Не стоит брать в крестные беременную. Случайной плохой мыслью во время обряда она может повредить и крестнику, и будущему ребенку!
Нежелательно определять пол ребенка. За этим стоит, в том числе, неодобрение христианством предсказаний. Хотя в сугубо медицинской процедуре определения пола нет никакой мистики. Это пример, так сказать, проекции на наше время реалий прошлого, когда наверняка прибегали к такого рода гаданиям. А еще предположу, что за этим стоит пресловутая боязнь сглазить! Проявляться она может, в частности, отказом «загадывать на будущее». По этой причине некоторые не покупают детских вещей до рождения ребенка.
Нельзя тянуть с крещением. Я уже говорил, что наше время в крещении часто видят не условие спасения души, а средство оздоровления. Так сказать, способ подключиться к некоему источнику энергии. Это свойственно современному мировоззрению, но совсем не соответствует церковному взгляду!
Беременности традиционно… хотя теперь уже не всегда, предшествует свадьба. Столь же традиционно окруженная неимоверным множеством примет. Но предкам органично вписанные в картину мира поверья не только не мешали, но воспринимались как естественная часть жизни. Просто описывающая устройство окружающего мира и место в нем человека! В наше время многие старые обыкновения уместнее назвать суевериями. Особенно те, что народ связывает с церковными обрядами, поскольку именно христианству они, как обычно, противоречат. Хватает и бытовых поверий, с церковью не связанных!
Например, нельзя позволять никому проходить между женихом и невестой, чтобы не разделить их и в жизни.
А сколько запретов связано с кольцами!
Не давать мерить никому ни их, ни платье. А на свадьбе никому не садиться на место молодых!
Кольца должны быть без камней, чтобы семейная жизнь была гладкой.
Уронить кольцо — к разлуке.
Лучше, если на невесте цельное платье. Платье из корсета с юбкой к разлуке.
По пути не переводить невесту через улицу. Видимо, это связано с архаичным восприятием дороги как некоего рубежа, который стараются не пересекать.
Свадебная обувь и одежда без застёжек — к лёгким родам… Ну здесь аналогия, как и в предыдущем примере, очевидна.
Для долговечности семейной жизни нужно хранить платье после свадьбы.
Перед свадьбой невесте полагается поплакать. Зачем? Возможно, это связано с предстоящей разлукой с семьей. В средневековье уже соседняя деревня могла представляться чужим и чуждым миром. Да и сам по себе переезд в дом мужа означает радикальную перемену в жизни. А еще это может быть символическим выплакиванием, дабы после свадьбы слез уже не лить.
Жениху и невесте нужно съесть на двоих одно сладкое — чтоб разделить совместную счастливую жизнь.
Не жениться в мае. И конечно, в високосный год!
В мае предки и без того не женились. Май — начало хозяйственного года, пора начала полевых работ. И выгон скота на пастбища состоялся незадолго до того. О какой свадьбе речь? Разве что чрезвычайные обстоятельства вынуждают! И уж едва ли такая свадьба была долгожданным событием!
Для предотвращения неприятностей в семейной жизни невесте следует раздавать (разбрасывать) мелочь (конфетти, рис) после венчания. Считают, например, что это символическое избавление от неприятностей. Странная интерпретация! Ведь скорее всего, прообразом является разбрасывание зерна — символа благополучия. А деньги в наше время символизируют то же самое!
То есть обряд имеет не негативный, а позитивный смысл.
Гостям на свадьбу (и крестины) не надевать черную одежду.
Не дарить ножи и вилки во избежание ссор. Здесь острый предмет выступает символом остроты в отношениях и такой символизм понятен интуитивно.
Невесте не видеть себя в зеркало в полном наряде. Иначе она символически уже вышла замуж. Эту установку обходят, не надевая какую-либо небольшую деталь наряда.
Платье должно быть новым. Кто-то выводит это к тому, что ношеное платье надевала лишь бедная невеста. Но предположу, что в архаичных представлениях ношеное платье несет след предыдущей владелицы вместе с судьбой!
И наконец, крестильные поверья.
Ребенка после крещения одеть непременно в новое! Хотя каноны этого вовсе не требуют. После купели крещеного одевают в белое — как символ обновления — и все. Да и меняли ли свою залатанную одежду на новую бедняки, крестившиеся в Иордане? Другое дело, что новая одежда — это знак уважения к происходящему. Но главное, крещение — это символическое рождение к новой жизни. Прежний человек умирает, рождается новый, а новорожденного принято заворачивать в чистое.
На крестинах и свадьбе должно быть нечетное число гостей. С чем это связано, не знаю, но поверье существует.
И так до бесконечности!
Да, теперь поверьям следуют все реже. Конечно, представители старшего поколения обычно пытаются «подсказать», что можно и что нельзя. Но молодежь если и следует «рекомендациям», то больше из уважения. Хотя в глубинке, возможно, к обычаям относятся серьезнее. И все больше людей воцерковленных и понимающих истоки этих обычаев.
Но народ не сдается! Старые поверья забываются или кажутся несерьезными людям, считающим себя современными и рационально мыслящими. Зато почему-то не кажется смешной собственная вера в экстрасенсов и резонанс колоколов с биополем, гороскопы и энергетическую подпитку от деревьев. Я приводил примеры современных наукообразных суеверий, где старые поверья всерьез «обосновываются» на «научной» основе. А вместо прежних сказок наши современники увлеченно смотрят программы о пришельцах и полтергейстах.
Видно, не живется человеку без иррационального! Так что на поверку выходит, что и в собственный рационализм мы тоже скорее верим…
Спасибо оформителю этой статьи, добавившему в текст нашего знаменитого мизантропа (и, как оказывается - еще и мизофона) великолепные...