Для преодоления кризисной ситуации и достойного выхода из неё ученые и специалисты, да и всё мировое сообщество пытаются найти пути решения. Многие обращаются к опыту предыдущих эпох, беря за основу труды мыслителей правовой, политической, экономической наук, созданные, в том числе, в древние времена.
В истории политико-правовых учений одним из самых известных является масштабный труд Платона «Государство», написанный философом в 70−60-е годы IV в. до н. э.
Основные типы государств Платона
Платон выделяет пять типов государств: одно идеальное и четыре отрицательных.
1. В идеальном государстве Платона каждый должен заниматься тем, что у него лучше всего получается. В нем сочетаются два принципа — нравственный (этический) и экономический. Основным принципом идеального государственного устройства Платон считает Справедливость. Истинные философы-аристократы, которые, в идеале, должны быть при власти, не жаждут власти как таковой, но их правление необходимо для блага всех остальных и государства в целом. Самое важное знание для правителей и стражей государства — это знание «блага». Платон признаёт, что разработанный им проект идеального государства труднодостижим, но вполне возможен.
2. Вместо разумного начала в государстве устанавливается господство яростного духа — это тимократия (власть военных), основанная на соперничестве и честолюбии. Такое государство будет вечно воевать. Накопление тимократической знатью богатств приводит к тому, что она начинает менять законы и устои своего государства с тем, чтобы ей было удобнее тратить эти средства. То, что раньше считалось нескромным и неуместным, становится общепринятым, моральные нормы и устои больше не считаются чем-то незыблемым.
3. Из-за войн и раздоров и в результате скопления значительного богатства у частных лиц тимократическое государство трансформируется в олигархию — «это строй, основывающийся на имущественном цензе; у власти стоят богатые, а бедняки не участвуют в правлении». Если при тимократии раздоры и соперничество имеют место между отдельными гражданами, то при олигархии всё общество делится на два враждующих лагеря — бедняков и богачей.
4. Ненависть бедняков к богачам приводит к перевороту в государстве и установлению демократии. В результате устанавливается равенство всех граждан перед законом и выборность должностей. При демократии, в отличие от предыдущего олигархического строя, образуются три класса населения: богачи, народ и трутни. Последние нередко занимают высокие государственные посты, в случае если умеют произвести должное впечатление на избирателей.
Господство присущих толпе ложных мнений приводит к переоценке ценностей:
«наглость они будут называть просвещённостью, разнузданность — свободою, распутство — великолепием, бесстыдство — мужеством».
5. Из демократии, опьянённой ничем не ограниченной свободой, вырастает её продолжение и противоположность — тирания. Тиран добивается власти «как ставленник народа», который наделяет его неограниченными полномочиями. Ради сохранения своей власти тирану приходится начать гонения на недовольных, а также вести бесконечные войны с соседями для того, чтобы отвлечь население страны от внутренних проблем.
Наши дни
В любом государстве есть бедные и богатые. Платон относит такие государства к отрицательным типам. Большинство ныне существующих государств, согласно такому подходу, представляют собой худший вариант государств, в которых разрыв между бедными и богатыми чрезвычайно велик, даже в самых благополучных из них.
Согласно Платону, при демократии, которая считается лучшей на сегодня формой государственного устройства, образуются три класса: богачи, народ и трутни. Трутни есть и при олигархии, но там они не пользуются уважением. В демократическом же государстве они занимают чуть ли не все государственные посты, потому что на эти должности избираются и назначаются, как правило, не те, кто реально этого достоин, а те, кто умеют производить впечатление на толпу. В большинстве стран к таким «трутням» можно отнести значительную часть чиновников и депутатов.
Чрезмерная свобода в государстве так же опасна, как и чрезмерное подчинение граждан правителю. Первое ведёт к анархии, а второе — к тирании, и, по логике, они могут чередоваться. Сложившаяся во многих постсоветских государствах политико-экономическая система, с её вседозволенностью и несоблюдением законов, очень близка к платоновской демократии в её худшем виде. Поэтому в последнее время в таких обществах нарастает желание прихода к власти «твёрдой руки», которая бы навела порядок.
