• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Работа, карьера, бизнес
Профессионал

Дизайн - полет фантазии или расчетливая скрупулезность?

Дизайн (от английского — design) — замысел, план, намерение, цель; происходит от латинского слова designare — отмерять, намечать. Казалось бы, вполне четкое определение. Но почему-то многие считают, что дизайнер — это обязательно творческая профессия. Нет, дизайнер, в первую очередь, технарь. Он обладает набором технических приемов и знаний, позволяющих создать визуализацию идеи.

Pressmaster Shutterstock.com

Дизайн должен учитывать все аспекты использования продукта. Самое главное в дизайне — функциональность. Это касается всего спектра применения дизайна: автомобиль должен отлично ездить и быть комфортным, логотип обязан быть легко запоминающимся, а сайту необходимо показать посетителю кратчайший путь к желаемому разделу.

Никто не мешает выражать дизайнерам свои творческие порывы в свободное от работы время. Но, выполняя заказ, дизайнер должен учитывать желания клиента и оценивать удобство пользования продуктом, а не стараться сотворить красоту неописуемую.

Считать профессию дизайнера творческой свойственно людям, не относящимся к ней. Это нормально. Хуже, когда дизайнер сам считает себя творцом прекрасного и пытается навязать свои взгляды заказчику и потребителю.

Так делать нельзя. Во-первых, каждый заказчик уже знает, какой продукт он хочет получить на выходе. Единственное, чего он не может самостоятельно, так это визуализировать свое желание. И вот тут необходимы технические знания дизайнера, который на основе своего опыта будет предлагать заказчику варианты. Во-вторых, можно сколь угодно долго объяснять клиенту о значении перспектив и объема, можно убеждать его в необходимости применения неординарных подходов, можно даже обвинить клиента в отсутствии художественного вкуса. Это все не имеет значения. Заказчик определяет свое отношение к дизайну самым простым способом: нравится — не нравится. И все.

Нельзя навязывать свою точку зрения. Каждый человек видит мир по-своему, а точку зрения, схожую с точкой зрения дизайнера, поддерживают очень немногие. Нельзя объяснять что-то про современные тенденции. Потребители создают тенденции, а вовсе не дизайнеры. Тот продукт, что понравился, входит в тренд. Каждый продукт дизайна создается для извлечения экономической выгоды. А платят деньги самые обычные люди, и именно они решают, каким быть дизайну.

Тот дизайнер, что считает своей обязанностью сделать красивый продукт, в корне неправ. Прав тот, кто делает востребованный продукт. Правило «клиент всегда прав» работает в дизайне на сто процентов.

Личности, считающие себя творческими, могут сколь угодно долго охать по поводу отсутствия чувства прекрасного у большей части населения. Население четко определяет грани между изящностью и напыщенностью, оно хочет пользоваться тем, что нравится ему, а не тем, что предлагают полусумасшедшие особы.

Мир моды — яркое тому подтверждение. На показах новых коллекций модели дефилируют в жутких вычурных нарядах, которые срывают аплодисменты публики. Но это не признание. Это всего лишь чувство такта. Все сидящие на показе знают — 99% представленных моделей никогда не пойдет в производство. Поэтому коллекции неимоверно преображаются перед запуском в тираж, остаются лишь небольшие элементы, напоминающие о первоначальном замысле.

Можно возразить, что творческий дизайн просто опережает свое время. Это не просто пустые слова, это снобизм, основанный на презрении своих современников. И это ложь.

В пятидесятые годы на автомобильных выставках в США было множество концептов, «опередивших свое время». И где эти концепты сейчас? Те идеи не пришлись по вкусу потребителям тогда, не востребованы они и сегодня.

Конечно, футуризм необходим в дизайне. Но он нужен лишь для того, чтобы прощупать почву, определить, к чему готовиться в будущем, какие тенденции приемлет современное общество.

Если все дизайнеры поймут это, то нас перестанут окружат уродливые и низкофункциональные вещи, выражающие нетривиальный взгляд своего творца. Мы — простые люди и просто хотим, чтобы было удобно и радовало взгляд, а не бросало вызов окружающему миру.

Статья опубликована в выпуске 29.05.2014
Обновлено 29.01.2022

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Статья дала повод раздраконить дизайн автомобиля по кличке "Жук". Это яркий пример, когда функциональность, комфорт были отданы на заклание произвольно выбранной форме. Можно согласиться с "мордочкой" "Жука", но зачем же так придавливать и заужать багажник?

    Мне приходилось загружать этот ущербный багажник. О чём угодно думали дизайнеры, только не о вместимости багажника в угоду принятой форме. Если даже такое решение принято из соображений обтекаемости потока вощдуха сзади кузова, это не стоит тесноты багажника.

    Оценка статьи: 5

  • То же в профиль.

    Оценка статьи: 5

  • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 29 мая 2014 в 03:37 отредактирован 29 мая 2014 в 03:50 Сообщить модератору

    C порога отсылаю почитать мою статью-нетленку "Прикосновение к дизайну. Как это было?" и оставить компетентный отзыв.

    По статье что сказать? Всё разложено правильно. Статью украсили бы картинки-примеры удачных и НЕ решений.

    Попробую послать своё новейшее посягательство на дизайн - велопрцепчик. Полезные потребительские свойства его такие: 1. Он просторный в отличие маленьких и тесных, в нём можно возить ребёнка, если обложить мягкими матами(сорри)2. Колёса имеют коротходовую аммортизацию, чего ,как правило, не имеют другие. 3. Крепление к велику - форкопом без всяких ручек. 4. Он просто красивый и оч - оч лёгкий за счёт алюминиевого днища и пластика на боковинах 5. имеет удобные поручни спереди и сзади для переноски и крепления грузов.

    Примечание: колёсики на подшипниках скольжения от детской коляски. В планах заменить на больший диаметр с ш/подшипниками.

    Сорри за навязчивость, но хотелось бы предметного разговора на примере.

    Оценка статьи: 5