Применение летающих дронов в качестве курьеров можно счесть пиар-ходом онлайн-ритейлера Amazon, однако в Австралии шустрые автономные летуны потихоньку приживаются (пока в области доставки книг). Крупнейший перевозчик США компания UPS начала эксперименты с собственным парком дронов. Учитывая катастрофу с рождественскими посылками у американцев в этом году, шаг вполне разумный. Китайцы, естественно, не отстают: SF Express тестирует ортокоптеры в провинции Гуандун, доставляя грузы массой до 3 кг.
Заменяют роботы человека даже там, где, казалось бы, без хомо сапиенса никак. Например, тестирование сенсорных экранов у планшетов и смартфонов. Да, их проверяют тоже «железяки»! Контролер Oculus от Intel играет в Angry Birds и другие игры, тыкает в разные точки дисплея, получая обратную связь, и выносит вердикт — брак или нет. Пока робот все же дороже живых приемщиц, но это пока.
В США местные журналисты всерьез опасаются конкуренции с автоматическим составителем новостей, разработанным компанией Narrative Science. Программа Quill пока проходит обкатку (уже есть 30 постоянных клиентов, среди которых Forbes), но по прогнозам в ближайшие 5−10 лет сможет заменить новостных журналистов и фондовых аналитиков. Разница в оплате труда колоссальная: Quill просит 10 долларов за заметку, а живой журналист — 200−500 американских рублей. К счастью для российских копирайтеров и журналистов, программное обеспечение русский язык не знает.
Вместе с активным внедрением технологий случаются и забавные случаи. Так были разоблачены телемаркетинговые службы ряда компаний, работающих якобы в автоматическом режиме. Оказалось, что за монитором с нужными ответами сидел живой человек. Естественно, не американец или англичанин, а житель одной из развивающихся стран. Колл-центры в Индии не новость, но здесь маркетологи компании Avatar, продавца подобных «систем», сделали ставку на патриотизм. Оказалось, что американцы и англичане не любят слышать голоса с акцентом, поэтому им подсунули псевдо-робота, говорящего на чистейшем английском языке. Подсунули и выдали за ноу-хау инженерной мысли. Так что не только российские чиновники страдают подобным, как видите.
Роботизация промышленности идет во всех странах. Южная Корея и США закупили 20 000 роботов в 2013 году, Евросоюз — вдвое больше. Китай приобрел 28 000 механизмов, правда, неизвестно, сколько китайцы поставили роботов своего производства. Неслучайно ведь роботизация китайской экономики растет на 25% в год — быстрее всех конкурентов. Гигантские заводы-города одной только корпорации Foxconn получат 200 000 роботов в течение 10 лет. Причин две: нехватка рабочих рук (да-да, даже в Китае их уже не хватает!), а также стремительное подорожание этих самых рук. Почасовая зарплата китайского рабочего выросла с 2005 года с 50 центов до 2 долларов.
Россия здесь существенно отстает: всего три сотни роботов. Для сравнения: маленькая Чехия поставила 1000 механических работяг.
Может, такое отставание и к лучшему. Ведь пособий за просто так нам государство платить не будет (в той же Германии уже обсуждается идея о выплате содержания всем гражданам страны просто за сам факт их существования, без всякого требования работать). У нас же, напротив, планируют бороться с «профессиональными безработными».
Свойство новых технологий еще и в том, что они «крадут» рабочие места по цепочке. Вот IBM сократило 8000 человек (аутсорсеров из Индии и Китая). Их работу автоматизировали с помощью виртуализации, «больших данных» и «облачных вычислений» в дата-центрах. Но вот беда: сотрудников дата-центров тоже могут скоро отправить в бессрочный отпуск. Уже началось производство специальных обслуживающих механизмов, способных заменить технический персонал низшего звена. Уже к концу 2014 года должны появиться новые центры обработки данных, где людей вовсе не будет (концепция data-center lights-out или «ЦОД с выключенным светом»).
В заключение два примера автоматизации из личного опыта. Автоматические доилки для коров востребованы у наших фермеров. Правда, причина не в снижении затрат (они обходятся дороже людей), а в отсутствии желающих поработать в сельском хозяйстве. Потенциальные доярки предпочли перебраться в города (процесс не новый, начался аж в 70-х).
Второй пример — автоматический оператор в службе поддержки банков или, например, операторов связи. Недавно пытался убедить одного такого робота подключить меня к оператору белкового происхождения. Не удалось. Робот два раза прокручивал запись, после чего обрывал соединение. Была ли это программа настоящая, или опять же ловкий стажер жал на нужные кнопки?
Пока у нас в стране требуются мигранты - не стоит беспокоится о роботизации.