Если в основу управления государством Платон ставил Справедливость, то этого никак не скажешь о нашей сегодняшней реальности: несоответствие высоких цен и низких доходов большинства её граждан, большая разница в доходах разных слоёв населения, невозможность добиться справедливого решения суда (как поётся в одной из современных песен: «…кто имеет „лаве“, тот „имеет“ закон…»)
Превосходство общественного блага над личными интересами Платон ставил превыше всего. С этим в современном обществе дела обстоят так же, как и со Справедливостью — аморальное поведение граждан, особенно в молодежной среде, наблюдается повсеместно; большинство людей думают в первую очередь о себе, а не об общем благе, хотя правительства весьма реалистично могут прикрываться «общественно полезными» идеями.
По Платону, чтобы построить общество по законам общего блага и справедливости, власть должна принадлежать мудрецам-философам, чего точно нельзя сказать об управляющих мира сего. И вообще быть философом и даже просто представителем гуманитарных профессий сегодня не модно.
И всё же… Граждане, все в философы!
"Государство" Платона в подлиннике не читал, только кое-что слышал. И, кажется, в современном мире такое число новых вызовов, что Платон мало актуален.
Те виды государственного устройства, которые мы наблюдаем сегодня - пост-совесткое, квази монархическое с претензией на демократию Государство Российское, или также квази демократическое, на самом деле вполне себе полицейское и пенитенциарное Государство Американское, или капиталистическо-социалистические Государства Скандинавские, с налогообложением до и больше половины с твоего дохода,
- "осуждаю".
Слово "демократия" и заезженное, и попросту дурацкое в угоду демосу, чтобы революции очередной не устроил.
Власть в руках народа - это еще хуже чем власть в руках самодержца, или элиты.
Это, прочтите, вообще утопическое чертечё.
0 Ответить
Игорь Ткачев, проЧтите читать проСтите ?
...Но вот почему в нормальных, цивилизованных етс США возводится стена Трампа?
Неужели не могло быть более гуманных решений? Вот говорят-пишут, что по умолчанию работодателям в США до лампочки эти СТЕНАния Трампа. Вопрос,де, чисто экономический.
М/б всем караванщикам из Мексики раздать удочки Течтер, чтоб они сами ловили рыбку?
Кто бы прикинул, сколько тратят на вооружение страны Центральной и Южной Америки? М/б взять их под охрану ООН и освободить от бремени в/расходов? ...А в прекрасной Франции подняли кипешь ЖЖ. Ведь тоже соображают, как ещё лучше обустроить Францию
"Вопросики острые жгучие" возникают в самых неожиданных местах и "садиться на ИХ" негоже. ...И последнее: надо издать "Альбом стен" с фото и краткой историей, вкл. Великую китайскую, Берлинскую и новейшие стенки - Украинскую, Крымскую и,как вишенка в торте, - стену Трампа.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей Дмитриев, простите-)))
В каких это "нормальных" (термин очень интересный) государствах возводится Стена Трампа? В Канаде или Индонезии?
Кстати, хотя мистер Т. и вызывает массу критики (часто - совершенно справедливой), здесь он умнее многих европейских политиков, как на мой вкус.
Я тут намедни проехался по ихним Европам, так там страх божий, сколько мигрантов. Простите, черным-черно.
Я Вам так скажу: с Платоном или Трампом, демосу власть и свободы давать нельзя. Он - как злой ребенок - или все игрушки разобьет, или лоб себе...
Демократия - это утешение для демоса. Игра. И властьпридержащие это понимают, но называют свои тирании, почти-монархии так, как мило уху этого самого народа.
США - кстати, демократий нельзя назвать, примерно как и Россию. Это страна еще с меньшими свободами, чем Россия, во многих сферах. Законы - часто драконовские, часто идиотские, кол-во адвокатов и стряпчих per capita, завышенные цены и стоимость (взять стоимость жилья, ренты, штрафы и т.д.), та же несвобода в СМИ, под соусом толерантности и политкорректности...
Черт подери, "демократия" - это давно эвфемизм и утраченная иллюзия, любым кто там побывал или что-то серьезно анализировал.
