Кажется, что женщину, веками задавленную бесправием, ничто другое не касалось и не могло интересовать, и лишь на заре социализма она начала пытаться заявить о своих правах. Ведь испокон веков именно мужчины творили и писали историю, упорно умалчивая о достижениях женщин, будто их вовсе и не было.
Однако — сюрприз! — есть-таки документальные свидетельства того, что даже в периоды ранней истории были удивительные, достойные уважения и восхищения леди, фрау и мадам.
Яркий пример такой необыкновенной женщины — Hildegard von Bingen, Хильдегарда Бингенская, Рейнская Сивилла (предсказательница) (1098−1179), аббатесса бенедиктинского монастыря, редкостный многопрофильный талант — писатель, поэт, лингвист, художник, композитор, ученая, философ, врач, натуралист, ясновидящая, христианский мистик, эрудит и, наконец, просто красавица.
Эту удивительную женщину внимательно слушала и церковная элита, и императоры, хотя в мрачном XII веке (!) могли попросту сжечь на костре, ведь обычные женщины Cредневековья действительно не имели права голоса.
Хильдегарда родилась десятым, очень слабым, болезненным ребенком в семье дворян Хильдеберта и Мехтильды, служивших графам фон Шпонхайм. С трехлетнего возраста ее начали посещать видения, в 8 лет она была отдана на воспитание монахине Ютте фон Шпонхайм, сестре графа. Когда девочке исполнилось 14, они с Юттой переселились в женский скит при мужском бенедиктинском монастыре.
Хильдегарда изучала Библию, песнопения и молитвы бенедиктинцев, латинскую патристику и свободные искусства.
В 1136 году после смерти Ютты Хильдегарда приняла руководство женской монашеской общиной в составе десятка монахинь. К 1152 году при ее содействии для общины был построен монастырь Рупертсберг под Бингеном, на перекрестке торговых и паломнических путей, где неподалеку находилась штаб-квартира влиятельного архиепископства, ближе к миру, где была возможность получать последние новости из области различных наук, где был лучший доступ к интеллектуальным богатствам эпохи.
В 1165 году в Айбингене был создан филиал ее монастыря, принимавший послушниц любого происхождения и сохранившийся по сей день.
Под ее началом в монастыре сформировалась жизнерадостная девичья коммуна. Хильдегарда говорила, что в раю не было уродства, поэтому «девственницы с правом на райскую прописку могут наслаждаться своей красотой». Хильдегарда отвергала установку бенедиктинского ордена на строгий аскетизм и самобичевание. Черпать и радость в религии позволяла другая, жизнеутверждающая установка.
Хильдегарда — автор жизнеописания святых, трактатов по медицине и траволечению, по истории, по космологии. Она писала о том, что человек — это микрокосмос, о временных циклах вселенной. Задолго до Ньютона средневековая монахиня изложила закон всемирного тяготения, за полвека до Галилея описала нашу планету как вращающийся шар, за 700 лет до Эрстеда и Ампера заговорила о магнитных полях.
И иллюстрировала свои трактаты Хильдегарда тоже сама — например, изобразила карту вселенной и необыкновенно филигранные сложные мандалы, не уступающие тибетским. На одной из них — человек в сердце Космоса. Через 300 лет появился очень похожий на него знаменитый Витрувианский человек Леонардо да Винчи — рисунок канонических пропорций вписанного в круг и квадрат тела.
Хильдегарда написала «Книгу о внутренней сущности различных природных созданий» (Liber subtilitatum diversarum naturarum creaturarum), известную в двух частях: «Книга о простой медицине» (Liber simplicis medicinae), или «Физика», и «Книга об искусстве исцеления» (Liber compositae medicinae, или Causae et curae), где есть информация и советы, не потерявшие своей актуальности даже сегодня.
Хильдегарда проповедовала целостный подход к лечению человека, согласно которому его необходимо рассматривать в совокупности физической, психической и душевной сфер. Девиз такой концепции: «Сначала выздоравливает душа, за ней и тело». Кроме того, Хильдегарда предостерегала, что природа (в тогдашней лексике — «элементы») может направить свою силу против человека, вплоть до его уничтожения, в случае если человек не перестанет систематически ее разрушать.
Лечебна и музыка Хильдегарды, «таинственно изукрашенная многими чудесами». Слушать ее особенно рекомендуется людям с расстройствами психики, страдающим бессонницей. В книге «Жизнь после смерти» Роберт А. Уилсон написал, что «Хильдегарда Бингенская написала больше первоклассной музыки, чем Моцарт, Бах и Скотт Джоплин, вместе взяты».
Хильдегарда — автор и кулинарных рецептов. Как целитель и знахарь она использовала наговоренный хлеб и овсянку, школьникам рекомендовала «вразумляющее печенье», улучшающее работу головного мозга, а своим послушницам — хорошее пиво.
Современник Хильдегарды Гибер из Жанблу писал, что она первая после Девы Марии смогла возвеличить женщину своими трудами. Хильдегарду называли «сияющий блеск священной религии».
При том что смелая женщина открыто критиковала существующую политику за излишнюю жестокость, абсурдность, инквизицию, общением с ней гордились самые знаменитые люди — например, вел переписку сам Фридрих Барбаросса, император Священной Римской Империи, соратник короля Ричарда Львиное Сердце. Переписывалась она и с несколькими Римскими Папами.
