С древних времён на Руси делали куклы-обереги из золы, которую брали из очагов. Зольная кукла, или Баба, как её называли, оберегала жилище, очаг и женщину. Бабушка передавала Бабу внучке в день её свадьбы.
Позднее куклы стали изготавливать из различных природных материалов: дерева, кости, глины, корней, соломы, травы, ткани и других.
Славяне трепетно относились к появлению ребёнка в семье. Для него изготавливали куклу-оберег из цветных лоскутков ткани. Игрушку сворачивали, не пользуясь иглой и ножницами, вкладывали в неё тепло материнской души и сердца. Перед рождением ребёнка оберег клали в колыбельку, он обживал и обогревал её.
Позднее, чтобы обмануть злых духов, в колыбель подкладывали куклу Пеленашку. Когда в дом приходили гости, они смотрели на ребёнка и на куклу, говоря при этом: «До чего же куклёнок хорош».
Над изголовьем колыбели вешали Берегиню сна, наказывая ей: «Сонница-бессонница, не играй с моим ребёнком, а играй с этой куколкой».
В славянских семьях также изготавливали обереги здоровья и называли их Кубышка-травница, Травница-защитница. Голова этой куколки делалась из льняной или хлопковой ткани и ваты, а в туловище вкладывали лекарственные травы: зверобой, душицу, мяту, тысячелистник и хвою. Часто к рукам привязывали мешочек с целебными травами.
Этих кукол красиво наряжали, а когда вносили в дом, мяли, чтобы аромат трав распространялся по жилищу. Куколку вешали над детской кроваткой или возле постели больного. Травы через два года меняли на свежевысушенные.
Интересна кукла-оберег Лиходейка. Её скручивали в виде креста из двух полосок ткани, взятой из ношеной одежды или постельного белья. Такой оберег укрепляли на стене, чтобы болезни вселялись в него, а не в хозяев дома.
Кукла Лихоманка, изготовленная из лоскутов ткани и красиво наряженная, тоже предназначалась для изгнания болезней из дома.
Кроме этих кукол делали Десятиручек, их ставили на видное место. Считалось, что они помогают в хозяйственных делах.
А вот для отдыха, для веселья и хорошего настроения предназначались куколки-Колокольчики. Из дерева делали Птицу Счастья, она была хранительницей семейного счастья и благополучия.
В каждом славянском доме была кукла-оберег Крупеничка. С нового урожая в неё насыпали отборного зерна, весной из неё брали горсть зерна на посевную, а в голодные годы — на кашу. По внешнему виду этой куклы определяли, как живёт семья. Если куколка была худа, то семья бедствовала.
Со временем эти традиции частично утратились: мешочки стали зашивать, наполнять их горохом, пшеном. Появились и новые названия, например, Горошинка.
Куклы-обереги делали, не обозначая черт лица, чтобы злые силы не смогли вселиться в безликое существо. Также при изготовлении не пользовались иглой и ножницами — ведь друзей жалеют: не колят, не режут.
Считалось, что чем больше в доме кукол, тем она счастливее и богаче, поэтому куклами дорожили и берегли их. В некоторых семьях насчитывалось до ста кукол-оберегов.
С давних пор славянская женщина, выходя в поле на работу, брала с собой детей. Чтобы занять их, она делала для них куклу Стригушу из стриженой травы. Когда ребёнок болел, в эту куколку вплетали лечебные травы.
Кроме игровых и кукол-оберегов в семьях к каждому празднику делали обрядовые куклы. Как правило, их ставили в красный угол избы.
Были и одноразовые обрядовые куклы. Например, Купавку изготавливали к празднику Ивана Купалы и опускали её на воду.
На День Зимнего Солнцестояния мастерили Спиридона-Солнцеворота. В руках он держал колесо, символ Солнца, дающего богатство. Спиридон-Солнцеворот также выполнял роль оберега. Его дарили мужчинам, чтобы они держали судьбу в своих руках.
К обрядовым куклам относится кукла Кукушка, символизирующая обряд посвящения в девушки и уносящая беду.
Символом плодородия и благополучия у славян была кукла Капустка.
Сделанные добрыми, работящими руками человека куклы воплощали в себе энергию, знания и умения народа. Через куклу устанавливалась связь между поколениями. В наши дни интерес к народному творчеству резко возрос, в частности, к изготовлению и коллекционированию кукол.
Спасибо оформителю этой статьи, добавившему в текст нашего знаменитого мизантропа (и, как оказывается - еще и мизофона) великолепные...