0 Ответить
Игорь Ткачев, много спасибо ! Хорошо повеселился перед утренним (8:35) вояжем на велике часа на полтора. Демократия стала фигурой речи.Завышение стоимости на сЭбЭ потерпели: въезжали с рентом в$140, а таперь плОтим $ 370 (!), а по сути ничего не переменилось, кроме владельца в...Техасе, которого в глаза не видели.
Забытое понятие перепроизводство прёт из всех щелей: ш/ручки, карандаши, з/щётки везде и всюду. Выбрасывается хорошая одежда, обувь, мебель. Сам езжу в трофейных кедах, в лёгкой куртке, не говоря уж наборе перчаток. Сорри, если Вам не чужда брезгливость.
...Но надо "Бороться и искать, найти и не сдаваться". Французские ЖЖ мне по нутрЮ...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей Дмитриев, давайте я Вам вышлю свой адресок - а Вы мне вышлите хорошую одежду и мебель, которая выбрасывается?
Про то, как сначала плОтишь в Штатах 140 - а потом 370, часто почти ни за что, примерно знаю. My condolescences-)
Французским ЖЖ и искусством жить могу Вас скоро угостить. Заходите в гости.
Вот, где легкость! Вот, где радость! Вот, где красота!
1 Ответить
Игорь Ткачев, одёжку и обувку могу подобрать навскидку размер 50 и 41 для обуви.А с мебелями не обещаю-громоздко. Мне недавно один сознательный парень отвалил бонус-типинг в $100 за чистоту обочин. На пересыл хватит личных денег[/I Почему бы нет? My condolescences понЯл без словаря. Пульните адрес в личку, я запущу программу сомплектации.
А вы слышали анекдот про Кондолизу Райс, когда её назначили Госсеком? Китайцы её ИФ поняли, как рецепт приготовленияч риса, который им был неведом.Они соглашались пойти на уступки в обмен на секрет приготовления риса по КР.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей Дмитриев, Вы - добрая душа-)
Не хочу Вас обременять, да и вряд ли ваш Alabama style совпадет с моими haute couture-вкусами-)
Но, кстати, у нас в компании время от времени проводятся разного рода благотворительные мероприятия с предложениями помочь нуждающимся: в качестве разведки я мог бы узнать адреса, кого может заинтересовать Ваше щедрое предложение.
Про рецепт приготовления риса от Кондолизы Райс (Черная Пантера, кажется?) не слышал. Да и разве могли бы американцы научить китайцев готовить рис?-)
0 Ответить
Игорь Ткачев, мне бы хотелоь провернуть этот проЭкт в качестве курьёза и прецедента. Мне нравятся случайные приобреения "в масть". Адреса пришлите и на "общем собрании нуждающихся" можно бы устроить "раздачу" по предпочтениям. Ассортимент будет по личным представлениям о полезности и наличии излишек. Мне бы хотелось выпростаться из рамок прагматичности и обязательной выгодности "сделок", типа бартера.
...В том-то и соль анекдота, что у китайцев до сотни способов приготовления риса и они были озадачены неведомым ими способом " по Райс". ... Мне недавно подкинули новейшие выражения:
Точность без фанатизма и Секёт (не секёт)фишку, от которых я балдею.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей Дмитриев, если Вы серьезно, то я запощу на нашем биллборде Ваше предложение с запросом адресов.