Как показала компьютеризация, рост числа компьютеров не приводит к массовым сокращениям. Скорее - наоборот.
Те же роботы кто-то должен делать, обслуживать, контролировать.
Другое дело, что некоторые профессии могут исчезнуть.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Тема роботизации довольно интересная, если в ней хоть немного разбираться. Как действующий инженер могу вас успокоить. Потеря работы из-за засилия роботов нам еще долго угрожать не будет.Больше стоит опасаться безграмотных сотрудников, а еще больше их безответственности. Именно эта причина заставляет руководителей все больше обращать внимание на новые технологии. Они хоть и дороже, но по крайней мере после автоматизации производства голова меньше болит за то, что у кого-то накануне был день рождения или свадьба. Сколько травм из-за незнания даже простой техники или нарушения техники безопасности на производстве.
0 Ответить
Классный текст. ... Почему-то вспомнился госэкзамен по научному коммунизму. Вытянул билет "Научно-техническая база коммунизма". В учебнике, помнится, было что-то про полную автоматизацию... Не смог "нафантизировать" - получил трояк.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Абстрактная статья какая-то. Что-то на кого-то наступает... Типа предсказаний будущего: будущее будет, будет что-то хорошо, а что-то плохо... Не хватает целостного понимания ситуации с роботизацией: какие сферы отойдут полностью роботам, какие частично? А описание рекламных действий, PR-ходов или оторванных цифр (1000 роботов - много это или мало? - ?) - не понятно, поэтому не интересно
Оценка статьи: 3
1 Ответить
Смешно не упомянуть про гугломобиль
0 Ответить
Mike Mike, про гугломобиль исписано уже куча текста. Про изыскания Даймлер тоже не упомянул, но все в одну статью не засунешь.
0 Ответить
По поводу ста автомобилей - лучше действительно "выедут" использовать вместо "выехали". Тут поторопился.
0 Ответить
Великолепная игра воображения! Живое перо!
А вот роботов-водителей в Гетеборге нет. Есть заказ, который будет, наверное, выполнен году к 2017...
Администрация шведского Гётеборга считает, что будущее транспорта — за роботизированными автомобилями. Мэрия заказала у компании Volvo Cars сотню беспилотных машин в рамках контракта стоимостью 56,3 млн евро. Проект частично финансировало транспортное управление Швеции (Swedish Transport Administration). Реализация экспериментальной программы Drive Me (https://www.media.volvocars.com/global/en-gb/media...) начнётся уже в 2017 году. Это будет первый в мире крупномасштабный эксперимент по массовому использованию беспилотных автомобилей в городских условиях.
Когда-нибудь это, наверное, точно будет - но не надо рассказывать, будто оно уже есть.
Вы блестяще пишете о вещах, в которых совершенно не разбираетесь. Удачи Вам.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Игорь Вадимов, я и не должен разбираться, а только удачно описывать события. Разбираться должны инженеры, конструкторы, программисты. Но они не пишут ничего интересного, увы. А программа drive me у Вольво идет полным ходом.
0 Ответить
Олег Банцекин, программа начнет реализовываться с 2017го года. Значит сейчас "полным ходом" идут подготовительные работы...
А что-то делать начнут еще через 3 года. Наверное. Если за это время кто-то не сдохнет. То ли эмир, то ли ишак.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Игорь Вадимов, вы можете не спорить, а просто принять тот факт, что Drive me уже запущена и реализуется? В 2017 году автомобили и их электронные мозги возникнут из ниоткуда? Инфраструктура города изменится за ночь?
0 Ответить
Олег Банцекин, я давно уже принял к сведению.
Уже есть "drive in" - компьютерная программа, автоматизирующая паркование. Вроде бы - даже у японцев на самых последних автомобилях какой-то марки устанавливается.
Обещают, что скоро будет автопилот, который позволит автомобилю держаться в потоке машин на трассе, держать скорость и дистанцию. Гугломобили (водитель+ автоматическое управление) в экспериментальном порядке уже накрутили сотни тысяч километров.
Разрабатываются программы, ищутся и отрабатываются узкие места и т.п.
При этом - от уже существующей возможности припарковаться до возможности автопилота на трассе - очень большая разница. А чтобы тот автопилот при резком изменении ситуации выбрал правильную стратегию - пока даже не говорится. Он может затормозить перед препятствием - и не более.
А уж управление такси в городе - это вообще высший пилотаж. Впрочем, и в Гетеборге не предполагается такси без водителя. Будет такси с водителем и роботизированным управлением.
Но какую-такую инфраструктуру собирается менять Гетеборг? Вы бы свои фантазии-то держали бы в узде.
Оценка статьи: 5
0 Ответить