Вот что сообщает весьма авторитетная «Военная энциклопедия», изд. Сытина, на слове «Новороссийск»:
«Здесь в XII в. обосновались генуэзцы и возвели крепость, которая была взята и разрушена в исходе XV в. татарскими полчищами Бенгли-Гирея. В 1722 г. турки построили в бухте крепость Суджук-Кал, которая явилась центром их воздействия на закубанских горцев. Крепость была взята русскими войсками в 1812 г. и тогда же взорвана. Суджукская бухта уступлена России по Адрианопольскому договору 1829 г. В 1832 г. в глубине бухты, у устья реки Цемеса, было построено небольшое укрепление, у которого начало образовываться русское поселение. В 1838 г. император Николай I повелел Цемесское укрепление расширить в крепкий опорный пункт. …Проект был с. утвержден в январе 1839 г. и тогда же будущий опорный пункт и поселение повелено было именовать Новороссийск».
Следует отметить также, что императорский рескрипт от 20 августа 1838 года гласил: «Иметь при устье реки Цемес главный порт или пристань для береговой нашей эскадры».
Отсюда ясно, что царским проектом предусматривалось не восстановление крепости Суджук-Кале, а строительство нового города. При этом войска высаживались не на развалинах турецкой крепости Суджук-Кале, они высаживались на берег, на котором уже стояли русские части, существовало небольшое укрепление и поселение, именуемые в одном из документов «лагерь».
Вопрос о строительстве нового опорного пункта считался настолько важным, что кандидатура начальника Новороссийского укрепления была утверждена военным министром. В феврале 1839 г. на эту должность был назначен капитан I ранга
Летом 1839 г., сообщая начальству о положении дел в Новороссийске,
Думается, необходимо признать, что история Новороссийска начиналась ни с турецкой крепости Суджук-Кале, а с лагеря при Цемесе…
В старом Новороссийске главной улицей города была Серебряковская. Этот факт говорил о том, что
В марте 1855 г. при обороне осажденного Севастополя погиб капитан-лейтенант Марк Серебряков, сын адмирала
«Милостивый государь Лазарь Маркович! Доблестная военная жизнь Ваша дает мне право говорить с Вами откровенно, несмотря на чувствительность предмета. Согласившись на просьбу сына, Вы послали его в Севастополь не для награды и отдыха: движимые чувством святого долга, лежащем на каждом русском и в особенности моряке, Вы благословили его на подвиг, к которому призывали его пример и внушение, полученные им с детства от отца своего; Вы свято довершили свою обязанность, он с честью выполнил свою…
Павел Нахимов".
Как видно из письма, адмирал Нахимов высоко ценил адмирала Серебрякова.
Долгие годы имя адмирала
…Хотелось бы вспомнить еще одно имя. В годы Великой Отечественной войны на Новороссийской военно-морской базе служил Григорий Александрович Бутаков, внук адмирала и сын адмирала. Дед Бутакова, тоже Григорий Бутаков, наставник будущего адмирала
Род Бутаковых дал русскому военно-морскому флоту 121 моряка, в числе которых было 19 адмиралов и 14 капитанов 1 ранга. Род Бутаковых прервался на Григории Александровиче. Сам
А при чём здесь лицемерие? Рассказ воспринимается скорее больше об обычной элементарной невоспитанности главных действующих лиц.