Напишите еще раз Ваши условия, плз, чтобы я не промахнулся со своим объявлением-)
Да, можете писать в личку, чтобы здесь не оффтопить-)
0 Ответить
Ув.АЛ! ПРоздравляю с дебютом ! " У Вас хороший слог." ...И не только, пЕшите ИщО.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей Дмитриев,от имени Алены еще раз спасибо! Приятно, что и через 5 лет статья вызывает интерес, тем более, таких корифеев ШЖ)))
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей Дмитриев, дебют и рецензия пропастью в 5 лет-)))
Вы, однако, joker of Alabama-)
0 Ответить
Игорь Ткачев, досуг мне ковыряться "в хронологической пыли"?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Мне понравилось. Только мысли всякие возникают. Типа "А судьи кто?" И как определить, что такое "чрезмерная свобода" и "чрезмерное подчинение" и бывает ли "чрезмерное"? Как баланс этот соблюсти. Вот к примеру канатоходец, я не замечал, чтобы он стоял как вкопанный, он постоянно то туда то сюда балансирует. Видимо в одну сторону наклониться, чувствует что слишком сильно и раз, в другую наклонился и так далее. Или велосипедист, он ведь когда едет, ему легко, а как остановится, то сразу ноги подставляет, чтоб не упасть. "Аморальное поведение граждан, особенно молодежи", тоже не факт. К тому же,а может так и должно быть? Может это имеет какой-либо смысл?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Побольше бы нам таких Читателей-дибютантов(но не дилетантов)! Статья легко устилается в сознание и воспринимается с благодарностью за искреннюю заинтересованность. Со своЁй стороны у меня тоже есть рецепты оптимального государства; привожу фрагменты общей концептии.
1. Немедленное заключение всеобщего мира без контибуций и признание существующих границ. 2. Принятие долгосрочной программы освобождения населения от религиозных заблуждений(с сохранением традиционных ритуалов, как дань привычкам) 3. Ликвидация гипертрофированных размеров состояний, как тромбов экономического развитя общества, с сохранением безбедного уровня жития реквизированным. 4.Пошаговое снижение расходов на оборону и нападения, полный запрет на торговлю оружием, (как на наркотики). 5. Впаривать повсеместно атеистические убеждения.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей Дмитриев, спасибо больше, очень приятно
Иронию поняла, однако и в реальной жизни поддержала бы эти идеи Так что жду Ларису Шеенко в президенты - поддержу и буду агитировать!
1 Ответить
Сергей Дмитриев, уже конспектирую! Буду баллотироваться в президенты - положу в основу программы.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Лариса Шеенко, не забудьте сослаться на МКСК и кое-что оттуда "положить в основу".
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей Дмитриев, а не мешало бы нашим "великим и мудрым" иногда туда заглядывать. А заодно Христа, Будду и Конфуция перечитать в оригинале.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Лариса Шеенко, я вот недавно подумал, что надо сделать глубокий тюнинг парадигме потребительства и доходности на халяву. Если проворный товарищ достиг необходимого и достаточного уровня жизни и финансовой безопасности, то все остальные ресурсы и способности он должен перевести в режим отдачи фри для страждущих пищи одежды, крова.Для начала как-так...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Лариса Шеенко, дай бог им Азбуку осилить
0 Ответить
Алёна Лёка, так там же стока букаф!!!
Оценка статьи: 5
1 Ответить
С дебютом. Не ставлю оценку, чтобы не отбить у Вас охоту писать.
Первая часть - познавательная для многих.
Последняя часть - "кухонная философия", простите.
Сколько веков прошло со времен Платона? Что, после него гении не рождались? Но идеального государства так и нет.
И по простой причине: в идеальном государстве должны жить идеальные люди. Кто? Вы? Я? Авторы ШЖ? У вас на примете есть кандидаты?
Как правило, самые страшные диктатуры начинались с попытки построить идеальное, справедливое государство. И чем гениальнее были зачинатели строительства, тем страшнее последствия. И в сравнении с ними сегодняшние "бандитские власти" покажутся пансионом благородных девиц.
0 Ответить
Александр Ягольник, благодарю
Полностью с Вами согласна! Я ни в коем случае не ставила цель мотивировать кого-либо на создание "идеального государства". Утопия и есть - утопия ) В "Наших днях" я лишь констатировала факт современной реальности. У каждого века свои проблемы, но истоки их одинаковые - не особо прекрасный внутренний мир людей (обобщаю), и причины этого индивидуальны. Поэтому проблемы были, есть и будут!..
Но всё же, хотя бы для себя, на мой взгляд, стоит стремиться к адекватным идеалам во всём
0 Ответить
Как же это Платон не предусмотрел варианта "бандократия"? Или это - украинское ноу-хау?..
Статья понравилась. С дебютом, Алёна Лёка!
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Лариса Шеенко, видимо он и представить не мог настолько извращенные формы и без того отрицательных типов государств ) спасибо большое
0 Ответить