Екатерина Великая записку игнорирует. Но после устраняет Павла от государственных дел. Сам он говорил: «Все мое влияние… состоит в том, что мне стоит только упомянуть о ком-нибудь или о чем-нибудь, чтобы повредить им».
Чтобы еще более подорвать возможности сына, Екатерина добилась его отказа от унаследованного от отца Голштинского герцогства…
А ведь поначалу мать, кажется, готовила его к действительному правлению! Старших внуков императрица воспитывала сама, как будущих правителей… Но это нормально. Она еще старалась сблизиться с сыном!
Павел подал свой проект в 1774 г., уже совершеннолетним. Россия на пороге больших приобретений! Екатерина молода и амбициозна, ее расцвет впереди. Вполне вероятно, она сделала бы Павла соправителем. Сохранив за собой основную власть и со временем передав ее сыну.
Потом стало ясно: взгляды сына слишком отличны. И вероятно, он не станет ее помощником. Хотя кто знает, как обстояло бы, привлеки Екатерина Павла к реальному делу. Ведь он, прекрасно все понимая, 20 лет не проявлял неповиновения или недовольства.
Позже Екатерина пыталась повлиять на взгляды сына, заодно используя его для укрепления отношений с Европой.
В 1786 г. Павел с женой путешествуют по Европе. Инкогнито… Но, конечно, не было секретом, кто такие «граф и графиня Северные»! Торжественно встречаемые и произведшие впечатление при европейских дворах.
А возвращение… Павла встретили по-домашнему тепло, но без торжеств. Не как наследника, а как сына. И Павел удаляется в Гатчину, где волен делать, что угодно. Вводит там «прусские порядки», создает маленькую «прусскую армию», устанавливает жесткую дисциплину. Позже он попытается распространить этот опыт на всю страну…
Будучи против завоевания территорий, он в конце 1780-х не раз просился на войну (и участвовал в 1789-м). Может, он видел, что приращение Кавказа, Крыма и пр. — на пользу России. А война 1789 г. со Швецией была справедливой, оборонительной. Или дело в амбициях, желании участвовать в делах страны, прикоснуться к славным делам?
Павел засиделся в наследниках! Каково было его деятельной натуре?
Угнетало Павла и происходящее в стране. А Екатерина всерьез готовила внуков царствовать. Может, она планировала (как и должно было быть) подготовить достойную «страховку», ведь Павел был не так юн. А может, и вправду решила передать власть Александру… который ее не жаждал!
Но Павел, повторю, не проявил недовольства при жизни матери. Зато ходили слухи, что после ее смерти он сжег завещание… Даже если так, можно ли его осуждать?
Претендуя на трон, Павел был в своем праве. А еще он спешил спасать страну. И проживи он дольше, многое (и не только в России!) сложилось бы иначе!
Спасибо оформителю этой статьи, добавившему в текст нашего знаменитого мизантропа (и, как оказывается - еще и мизофона) великолепные...