Похвала заставляет и родителя, и ребенка отождествлять ребенка с его поступком — то есть уже не ребенок хороший, а ребенок хорош только потому, что совершил хороший поступок (а если бы не совершил, то не был бы хорошим), и, соответственно, если совершил плохой поступок, то это уже означает, что ребенок — плохой. Поэтому очень важно, чтобы родители отделяли ребенка от его поступков и действий, то есть говорили провинившемуся ребенку — ты хороший, но совершил нехороший поступок. Ни в коем случае нельзя, чтобы ребенок отождествлял себя со своими действиями, иначе у него не будет сил и мотивации учиться на ошибках и стремиться к самосовершенствованию.
Кроме того, тот, кто хвалит, тем самым, волей или неволей, демонстрирует свое превосходство, свое более высокое положение, дистанцию между ним и тем, кого он хвалит. Солдат обычно по-отечески не хлопает по плечу генерала, а подчиненный — начальника.
Поддержка в виде признания его действий, но без вынесения субъективных оценок, сделанная от души и с любовью, это то, в чем нуждаются дети — их усилия заметили, отметили, признали в них личность. Отличительная черта признания от похвалы в том, что в признании вместо глагола, означающего действие ребенка, вы говорите о своих чувствах — как вы рады, благодарны, тронуты, счастливы
Пример похвалы: «Спасибо, что подарил мне свой рисунок» (а вот если бы не подарил, ты был бы «плохим мальчиком»).
Пример признания: «Спасибо за рисунок, я очень тебе благодарна за него». Акцент делается на неоспоримый факт (рисунок), а не на субъективные оценки и действие, но при этом вы даете ребенку обратную связь, что признаете его поступок.
Признание ценно еще и тем, что вы помогаете ребенку почувствовать свою уникальность и ценность безотносительно к мнению и ожиданию других людей.
Предлагаю вашему вниманию маленькую заметку Симона Соловейчика:
«В заключение нечто вроде премии терпеливому читателю — краткий пушкинский курс педагогики. Куда короче — в шести строках! Наука искусства воспитания для очень занятых людей.
Однажды
Пушкин написал:
Кн. П.П. Вяземскому
Душа моя Павел,
Держись моих правил:
Люби то-то, то-то,
Не делай того-то.
Кажись, это ясно.
Прощай, мой прекрасный.
В шести строчках — все искусство воспитания!
«Душа моя Павел» — люби ребенка, как душу свою, умей выразить любовь в ласковом слове, в ласковой интонации.
«Павел», «Кн[язю] П.П. Вяземскому» — обращайся с ребенком как с равным, как со взрослым, невзначай подчеркивай, что он уже большой — Павел! Дети никогда не бывают для себя маленькими, они всегда «уже большие». И как бы ты ни любил ребенка, будь с ним немножко сдержан, особенно с мальчиком: «Душа моя», но «Павел».
«Держись моих правил» — сначала обзаведись, пожалуйста, своими правилами жизни, убеждениями, принципами — без них к ребенку лучше и не подходить. И это должны быть свои правила, своею жизнью выработанные, чужие правила детям внушить невозможно.
Сколько неудач в воспитании из-за того, что мы пытаемся вбить в детские головы правила, которых сами не придерживаемся! Нет, «держись моих правил» — слово, убедительное для ребенка своей честностью. И не назидание, а дружеское «держись». Совет, которым можно и не пользоваться. В необязательном «держись» поучение, необходимое ребенку, и свобода от поучения. Взрослый направляет, а действует ребенок сам.
«Люби то-то, то-то…» — люби! Все воспитание держится на одном этом слове: люби! Воспитание — это не запреты, воспитывать — пробуждать способность любить. Где любовь, там и благодарность, там волнение, там доверие, там все лучшие человеческие чувства — люби.
«Не делай того-то» — сказано категорично и без объяснений. Отметим тонкость: «не делай» — относится к автору, взрослому человеку, это ведь из его правил — «не делай», это правило взрослого, а не особое детское правило для маленьких. «Не делай» — закон взрослых, серьезных, честных людей. Не запрещено, не осудят, не накажут, но не делаю — не в моих правилах. «Не делай» и «люби» — двух этих слов достаточно. Есть поле человеческого поведения. Нижняя граница его твердая: «не делай», а верхней границы нет, она бесконечна — «люби!».
«Кажись, это ясно» — ребенку и надо внушать, что все наши установления и советы просты, понятны, безусловны, ими весь мир живет. А ты маленький, умница, ты все понимаешь с полуслова, ты не нуждаешься в длинных нотациях. Пусть ребенок не понял взрослого — не страшно. Вера в понятливость мальчика постепенно сделает его умнее: люди удивительно быстро умнеют, когда их держат за умных.
И с какой легкостью говорит поэт с мальчиком о самых важных правилах жизни, с какой легкостью! «Кажись, это ясно…» Он открывается перед мальчиком. Не демонстрирует равенство, а искренне проявляет его тем, что говорит с мальчиком всерьез, хоть и в шутливой форме, и говорит, иронизируя, не заученное, а только что самим открытое.
«Прощай, мой прекрасный» — прощай! Взрослые и не должны слишком много заниматься детьми. Ребятам лучше быть в компании сверстников, отдаваться играм и своим делам. Поиграли, поговорили, объяснились в любви — и достаточно, беги к своим игрушкам, там твой мир.
И словно кольцо замыкается: «Прощай, мой прекрасный». Внушайте ребенку, что он прекрасен в глазах взрослого! Кто умеет от сердца сказать маленькому: «Мой прекрасный» — тот счастлив в детях и у него счастливые дети. Между двумя этими обращениями, «душа моя» и «мой прекрасный», заключено все искусство воспитания детей".
Несколько крайняя, даже экзальтированная точка зрения. Даже не хочется спорить, тем более в преддверии праздников, с сентенциями...