О том, что это раз в десять быстрее, я даже не говорю. Такое действительно бывает в том случае, когда мы летим бюджетными авиалиниями, или лоукостерами.
Однако каждый из нас прекрасно понимает, где бывает бесплатный или полубесплатный сыр. Правильно, в мышеловке. Поэтому не надо удивляться, если на выходе стоимость билета может оказаться ну значительно дороже, скажем так. Тем не менее все ловушки при грамотном подходе можно обойти на раз-два. Главное, быть достаточно подготовленным.
Для того чтобы вы понимали, что это действительно не шутки, приведу живые примеры. Перелет из Польши в Швецию весной стоил 15 евро в один конец. Варшава-Манчестер-Варшава на четверых обошелся в 370 долларов, Варшава-Кутаиси-Варшава в декабре на одного пассажира стоила 60 евро. Летали двумя бюджетными компаниями — самым популярным в Европе ирландским Ryanair и венгерским Wizzair. Однако сразу оговорюсь: билеты покупались очень заранее, месяца за два, когда у компаний еще не было четкого видения о загрузке самолетов. Обычно чем ближе к рейсу, тем изменчивей становятся цены. Если билеты продаются плохо, то стоимость билета может снижаться, если же количество свободных мест быстро уменьшается, цена взлетает в разы.
Итак, к чему надо быть готовым, если вы собрались лететь дешевыми авиалиниями?
1. К потоку предложений купить всякую ерунду: от телефона до страховки. Это начинается уже на стадии покупки билета — предложения купить, скажем, чемодан, будут сыпаться на вас с завидной регулярностью, причем галочки будут стоять в графе подтверждения. Поэтому за этим надо тщательно следить и всегда ставить категорическое «нет». Страховкой может и не получиться воспользоваться, если вы не резидент страны Евросоюза. Сам перелет мне лично напомнил поездку в отечественных электричках, когда одна бабулька продает беляши, а следом за ней идет человек средних лет с журналами. Все это вы увидите и на борту дешевого самолета. За еду и напитки придется заплатить в несколько раз дороже, чем на земле (правда, свое брать не возбраняется), учтивые стюардессы предложат вам журнал, лотерею и еще чего-то, чего мой английский не понял.
2. Дополнительно платить нужно буквально за все: за багаж (исключение для ручной клади с ограниченным весом и габаритами — у каждой компании свои условия), за более комфортные условия посадки, бронь места. Радует то, что за все это можно и не платить. В таком случае, если людей на ваш рейс будет много, вам придется устроить спринтерский забег для того чтобы выбрать место у окошка или сидеть рядом со своими близкими.
3. К штрафам. Не прошли электронную регистрацию через Интернет — платите, не распечатали билет — платите. Решили купить багажное место после оплаты билета — платите больше, в аэропорту — еще больше.
4. К сожалению, большинство лоукост-самолетов летают по Европе. Поэтому вам надо будет озаботиться о визе, даже если летите в безвизовую страну вроде Сербии. Впрочем, покупка билета на лоукост является основанием для открытия транзитной визы. Правда, в этом направлении и летает немного. Wizzair начал осваивать и восточные территории, сегодня можно выбрать рейсы из некоторых украинских городов, включая столицу. Летает авиакомпания и в Грузию.
5. Аэропорты чаще всего находятся довольно далеко от городов. Если рядом с этими городами есть несколько аэропортов, разумеется. Например, если вы летите Ryanair во Франкфурт-на-Майне, будьте готовы, что приземлитесь в сотне километров от центральной части немецкого города. Так что приготовьтесь к тратам на трансфер.
6. О комфорте можно забыть. Дешевые авиалинии потому и дешевые, что не распыляются на шик. Проходы здесь узкие, людей летит много. Одна авиакомпания даже попыталась ввести плату за пользование туалетом. Правда, передумала. Поэтому не стоит ожидать чего-то сверхъестественного. Тем не менее тем, кто путешествует много и налегке, такой способ передвижения будет весьма приемлемым.
Не качество, а количество — таким может быть девиз классической лоукост-авиакомпании. За 2011 год Ryanair, например, перевез свыше 75 млн. пассажиров.
К сожалению, Россия пока не может похвастаться подобной возможностью. Попытки внедрить дешевые авиаперелеты по стране предпринимались не единожды. Вот и в начале 2013 года Аэрофлот представил новый бренд «Добролет», который должен стать тем самым дешевым перевозчиком. Пока самолеты с таким именем только готовятся к полетам, получая все необходимые сертификаты и разрешения. Как оно будет, поживем — увидим.
Несколько крайняя, даже экзальтированная точка зрения. Даже не хочется спорить, тем более в преддверии праздников, с сентенциями...