Вот, к примеру, электронная почта. Это сейчас одна из главных служб глобальной Сети. Ею пользуются все, даже те, кто с опаской относится к «этим вашим Интернетам». Электронная почта раз и навсегда лишила работы почту обычную. Объем писем в конвертах с марками драматически снизился несколько лет назад и продолжает снижаться. Пожалуй, пройдет еще несколько лет, и в конвертах будут путешествовать только особенные письма, с уведомлением о вручении, которые рассылают государственные организации или адвокаты для того, чтобы зафиксировать сам факт вручения письма. Будут ли по-прежнему выпускать марки и художественные конверты для коллекционеров — трудно сказать.
Хотя электронная почта сейчас неотделима от Интернета, появилась она еще тогда, когда межкомпьютерная связь только возникала.
В конце 1950-х годов все крупные компьютеры уже предоставляли своим пользователям возможность набрать на клавиатуре терминала текстовое сообщение и переслать его другому пользователю того же компьютера.
Адресом «почтового ящика» служило имя получателя (логин), под которым тот регистрировался, начиная работу с компьютером.
Компьютеры в те годы были крупные, к одному такому «мамонту» можно было присоединить сотню терминалов. Причем терминалы к тому времени размещались не только на разных этажах одного и того же здания, но они также могли находиться в разных зданиях одного университетского кампуса и даже в разных городах. Поэтому возможность пересылки сообщений между пользователями даже одного компьютера была очень удобной опцией. Ею, конечно, охотно пользовались все, кто пользовался тогдашними компьютерами. Но узок был круг этих счастливцев, страшно были они далеки от народа.
В ноябре 1971 года программист Рэй Томлинсон (Ray Tomlinson) написал аналогичную программу, которая позволяла осуществлять обмен сообщениями между разными компьютерами, объединенными в одну сеть. Адресом «почтового ящика» для этой программы служили название компьютера-получателя и логин, под которым адресат входил на этот самый компьютер.
Для разделения этих двух слов, Р. Томлинсон использовал значок @ («at коммерческое»), ставший впоследствии символом электронной почты. Для «технарей» значок этот на клавиатуре был лишним. Никто из них никогда им не пользовался. Почему же он размещался на стандартной клавиатуре как английских, так и американских пишущих машинок?
Потому что в области коммерции, при выписке счетов и при оформлении заказов значок @ широко применялся для замены слов «по цене».
Благодаря Интернету этот значок стал незаменимым и на русских клавиатурах. В русском Интернете он получил название «собака».
Но до возникновения русского Интернета (как и вообще Интернета) было еще далеко. В 1970-е годы в США только еще создавалась первая межкомпьютерная сеть ARPANET. Заказчиком было правительственное агентство перспективных исследовательских проектов (Advanced Research Projects Agency — ARPA), откуда происходит и название сети. В программу ARPANET вкладывались крупные средства, и в разработке этой сети участвовали многие университеты.
Уже тогда стала очевидной грядущая польза от создаваемой сети. Университеты-разработчики были разбросаны по всей территории Соединенных Штатов, от атлантического до тихоокеанского побережья и от Канады до Лос-Анджелеса. Для сравнения: на карте России такой «кусочек» территории разлегся бы от Москвы до Красноярска и от Балтийского моря до Черного.
Однако большие расстояния, разделявшие участников проекта, словно бы исчезали после того, как исследовательские компьютеры подсоединялись к создаваемой сети. Электронная почта оказалась прекрасным средством коммуникации, сближающим всех, кто совместно работал над общим проектом. Никто в мире, кроме этих ребят, электронной почтой в таких масштабах не пользовался. Участников же проекта было не так много, чтобы связи между ними оставались слишком формальными. Все они чувствовали себя одним экипажем на борту парусника, который несется под наполненными ветром парусами в неизведанную даль, к золотой стране Эльдорадо.
Естественно, поэтому электронную почту использовали не только для служебных целей. С ее помощью можно было поздравить далекого коллегу с приближающимися праздниками или же с днем рождения. Или же поделиться радостью от победы бейсбольной команды, за которую ты с твоим корреспондентом, оказывается, вместе болеешь. И уж, конечно же, почему не высказать своего мнения о появляющихся на рынке новых компьютерах, которые вам обоим придется осваивать в скором времени?
Шел 1978 год. Гэри Туэрк (Gary Thuerk) работал в компании Digital Equipment (DEC). Сегодня эта компания уже не существует. Но в то время она была флагманом электронного машиностроения. Компания DEC производила замечательные миникомпьютеры PDP, а также не менее замечательные «большие» компьютеры VAX.
