Коммерческий душок преследовал проект с тех самых пор, как было принято решение о создании сиквела по горячим следам, а коммерция в искусстве, как ни крути, занятие скучноватое. Учитывая, что события второй части напрямую вытекают из сюжета оригинала, придется пролить свет на некоторые подробности, дабы зритель не блуждал в темноте, подобно персонажам картины.
…Вернувшись из потустороннего мира, Джош Ламберт не только освободил своего малолетнего отпрыска, но и прихватил в реальный мир нечто очень неприятное. И покамест все радовались возвращению души коматозного Долтона, кто-то насмерть придушил телепатку Элис, всю дорогу помогавшую семейству Ламбертов вызволить из мира мертвых их сына.
Полиция склонна винить в душегубстве главу семьи, ведь именно он был последним, кто видел Элис живой. Супруга Рене вообще не знает, кому и чему верить после всего, что произошло в ее доме. Дабы избавиться от тяжких воспоминаний, Ламберты решили покинуть насиженное место и некоторое время пожить у бабушки Лоррейн. Страхи улеглись, следствие зашло в тупик, а Рене окончательно уверовала в невиновность мужа.
Однако переезд долгожданного спокойствия не принес. Сначала бабуля встретила в темном коридоре незнакомку в белом платье, затем мальчик пожаловался маме на странное поведение отца, а потом уже и сама Рене вплотную столкнулась с проделками зловещих привидений. Обстановка в семье накаляется, и бабушка вновь обращается за помощью к «изгоняющим призраков», в числе которых бывший боевой товарищ экстрасенса Элис…
Для тех, кто не в курсе, кто такой Джеймс Ван и почему его малобюджетные хорроры неизменно срывают кассу в прокате, напомним историю его успеха. Малазиец стремительно ворвался в кинематограф своим авторским триллером «Пила». Феноменально успешная лента не только принесла своим создателям сумасшедшие прибыли, но и стала родоначальником целой франшизы, которая растянулась на долгих семь лет (2004−2010). И есть вероятность, что будет и восьмая «Пила», хотя проект пока находится только на бумаге.
«Пила» была страшно изобретательной и изобретательно страшной историей, однако Ван, несмотря на отсутствие регалий, стойко отказался от работы над сиквелами. Похвально, ведь многие на его месте поддались бы искушению. Режиссер предпочел относительную свободу выбора, но после искрометного дебюта долгое время не мог найти свою колею. Сначала был ужастик про чревовещателей «Мёртвая тишина», затем криминальная драма «Смертный приговор» и даже короткометражная комедия «Собачий рай». Ван метался из жанра в жанр цельных шесть лет, пока вновь не примкнул к хоррорам. И выпустил в 2010-м «Астрал».
Не могу сказать, что первый фильм про несчастное семейство Ламбертов мне так уж понравился, но с главной задачей «запугивания» аудитории Ван справился на отлично. Правда, история сильно напоминала все, что мы уже видели раньше, в том числе знаменитый мистический ужастик Тоуба Хупера «Полтергейст», в котором кошмарный призрак аналогично утащил в мир мертвых ребенка. Немного разочаровало и то, что авторы ленты пользовались исключительно «народными средствами», устрашая публику резкими звуками и жуткими рожами, резко выскакивающими из темноты. Эти нехитрые приемчики невероятно эффективны, если хотите, чтобы кто-нибудь несвоевременно наложил в штаны, но с точки зрения кинематографа — банальны и примитивны.
Второй «Астрал» от предшественника упал недалеко. Точнее, он приземлился аккурат в то же место. Так как между двумя фильмами прошло всего три года, то авторы смогли легко продолжить историю с того места, где она закончилась в 2010-м. Актеры, даже дети, практически не изменились с того времени, к тому же все исполнители, включая Патрика Уилсона, Роуз Бирн и Лин Шэй, согласились на участие в сиквеле. Плохо, когда продолжение снимается с другими актерами и в иных декорациях, а здесь все вышло как нельзя лучше — герои старые, а приключения новые. Все, как мы любим.
Только вот с приключениями вышло как раз не очень гладко. И уже совсем не страшно. Как-то попривыкли мы к внезапным вскрикам в тишине, к выпрыгивающим из кромешной тьмы физиономиям привидений и прочим «бу-эффектам». Да и сюжет фильма явно давался Вану нелегко, ибо интрига высасывается из пальца, обрастая совершенно ненужными деталями. Зрителю было вполне достаточно лишь намека на зловещее и жуткое существо из параллельного мира, а когда под ужас подводится психология по Фрейду, то уже и бояться как-то нелепо. Впору пожалеть несчастное создание, что не может упокоиться и продолжает донимать живых своими детскими комплексами.
Сиквел получился столь же прибыльным, сколь и вторичным по отношению к оригиналу. Большинство отечественных критиков вообще не удостоили картину вниманием, ибо параллельно ленте Вана в российский прокат вышла долгожданная «Гравитация» Куарона, затолкавшая второго «Астрала» в темный и пыльный уголок.
В одном вторая часть шаблонного хоррора преуспела точно — это идеальный фильм для первого свидания с девушкой. Будьте уверены, что за время просмотра она не раз схватит вас за руку, а может, и прижмется так крепко, что, с трудом перехватывая дыхание, вы сто раз пожалеете, что не пошли на обычную для таких случаев романтическую комедию.
Хорошо, с юмором написано. И вспомнил, как отец моей тёти (жены папиного брата) в 1956 году рассказывал о лекциях Жуковского по...