и овраги. Крутых обрывов как в Сторожевом или Белогорье тут уже не сыскать, но красота окрестностей Ольховатки от этого ничуть не страдает.
Чтобы разыскать первые подземелья, следует добраться до Новокараяшника и далее уточнить путь у местных жителей. Дело в том, что здешние пещеры малоизвестны, и на карте не обозначены. Их состояние, увы, не улучшается, по этой причине следует порекомендовать поскорее подземелья посетить. Практически любой из «аборигенов» безошибочно укажет верное направление. Ещё немного — и мы у цели.
Пещера в Новокараяшнике — небольшая комната объёмом несколько кубических метров на обрывистом склоне мелового оврага. Согласно архивным сведениям, выкопал её один старец в конце ХIХ века и жил он там вплоть до своей кончины. Возможно, зимой отшельник всё-таки перебирался в Новокараяшник, к какому-нибудь глубоко верующему человеку. Такая практика была обычной.
Склоны многочисленных оврагов и балок весьма живописны. В жаркое лето в здешних местах можно даже наблюдать локальные участки полупустынь с присущими для такой местности растениями. К такому выводу пришли некоторые воронежские биологи, исследовавшие в своё время южные районы области.
Местный говор, весьма схожий с каноническим украинским языком — отличительная особенность района. Кто захочет проверить — не поленитесь, доберитесь сюда. Известно, что эти края действительно в своё время заселяли выходцы из соседней Украины. От них и повелось разговаривать здесь на своеобразном русско-украинском диалекте с примесью местных выражений. Да и некоторые названия населённых пунктов заставляют вспомнить братский украинский народ. Например — Новохарьковка. Или — Верхний Киев.
Осмотрев пещеру близ Новокараяшника, следует сместиться несколько южнее, к только что упоминавшейся Новохарьковке. Тут также стоит уточнить дорогу к пещерам у сельских обитателей. Иначе придётся долго кружить по широким степным просторам в поисках нужного места.
Имейте в виду, что местные пещеры расположены в крайне неудобном месте, с точки зрения сохранности. Оба входа в подземелье с завидной регулярностью осыпаются, либо размываются во время сильных дождей. Поэтому будьте готовы к тому, что именно в ваш приезд доступ под землю будет невозможен, и вам придётся довольствоваться лицезрением двух аккуратных круглых ямок, которые и являются входами. Конечно, можно попробовать углубиться под землю самостоятельно. С помощью нескольких лопат, вёдер и крепких товарищеских рук. Однако следует понимать, что копать придётся вглубь метра три, а затем ещё и столько же в сторону. И делать всё это в весьма стеснённых условиях.
Пещеры в Новохарьковке известны со второй половины ХIХ столетия. К их основанию причастны несколько местных жителей, глубоко верующих. Монастыря или скита здесь не было, да и общая протяжённость подземелий невелика — примерно 50−80 метров. Известно, что внизу на стенах имеются некоторые декоративные элементы из мела. Есть сведения, что на одной из стен высечена короткая молитва.
Долгое время среди местных жителей жила легенда, что один из длинных ходов подземелья приводит не куда-нибудь, а в Киев, в Киево-Печерскую лавру. Разумеется, это всего лишь легенда, но, видимо, таким витиеватым образом выходцы из Украины стремились ощущать связь с не очень далёкой родиной.
Как бы там ни было, поездка в Ольховатский район представляется увлекательным мероприятием. Живописные степи, достаточно редкие птицы (например, сорокопут-жулан, золотистая щурка), огромные извивающиеся меловые овраги, акации, встречающиеся здесь в большом количестве. И пусть тут, как говаривал Остап Бендер, не Рио-де-Жанейро, но всё-таки…
А при чём здесь лицемерие? Рассказ воспринимается скорее больше об обычной элементарной невоспитанности главных действующих лиц.