Прожила Хильдегарда 81 год. После смерти тремя Папами и Церковным собором ее откровения были признаны достоверными.
Судьба Хильдегарды как женщины была не слишком радостной, ей суждено было провести жизнь в уединении в монастыре, из которого нет дороги обратно. Kinder и семейная Küche ее не коснулись, однако она прожила такую интересную и насыщенную жизнь, что позавидует любая домохозяйка.
Добавьте 400 лет, и получите даты жизни. Матриархат был отменен в 1761/63. Наследование собственности и трон только через дочерей.
Дочери получали хорошее образование. Братья должны были защищать сестру от мужа. Поэтому все эти глупости про инквизицию забудьте, все это началось после отмены матриархата.
0 Ответить
Очень даже похвальное желание Мажорной Инны познакомить читателей с Хильдегардой из Бильдена. Однако, прочитав эту публикацию, я остался под впечатлением того, что вся эта историческая конотация приведена здесь лишь для того чтобы сказать пару слов о вечном, а именно что "не все бабы дуры", конечно включая и самого автора. Удивительно то, что вся аргументация ведется исторически мужскими приоритетами, а именно, что женщина тоже может: стать ученым, писать музыку, хочется добавить, водить машину или любить футбол. Это также забавно, как если мужчина захотел бы доказать свою "не дурость" перед женщинами, то он должен был бы наверное это проаргументировать: регулярными месячными, развитыми молочными железами или косметичкой. Абсурд? Конечно. Мне кажется, что вся эта гомосятина с феминизмом, так интенсивно проповедуемая на Западе, пытающаяся внушить женщинам что они смогут быть счастливы помимо своей природы, приводит к противостоянию полов и генетическим изменениям. Вся проблема феминизма в том, что его цель заключается в том, как бы сделать так чтобы было хорошо только женщине. Что? Рожать? Нет спасибо, это портит фигуру. Но если у женщин больше не будет желания рожать, то к сожалению мужчины не смогут их подменить, несмотря даже на миллион Чарли Чаплина. Поэтому, если человечество желает вернуться к гармоничным отношениям между полами, может быть есть смысл вернуться к старой и простой "формуле любви": женщина занимается тем что в доме, мужчина тем что вне него?
Конечно, такие исключения как Хильдегарда существовали всегда, и слава Богу, и думаю что здесь даже вопрос не в притеснении женщин в этом смысле, просто это были действительно исключения, опять же слава Богу, иначе бы нас просто не было. Вместе с этим, очень сильно сомневаюсь в том, что даже сегодня любая домохозяка захотела бы судьбу Хильдегарды. Очень очень очень сильно сомневаюсь...или это уже не домохозяйка.
2 Ответить
"За полвека до Галилея"? Речь о какой-то другой средневековой монахине?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Женщины на Руси (в до домостроевские времена) владели имуществом, представляли свои интересы в суде, выступали в качестве послов и сидели с мужчинами на равных за столом. В княжеских завещаниях назидается почитать мать так же как и отца.
Домострой - это ведь 16 век. До 16 века Русь жила другими понятиями, так что с фразой "Ведь испокон веков именно мужчины творили и писали историю" не согласен.
Массовое гнобление женщин пришлось только на период домостроя (с 16 в. до падения самодержавия, исключая периоды Петра 1 и Елизаветы Петровны).
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Избранная... Через неё донесли до людей всё это. Интересно.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо, очень интересно! Нашла на youtube ее музыку, сижу наслаждаюсь.
Оценка статьи: 5
2 Ответить
Статья интересная. Резануло в тексте упоминание о кофе. Порылась в интернете, в Европе он появился в ХVI веке. Или здесь имеется ввиду какой-нибудь другой напиток?
0 Ответить
Alla Voronenko, нет, это путаница. Издавались ее рецепты, наговоры и т.п., вот в этих книжках их предлагалось использовать в т.ч. и для кофе. Вот нашла источник:
"В книге "Медицина Хильдегарды Бингенской"читать дальше →
0 Ответить
Марианна Власова, спасибо!
0 Ответить
Удивительно, что женщина с энциклопедическими знаниями и видениями прожила так долго и не попала в еретики.
Правда, с инквизицией неувязочка. Она появилась через 36 лет после смерти Хильдегарды.
Интересно, в каких знаках она записывала музыку? И можно ли её воспроизвести в наше время?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Александр Ягольник, "До нот в европейской музыке использовались особые знаки — невмы."
Существует около 30 компакт-дисков с литургическими песнопениями Хильдегарды, например "Симфония", записанная кельнским ансамблем старинной музыки "Секвенция" на пяти компактах.
1 Ответить
Александр Ягольник, Википедия: "Термин инквизиция был широко распространён в правовой сфере ещё до возникновения средневековых церковных учреждений с таким названием и означал выяснение обстоятельств дела, расследование, обычно путём допросов, часто с применением пыток. Со временем под инквизицией стали понимать духовные суды над антихристианскими ересями."
0 Ответить
Александр Ягольник, в еретики мог попасть любой церковный новатор. Например, святой Франциск Ассизский был на грани. Если читали "Имя розы", там описан диспут между бенедектинцами и францисканцами на, казалось бы, отвлеченную тему, который для проигравшей стороны мог закончиться костром.
Оценка статьи: 5
2 Ответить