Тем не менее, учитывая, как успешно стартовала франшиза в 1984-м, трудно было надеяться, что создатели фильма успокоятся на достигнутом. Даже памятуя о том, что редкое продолжение может похвастаться тем, что вышло лучше или равным оригиналу.
…После того как четверка бравых охотников за привидениями разметала по Манхэттену гигантского зефирного морячка и предотвратила очередное пришествие на Землю языческого бога Гозера, город вознаградил победителей весьма своеобразно. Власти были возмущены масштабной порчей муниципальной собственности, а злые языки судачили, что до появления в Нью-Йорке специализированного отряда по борьбе с паранормальщиной, призраки и привидения встречались жителям «Большого яблока» куда реже. Кончилось все тем, что контору расформировали, а Рэю, Питеру, Игону и Уинстону запретили впредь заниматься изгнанием потусторонних сил на территории страны.
Оставшись не у дел, члены отряда разбрелись кто куда. Рэй открыл магазинчик по продаже оккультных книг и сопутствующих товаров, периодически на пару с Уинстоном выезжая по приглашению на детские утренники. Игон вплотную занялся научной работой, а Питер после разрыва отношений с Даной Барретт, спасенной охотниками из цепких лап Гозера, устроился на телевидение ведущим дурацкого шоу о телепатах и экстрасенсах.
И снова первым звеном в цепочке странных событий, предшествующих воссоединению команды, стал тревожный звоночек от Даны. Все началось с того, что коляска с ее сыном Оскаром стала самопроизвольно кататься по улице. Исследуя возможные источники потусторонних сил, охотники обнаруживают старую ветку метрополитена, по которой течет река вязкой розовой слизи. А также знакомятся с нынешним боссом Даны, мелким иностранным реставратором Яношем, восстанавливающим в музее зловещий портрет молдавского тирана и колдуна Виго. Судя по всему, картина, слизь и ребенок Даны как-то связаны меж собой, но стоит поторопиться, ибо час Виго близится и скоро охотникам вновь придется вспомнить о пылящихся в подвале протонных излучателях…
Справедливости ради отметим, что режиссер и сценаристы оригинала, Айвен Райтмен, Дэн Эйкройд и Харольд Рэмис, далеко не сразу приступили к работе над сиквелом. Само собой, студийные боссы торопились снять продолжение, дабы публика не успела забыть об «Охотниках» и том фуроре, что фильм устроил в кинопрокате 1984 года. Однако авторы подошли к созданию второй ленты фундаментально, благо что со съемок оригинала осталось море идей и не вошедшего в первый фильм, но уже отснятого материала. Однако «беда» пришла оттуда, откуда не ждали.
Голливуд не зря называют «фабрикой грез». Само понятие «киноиндустрия» подразумевает, что любая удачная идея или замысел будет разрабатываться до тех пор, пока на нем можно заработать деньги. По этой причине «Охотники за привидениями» стали быстро обрастать «спутниками» в виде книг, компьютерных игр, комиксов и игрушек.
И так как детям новые герои нравились куда больше, чем взрослым, на киностудии Columbia Pictures было принято решение выпустить по следам кинокартины и целый анимационный телесериал. Многосерийный мультфильм под названием «Настоящие охотники за привидениями» вышел на экраны в 1986 году и быстро обрел популярность у зрителей младшего и школьного возраста.
Фактически, создатели кинофраншизы попали в западню собственной славы. Теперь они были вынуждены подстраиваться под героев мультфильма, то есть в кадре нельзя сквернословить, шутить о сексе и вообще следует быть более позитивными и благопристойными.
Авторам пришлось не только привести внешность главных героев в соответствие с мультяшными прототипами, но и активно привлечь к съемкам сиквела второстепенных персонажей, в том числе неказистого бухгалтера Луиса Талли, секретаршу Джанин и даже склизкого и прожорливого зеленого монстра по имени «Лизун». Не говоря уже о том, что ученые вдруг резко перестали смолить сигареты, а сами призраки и привидения оказались совсем не страшными, а даже забавными, как та парочка поджаренных на электрическом стуле убийц, что витает над головами охотников в сцене судебного процесса.
Круг замкнулся. Коммерчески верный просчет оказался финансово несостоятельным. Нет, лента все равно принесла создателям ощутимые прибыли и даже вошла в десятку самых кассовых проектов 1989 года, но в сумме заработала в два раза меньше денег, нежели оригинал. И это без учета инфляции. Наглядный пример того, что всем понравиться нельзя: пока продюсеры выпрыгивали из штанов, чтобы увеличить аудиторию за счет детей, их родители предпочли более серьезные фильмы, вроде «Войны супругов Роуз», «Бэтмена» и «Общества мертвых поэтов».
При этом нельзя сказать, что сиквел однозначно хуже. Во-первых, обошлось без кадровых замен, все исполнители вернулись к своим героям, включая Рэмиса, Эйкройда, Уивер, Мюррея и Мораниса. Во-вторых, на треть подрос бюджет, а вместе с ним улучшились спецэффекты. И, наконец, сюжет стал более понятным и логически связным, так как в этот раз уже никто не торопился и сценарий переписывался несколько раз, прежде чем Райтмен и компания приступили к съемкам.
И тем не менее звезда фильма Билл Мюррей позднее признался в интервью, что крайне разочарован полученным результатом:
В ленте было слишком мало нас и слишком много слизи.
С момента выхода вторых «Охотников» минула уже четверть века. Айвен Райтмен почти отошел от режиссерских дел, снимая в лучшем случае один фильм раз в четыре года. Всем ключевым актерам уже за шестьдесят, причем если Уивер и Мюррей активно снимаются в кино, то Эйкройд и Эрни Хадсон окончательно вышли в тираж и больше светятся на телевидении, а то и вовсе предпочитают оставаться за кадром, озвучивая мультфильмы. Как и великолепный комик Рик Моранис, последний раз появлявшийся на большом экране в 1997 году (крайне неудачный триквел «Дорогая, мы себя уменьшили»).
Слухи о третьей части курсируют по Голливуду вот уже несколько лет, но воз и ныне там. Сначала палки в колеса проекту вставлял старина Мюррей, согласный участвовать в фильме только при наличии классного сценария. Пока шли переговоры и даже нашли способ уговорить Райтмена, внезапно скончался Харольд Рэмис, и сценарий снова потребует переработки.
А в последнее время все чаще упоминается термин «перезапуск франшизы», что означает, как это ни грустно, что новый фильм будет новым во всем, а это уже повод для отдельного разговора.
А при чём здесь лицемерие? Рассказ воспринимается скорее больше об обычной элементарной невоспитанности главных действующих лиц.