Гэри Туэрк был, во-первых, маркетологом, а во-вторых, он имел доступ к ARPANET. Поэтому он был первым, кто оценил коммерческий потенциал всеамериканской компьютерной сети, и первым, кто этот потенциал использовал. 1 мая 1978 года Гэри Туэрк устроил то, что сейчас называется массовой коммерческой рекламной рассылкой. Он разослал по 400 электронным адресам письмо, в котором сообщал о новой продукции компании DEC, а также о том, что 3 мая 1978 года состоится выставка, где эту технику можно будет увидеть в действии.
Расчеты Гэри Туэрка оправдались. Практически все его корреспонденты отреагировали на посланное письмо. Количество людей на выставке превзошло все ожидания. Уровень продаж превысил 13 млн. долларов. При этом затраты на рекламу оказались мизерными. Гораздо меньшими, чем если бы это пришлось делать, рассылая тем же 400 адресатам по почте буклеты и письма. За электронную почту, которая еще не числилась в списке услуг, предоставляемых широкой публике, вообще платить не пришлось!
Правда, поплатиться за свое открытие Гэри Туэрку все же пришлось. Не всем его письмо понравилось. Речь шла не о том, что Туэрк рассылал адресатам ненужную им информацию. Многие обратили внимание на то, что рассылка была произведена в рамках некоммерческого проекта, финансируемого правительством. Таким образом, Туэрк получил прибыль за счет американских налогоплательщиков. В Америке это серьезное нарушение. О котором честные налогоплательщики тут же сообщили администраторам проекта ARPANET.
Но первый в мире спамер отделался легко. Гэри Туэрка вызвали в управление связи министерства обороны и предупредили: больше такими вещами не заниматься! Он и не занимался. Однако звание первого в мире спамера осталось за ним. И Гэри Туэрк гордится этим званием до сих пор.
Само слово «спам» появилось в английском языке в 1936 году. Это аббревиатура одного из видов американских консервов, «SPiced hAM» («пряная ветчина»).
Вряд ли до 1969 года этим словом кто-либо пользовался. Но в 1969 году слово «спам» ушло в народ. Пряную ветчину на весь мир прославила британская комик группа «Монти Пайтон» («Monty Python»). Артисты разыграли десятиминутную сценку, в которой они повторили слово «спам» более сотни раз.
По сюжету этой сценки героям в одном из кафе усиленно предлагают попробовать пряную ветчину, которая, так или иначе, присутствует в любом подаваемом в этом кафе блюде. Даже чай предлагают с небольшим количеством спама. Сценка была уморительно смешная.
Роскомнадзор: сайт нарушает закон РФ
После этого слово «спам» вошло в обиходный язык, обозначая некий товар, усиленно навязываемый потребителю и, в общем-то, ему не нужный. После 1990 года, когда Интернет и электронная почта стали доступными всем, это словечко перебралось в интернет-жаргон. Здесь оно стало обозначать массовую назойливую и ненужную рекламную рассылку, распространяемую по электронной почте.
Интересный факт — по подсчетам специалистов спамерские письма сейчас составляют от 80 до 90% общего электронного трафика. То есть, оплачивая провайдеру услугу подключения к интернету, мы одновременно оплачиваем доставку в наш почтовый ящик информационного мусора.
Скоро канет спам в небытие. Фильтры почтовые у того же гугла отлично режут его
1 Ответить
Ну зачем провоцировать людей на отписку размещением такого приглашения вверху, да ярко выделенным?
Вообще все грамотно организованные рассылки стандартно размещают эту ссылку внизу рассылки, и кто хочет отписаться, обычно знает, где искать эту возможность. И как правило, редкая рассылка (мне по крайней мере так) приходит, если на нее не подписываешься.
Раздражают только рассылки без такой возможности. Но и с ними можно бороться, пометив как спам.
Сергей а почему для вас это стало безнадегой? Кто вас замучил ненужными рассылками, и в чем сложность прекратить это безобразие?
2 Ответить
Много спасибо за статью. "... и тут нам Марк Б. открыл глаза // а на ужасную историю про спам, про интернет." (по С)
Но в статье не раскрыта тема "Отписаться" от рассылок. Для меня это стало безнадюгой. Я уже предлагал "Отписаться" надо помещать в начале рассылки крупным сиреневым шрифтом.
В интернете много действующих норм и правил, почему не узаконить и ужесточить возможность отписаться от назойливых рассылок ?
Оценка статьи: 5
0 Ответить