Вуди Аллена никто не выбирал. Он сам пришел в Голливуд и уйдет тогда, когда ему будет нужно. В его активе четыре Оскара и целый сонм европейских кинонаград. В фильмах Вуди Аллена нет беспочвенного насилия, откровенной эротики, скабрезностей и спецэффектов, то есть того, что хорошо продается в кинотеатрах. За самую ничтожную роль в его лентах состоявшиеся голливудские звезды готовы вести долгие переговоры и работать без гонорара. Почему этот тщедушный еврейский интеллектуал из Нью-Йорка вызывает такой ажиотаж? Потому что Вуди Аллен — один из самых тонких и талантливых американских комиков современности.
Несмотря на то что в свои 78 лет режиссер продолжает каждый год радовать нас новыми работами, мы обратимся к золотой эпохе его творчества, концу 70-х — началу 80-х годов. В этот период Аллен создал свои самые знаменитые шедевры, культовые комедии и драмы: «Любовь и смерть» (1975), «Манхэттен» (1979), «Зелиг» (1983), «Ханна и ее сестры» (1986). И, конечно же, неповторимую «Энни Холл», за которую он получил в ходе одной церемонии сразу две золотых статуэтки — за сценарий и режиссуру.
…Невзрачный нью-йоркский стенд-ап комик Элви Сингер знакомится с очаровательной Энни Холл. Вообще-то Элви уже был дважды женат, но с первой женой у него не ладилось в постели, а со второй супругой не было общих интересов. Другое дело — Энни, девушка разносторонняя, талантливая, изобретательная в любви и с активной жизненной позицией. То есть полная противоположность Элви, который половину своей сознательной жизни посещает психоаналитика, обожает книжки, в заголовке коих фигурирует слово «смерть», и ненавидит Рождество.
Поначалу у влюбленных все и на всех фронтах ладится. Они понимают друг дружку с полуслова и принимают недостатки за продолжение достоинств. Но страсть проходит, и на поверхности остаются только эмоции, которых явно недостаточно, чтобы заново разжечь огонь любви. Энни жаждет двигаться вперед, а Элви вполне устраивает его тихая и спокойная жизнь. Союз двух сердец распадается к всеобщему облегчению, но вскоре Элви осознает, что, уехав в солнечную Калифорнию, Энни забрала с собой частичку его самого. Частичку молодости, бесшабашности, готовности жить одним днем и наслаждаться малыми радостями. Он и рад бы вернуться в прошлое, но, к сожалению, у жизни нет сослагательного наклонения…
По оценкам маститых критиков лента «Энни Холл» отнюдь не считается лучшей в карьере Аллена. Но самой искренней и трогательной — да. Удивительно, как режиссеру и автору сценария в одном лице удалось небанально и смешно рассказать простенькую историю взаимоотношений двух самых обычных людей. Подобные сценарии килотоннами вываливаются на наши теле- и киноэкраны в виде сопливых мелодрам, мыльных опер и романтических комедий, но все они похожи на жвачку, сладкий вкус которой быстро улетучивается. А «Энни Холл» по-прежнему остается актуальной и служит чем-то вроде руководства для тех, кто хочет найти свою половинку в жизни. И напоминанием о том, что ничто не вечно под луной.
В работах Вуди Аллена зрителя всегда подкупает то, что он снимает кино про себя. Даже в вольной пародии на «Войну и мир», что известна миру под названием «Любовь и смерть», Аллен продолжает быть самим собой — странноватым и неказистым евреем в очках, комплексующим и беспрестанно иронизирующим над собой. Этот трюк мог бы надоесть, но не надоедает, ибо Аллен каждый раз находит новую точку опоры для своих рассуждений о смысле бытия. Немаловажно и то, что режиссер не боится глумиться над собственными страхами, неудачами и странностями, становясь от фильма к фильму все ближе «к народу». Не говоря уже о том, что в основу картины «Энни Холл» положены всамделишные отношения Аллена и актрисы Дайан Китон, исполнившей главную роль.
Романтическая история привлекает сентиментально настроенных личностей, остальные же не устают пересматривать фильм из-за невероятного количества удачных хохм, аллюзий и шуточек. Фразочки типа «мастурбация — это секс с человеком, которого любишь» и прочие остроты по праву вошли в золотой пантеон киноцитат, разошедшихся по миру. Некоторые эпизоды, как сцена с лобстерами или разговор в очереди в кино — это настоящие минишедевры, из которых целиком и полностью соткан весь фильм. Здесь нет случайных фраз или пустой болтовни, нет ненужных пауз или чрезмерного кривляния. Каждый кадр выверен до секунды, что добавляет веса эпизодическим ролям будущих звезд, таких как Джефф Голдблум (парень, разговаривающий по телефону на вечеринке) или Сигурни Уивер (девушка, с которой Элви случайно встречает Энни ближе к концу фильма).
Нынешнему зрителю, привыкшему к образцовым голливудским мелодрамам, вроде «Красотки», покажется диким, что можно поместить в кадр романтической комедии столь нелепого персонажа, как Элви Сингер в исполнении Вуди Аллена. Однако именно он неоднократно признавался самым точным воплощением Нью-Йорка, города, который Аллен воспел в своем творчестве («Энни Холл» считается первой частью его неофициальной нью-йоркской трилогии, наряду с картинами «Интерьеры» и «Манхэттен»). Правда и то, что до своей связи с Дайан Китон (ее настоящая фамилия — Холл, а Китон — псевдоним в честь знаменитого комика эпохи немого кино Бастера Китона) Аллен действительно был дважды женат. И назвать его неудачником в амурных делах язык не повернется, учитывая его длительные отношения с актрисой Миа Фэрроу и последующий скандальный брак с 22-летней Сун-и Превен. Но имидж чудаковатого парня в дурацком костюме настолько прилип к Аллену с момента премьеры фильма, что он долгое время продолжал его эксплуатировать. Не без выгоды для себя, естественно.
Помимо четырех Оскаров, включая главную статуэтку в категории «Лучший фильм года», картина завоевала Золотой глобус (Дайан Китон) и пять наград Британской киноакадемии. В начале девяностых «Энни Холл» была включена в Национальный реестр кинофильмов, да и во всякие списки и рейтинги картина входила и продолжает попадать регулярно.
По моему личному опыту «Энни Холл» является своеобразной лакмусовой бумажкой для определения наличия у человека чувства юмора. Поэтому, если вы встретите на своем жизненном пути человека, который честно признается, что более бредового фильма не видел, бегите со всех ног и без оглядки.
Евгений! Завидуйте, я посмотрел. Полный восторг. У этого фильма есть одна особенность, если Вы не возражаете. Его можно смотреть очень много раз. Вот есть хорошие фильмы. Но посмотрел один раз, и все. Больше не надо. Даже у того же Аллена. А этот! Обязательно будем смотреть, тем более что не во все врубились (я и жена) с первого раза. А "русскую" версию смотреть совсем не хочется. При закадровом ли голосе, при русских ли актерах - в любом случае терятся половина. Еще раз - спасибо за статью.
0 Ответить
Спасибо за статью Можете себе представить, я очень люблю Аллена, но этого фильма не видел. Упущение ликвидирую сегодня же. А мой любимый фильм "Зелиг". Вот это фантазия, вот это двойное, тройное и еще черте какое по счету дно у этой картины. Класс.
0 Ответить
Роман Солодов, Вам можно только позавидовать, лента замечательная
0 Ответить