В товарно-денежных отношениях вокруг оборота товаров и услуг участвуют три категории физических и юридических лиц: производители, продавцы и потребители. Отдавая деньги, потребитель надеется получить взамен качественный и нужный товар. Однако для поставщика куда важнее деньги, чем качество предоставляемой им услуги. Расхождение интересов дает повод для конфликтов, регулирует которые российский Закон о защите прав потребителей.
Защита прав потребителей при возврате товара
Как показывает практика, значительная часть конфликтов, к урегулированию которых привлекают специалистов обществ защиты прав потребителей, возникает вокруг процедуры возврата товара. Для продавца возврат обычно не влечет за собой прямых материальных потерь, но неизбежно связан с затратами труда и времени, в конечном итоге влияющими на общую эффективность предприятия.
В отличие от продавца, потребитель тратит вполне осязаемые деньги. И если взамен не получает желаемой услуги, то несет прямые потери. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» направлен на то, чтобы минимизировать потери потребителя, для чего четко определяет его права, равно как и обязанности поставщика товара или услуги.
Право на возврат некачественного товара
Очень часто продавцы уверяют покупателей, что при обнаружении недостатков товара следует обращаться в сервисные центры по гарантии. На самом деле это не совсем так, продавцы немного хитрят, пытаясь избежать волокиты и выполнения процедуры, предусмотренной Законом о защите прав потребителей.
Обнаружив в товаре изъяны, покупатель по собственному выбору вправе требовать замены, уменьшения покупной цены или безвозмездного устранения недостатков, либо вправе вообще разорвать договор купли-продажи и потребовать возврата денег.
Отказ от выполнения договора купли-продажи не означает, что покупатель должен обязательно вернуть товар. Возвращать покупку следует только по требованию продавца и за его счет. Если пользование некачественным товаром повлекло убытки для покупателя, то он также вправе требовать их возмещения.
Аналогичные права потребителя (за исключением соразмерного уменьшения цены) при покупке технически сложного товара (включенного в перечень, утвержденный правительством) ограничены сроком 15 суток со дня передачи товара покупателю. В течение этого срока продавец обязан принять товар ненадлежащего качества, даже если у потребителя не сохранился товарный (кассовый) чек. При необходимости проверки или экспертизы продавец проводит их за свой счет и при участии потребителя, если он того пожелает.
Вернуть сложный товар можно и позже, но лишь в случае обнаружения существенных недостатков, нарушения сроков ремонтов или если ремонты в течение гарантийного срока требуются слишком часто, что лишает потребителя возможности пользования товаром более чем 30 дней в течение каждого года гарантии.
О правах потребителей по возврату качественного товара, покупок, приобретенных дистанционно, а также о процедуре возврата технически сложного товара — следующая статья.
Несколько крайняя, даже экзальтированная точка зрения. Даже не хочется спорить, тем более в преддверии праздников, с сентенциями...