Ну, а о том, что стоя на одном из этих полюсов, человек будет смотреть в любую сторону — или на юг, если он находится на Северном полюсе, или, соответственно, на север с Южного, — до этого я додумался сам. На любой из этих точек бывает только широта, и она обозначена одной и той же цифрой 90º00'00'', только в одном случае она северная, а в другом — южная, а вот долгота там отсутствует. Ну и еще одно небольшое отличие между ними имеется: Северный полюс находится в океане на глубине более четырех километров, а вот Южный — под толстым слоем льда в Антарктиде.
Интересна еще одна информация: смена дня и ночи там бывает только по два раза в год, а так по полгода там длятся или полярный день, то есть солнце совсем не заходит, или полярная ночь, когда, соответственно, оно вообще не поднимается над горизонтом. Знал я также, что полярной ночью температура там бывает за — 40ºС, ну, а «днем» она находится в районе 0ºС, это оба полюса как-то роднило.
Вот, располагая такой информацией, мы с супругой и поднялись на борт самого большого в мире атомного ледокола «50 лет Победы».
Честно признаюсь, я до сих пор не могу понять, что — нет, не заставило, а скорее завлекло нас в это путешествие. О покорении каких-либо земных полюсов мы никогда даже не задумывались, а тут на тебе, без всяких раздумий заплатили очень даже немаленькие деньги, и вот мы уже на борту атомохода. За год до этого мы совершили увлекательнейший круиз от Чукотки до Сахалина, и возможно, именно тогда нас укусила пресловутая «полярная муха»: мы заболели Севером, другого объяснения этому поступку мы не видим.
Но прежде чем рассказать о самом Полюсе, необходимо познакомить вас, хоть коротко, с историей возникновения ледоколов — самих судов, способных крушить лед на своем пути.
Следует отметить, что первые в мире ледоколы появились в России, что вполне закономерно и естественно, ведь у нас испокон века осваивается побережье Северного ледовитого океана. Вот краткий исторический перечень: в 1864 году русский инженер Бритнев изобрел наклонную форму корпуса ледокола, которая используется до настоящего времени; в 1870 году был спущен на воду первый в мире ледокол «Пайлот», который обеспечивал бесперебойное сообщение между Петербургом и Кронштадтом; в 1899 году был построен первый настоящий ледокол «Ермак», который достиг севера Шпицбергена на широте 81º21', а почти через 40 лет им же был установлен новый рекорд — 83º06' северной широты.
Затем был ледокол «Красин», который много лет обеспечивал навигацию вдоль северного побережья России; ледокольный пароход «Седов» исследовал Землю Франса-Иосифа; первый в мире атомный ледокол «Ленин» был построен в Ленинграде в 1959 году, а самый в свое время мощный атомный ледокол «Арктика» был первым надводным судном, достигшим Северного полюса.
Сейчас шесть атомных ледоколов работает на проводке судов по Северному ледовитому океану, а Россия — единственное государство, использующее энергию мирного атома в качестве топлива для ледокольного флота.
В 1990 году, в связи с небольшой нагрузкой в летние месяцы на атомный ледокольный флот, было принято решение выделять по одному ледоколу в качестве круизного судна и организовывать рейсы из Мурманска на Северный полюс с заходом на обратном пути на архипелаг Земля Франца-Иосифа. Желающих оказалось так много, что ровно за год до круиза раскупались все места, а пассажиры собирались в Мурманске буквально со всего света.
Вот и вместе с нами на борту оказались представители 17 государств: от таких как Германия, Франция, США, Россия, Канада, до Новой Зеландии, Малайзии, Австрии, Венгрии, Тайваня и других стран. Самыми большими в наш раз были делегации из Германии, Франции, России, Швейцарии и Тайваня. Всего на борту находилось 129 пассажиров и 140 человек членов экипажа и экспедиционного штаба.
Если до 1990 года на Северном полюсе смогло побывать считанное количество людей, не более 100 человек, и имена абсолютно всех известны и навсегда остались в истории, то теперь регулярные рейсы российских атомоходов с пассажирами на борту (для справки: «50 лет Победы» стал 32-м кораблем, побывавшим на Полюсе, а то путешествие, в котором мы его посетили, было пятнадцатым в истории ледокола), а также организация ежегодной российской арктической станции «Барнео», которая в апреле месяце высаживается на большую и надежную льдину в Северном Ледовитом океане, и члены которой в количестве до 1500 человек разными путями, кто на лыжах, а кто и на вертолете, добираются потом на Северный полюс, довели эту цифру до 20 с лишним тысяч жителей Земли.
Правда, недавно я узнал, что в связи с увеличивающимся количеством судов желающих пройти Северным морским путем из стран Юго-Восточной Азии в Европу, после 2015 года, на который уже раскуплены все путевки, Росатомфлот, владелец атомных ледоколов, приостановил круизные путешествия на атомоходах, и теперь кроме как через «Барнео», а оттуда вертолетом, обычным людям без специальной подготовки попасть на Полюс будет весьма проблематично.
Ну, а пока на Северный полюс попасть просто: заплати деньги, лишь бы места были, и тебя доставят в наилучшем виде с бокалом шампанского в руках и домашних тапочках на ногах, а вот еще полсотни лет назад были всяческие проблемы.
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...