Всем известны самые яркие образчики подобных комедий 80-х — израильский сериал «Горячая жевательная резинка», «Последний американский девственник», «Заведение Порки» и прочие аналогичные проекты. Эти ленты пользовались сумасшедшей популярностью, но не на родине и не в момент премьеры, а в российскую эпоху VHS. В отличие от претенциозных французских эротических мелодрам и традиционной немецкой порнопродукции, здесь был вменяемый сюжет фильма и места, где можно было смеяться.
В конце 80-х, когда цензура ослабела, а кинотеатры потеряли добрую половину зрителей, на большие и еще советские экраны стали просачиваться голливудские комедии про секс. И первой ласточкой стала картина Джеймса Фроули «Студенческие каникулы».
…Два студента-раздолбая, Джо и Ларри по прозвищу «Мамочка», решили провести уик-энд в солнечной Калифорнии. Правда, чтобы поездка состоялась, им пришлось взять на борт балласт в лице ботаника Уэнделла, чей отец любезно оплатил сей короткий тур при условии, что парни научат его скромного парнишку уму-разуму. Конкретно — общению с противоположным полом, ибо Уэнделл представляет собой яркий пример задохлика-неудачника: щуплый субъект в очках с взъерошенной прической и телескопом под мышкой.
Не имея иных альтернатив попасть на пляж посреди аризонской зимы, Джо и «Мамочка» соглашаются на оферту, хотя такой спутник, как Уэнделл, способен испортить всю малину. Но зато у парня есть бабки, а его кузен в Палм-Спрингс на время отсутствия оставил в их распоряжение свой кондоминиум. С большой кроватью и зеркалом на потолке.
Не успев как следует обжиться в раю, парни встречают конкурентов из соседнего студобщества. И заключают денежное пари на одинокую красавицу Эшли. У красавчика Чаза шансов, конечно, больше, ведь у него есть «мерседес», толстый кошелек и смазливая мордашка, но и Джо лицом в грязь падать не намерен. Там, где богатый отпрыск не подмажет баксами, бедный студент надеется взять на жалость или, на крайний случай, схитрить. Обе заинтересованные стороны так заняты спором, что совершенно забывают о существовании Уэнделла. А тот и думать не смел, что. отсутствуя на поле битвы, окажется ближе всех к победе…
Наученный «горьким» опытом советский зритель был почти уверен, что прежде чем лента Джеймса Фроули попала в кинотеатры, ее нещадно купировали. В былые времена эпизоды вырезали даже из таких невинных картин, как «Ва-Банк» и «В джазе только девушки», кто же поверит, что «Студенческие каникулы» не попали под нож? Опасения были напрасными. То ли цензоры устали вырезать сиськи, то ли посчитали, что времена уже не те, но лента дошла до киноэкранов в неизменном виде, хотя и скрывать ей практически было нечего. Легкий эротический привкус ограничивается парой смелых сцен с сексуальным намеком, да парой-тройкой обнаженных девиц. «Эммануэль» по сравнению с этим милым романтическим опусом — чуть ли не хардкорное порно.
Этот милый пустячок в карьере Фроули — чуть ли не самый кассовый полнометражный фильм. Дело в том, что режиссер крайне редко снимал для большого экрана, предпочитая ремесленничать на телевидении, где успел в свое время поработать над популярными сериалами «Коломбо», «Частный детектив Магнум» и «Закон и порядок». Тем интереснее мотивы, сподвигнувшие постановщика на время прервать работу на ТВ и взяться за комедийный молодежный проект с отсутствием звезд и взрослым рейтингом R.
Комедия получилась бы совсем непритязательной, не используй сценарист Линдсэй Харрисон схему с интригующим пари на симпатичную и богатую девушку. Согласитесь, ромкомов про то, как веселые парни едут на юг и знакомятся с развязными чиксами — пруд пруди, причем они снимаются и по сей день. А вот спор о том, кто раньше мадмуазель в постель утанцует, заметно оживляет действо, заставляя героев идти на разнообразные хитрости и уловки. Тремя годами позднее тот же механизм «ухаживания» был использован в широко известной картине «Отпетые мошенники», только два афериста в исполнении Майкла Кейна и Стива Мартина охотились не за женскими прелестями, а за содержимым дамских сумочек.
Над созданием «Студенческих каникул» трудились знакомые лица. В первую очередь, знаменитый Тим Роббинс, актер большого таланта, будущая звезда «Побега из Шоушенка». Ему досталась партия «Мамочки», подбивающего своего приятеля Джо на вышеозначенное пари. В отличие от Роббинса, его коллега Кэмерон Дай (Джо) больших успехов в кинематографе не добился, зато прочно осел на телевидении, где регулярно появляется в кадре самых рейтинговых шоу, вроде «Менталиста», «Костей» или «Тайн Смолвиля». Забавно и то, что по сюжету «Каникул» актеры играют ровесников, тогда как реальная разница в возрасте составляла 9 лет: Роббинсу на тот момент уже стукнуло 27. Изначально актер шел пятым на афише, но при последующем переиздании фильма на DVD переместился на первую строчку, ибо к тому времени стал самым именитым из всего кастинга.
Второй интересный факт состоит в том, что лента явно пришлась по вкусу хоррормейкеру Тому Холланду, который позаимствовал со съемочной площадки «Студенческих каникул» сразу двух ведущих актеров, да еще и композитора в придачу. В том же году на экраны Америки вышел вампирский фильм ужасов «Ночь страха», в котором сыграли Стивен Джеффрис (доходяга Уэнделл) и очаровательная Аманда Бирз, в то время как музыку написал Брэд Фидель, впоследствии прославившийся на весь мир темами к «Терминатору» и «Гладиатору».
Фильм, конечно, не хватает звезд с неба, но на фоне аналогичных проектов смотрится неплохо, тем более что очевидного перекоса в пошлятину здесь не наблюдается. Наоборот, создатели сделали упор на чисто платонических отношениях, потому как героям фильма так и не удалось добиться того, за чем они рвались на юга. Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок: будьте проще, и люди к вам потянутся.
Несколько крайняя, даже экзальтированная точка зрения. Даже не хочется спорить, тем более в преддверии праздников, с сентенциями...