Эдди родился 3 октября 1938 года в городке Альберт Ли штата Миннесота. Уже в подростковом возрасте он чётко знал, что будет заниматься музыкой. Однажды мать Эдди, озабоченная тем, что сын днями напролёт играет на гитаре, сказала: «Неужели гитара — это главная вещь в нашем доме?» «Вещь? — обиделся Эдди. — Эта гитара — мой друг».
Поначалу юношу привлекал стиль кантри, но очень скоро он перепрофилировался на рок-н-ролл, который очаровал его жёстким ритмичным звучанием. Эдди собрал группу и попытался покорить Лос-Анджелес.
Первые пластинки успеха не имели, но вскоре на юношу обратил внимание продюсер Борис Петров. Он предложил Эдди сняться в музыкальном фильме 1956 года «Эта девушка не может иначе». Туда же были приглашены и другие рок-н-роллеры вроде Фэтса Домино и Литлл Ричарда. Специально для фильма Нед Фэртайд (штатный автор лейбла AMI) и Кокран записали знаменитый «Twenty Flight Rock». Тот самый «Рок 20-го этажа», который сыграл немалую роль в истории БИТЛЗ. Именно своим исполнением этой песни юный Пол МакКартни поразил юного Джона Леннона и положил начало их плодотворной дружбе.
«Twenty Flight Rock» имеет успех, и в 1957 году Эдди начинает работать на лейбле «Liberty». Тогда же выходит ещё один сингл — «Sittin' in the Balcony» («Сидя на балконе»), который стал № 18 в США.
Однако самые удачные хиты Кокран создал в сотрудничестве с Джерри Кейпхартом, который стал не только менеджером Эдди, но и его соавтором. Однажды весной 1958 года они собрались вместе и решили поджемовать. Эдди стал наигрывать гитарный ход, который так понравился Кейпхарту, что тот убедил Кокрана сделать из него законченную песню. За час песня была готова и на следующий день уже записана в студии.
Запоминающийся жёсткий рифф был не единственной изюминкой новой композиции. Не менее интересным было и её содержание. Уже в самом названии сочетались столь разные понятия, как Summertime (лето) и Blues (грусть, хандра). Несмотря на мажорную мелодию, Кокран пел от лица молодого человека, вынужденного всё летнее время пахать в попытке заработать «рваный доллар». Он даже хочет пожаловаться на свою проблему в ООН и звонит своему конгрессмену. Но тот лишь разводит руками: «Рад бы помочь, сынок, но ты слишком молод, чтобы голосовать». Таким образом, Кокран умудрился затронуть в песне нехарактерную для раннего рок-н-ролла социальную проблематику, хотя и подал её с изрядной долей иронии.
Джерри Кейпхарт:
«Существовало множество песен о лете, но не было ни одной, где говорилось бы о его горестях. Среди всех сезонных песен о лете никогда не было блюза. Были о зиме, осени…».
Летом (а когда же?) 1958 года «Summertime Blues» вышла синглом и добралась до 8-й строчки американского и 18-й британского хит-парадов. «Летняя хандра» стала самым большим достижением Кокрана в США и до сих пор остаётся самой известной из его песен.
Впоследствии на неё было создано немало каверов, однако самым необычным и успешным стал кавер группы BLUE CHEER. Он был записан в 1968 году и по-хорошему шокировал многих слушателей. В руках BLUE CHEER рок-н-ролл Кокрана превратился в тягучий и шумный хард-боевик с характерными гитарными запилами и барабанными дробями. Этот кавер стал высшим достижением BLUE CHEER за всю карьеру (№ 13 США), а некоторые критики считают его одной из первых записей в стиле хард-рок.
Но вернёмся на 10 лет назад…
В конце 1958 года Кокран с Кейпхартом записывают ещё один ударный рок-хит «C'mon Everybody» («Давайте все вместе»). Ритмически он чем-то походил на «Summertime Blues», однако текст был более традиционным — про веселье на вечеринке. В США песня большим хитом не стала (№ 35), зато отлично пошла в Англии (№ 6). Чувствуя, что на родине его популярность снижается, Кокран переносит свои основные гастроли в благодарную Великобританию.
Надо сказать, что в конце 1950-х это была общая тенденция. Когда 3 февраля 1959 года в авиакатастрофе разбились Бадди Холли, Ритчи Валенc и Биг Боппер, американский рок-н-ролл за один раз потерял три своих «звезды». После чего его популярность в США резко упала, зато в Британии только набирала силу.
Под впечатлением от трагедии Кокран напишет балладу «Three Stars» («Три Звезды»), даже не подозревая о том, что вскоре присоединится к загробному сонму рокеров…
Весной 1960 года Эдди гастролировал по Британии вместе со своим американским коллегой Джином Винсентом. 16 апреля такси, в котором находились Винсент и Кокран со своей невестой Шарон Шили, на огромной скорости врезалось прямо в фонарный столб. По горькой иронии судьбы не пострадал только один человек — водитель. Шили и Винсент получили травмы (последний особенно тяжёлые). А вот Кокран, попытавшийся в момент аварии прикрыть невесту, был выброшен из машины и вскоре от полученных травм скончался. Позже у злополучного столба на Роуден Хилл (Чиппенхем) была установлена мемориальная доска памяти Эдди.
Знающие люди говорят, что со смертью Кокрана мировой рок-н-ролл потерял не только замечательного автора-исполнителя, но и ценного музыкального новатора. Известно, что Эдди одним из первых в рок-н-ролле стал экспериментировать с технологией записи — например, сам исполнял партии нескольких инструментов и записывал их наложением. Сам Кокран при жизни не раз говорил, что если ему не суждено стать рок-звездой, то из него получится отличный студийный музыкант.
Заинтриговало название... Ну, думаю, щас подпою какому-нибудь блюзу горестному. А ведь нет!.. Сидя на стуле начал ёрзать - типа пританцовываю. Английского не знаю даже со словарем - только музыка и тембр голоса. Очень понравилось!
Текст - как всегда - выше всяческих похвал.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Вячеслав Старостин,
Спасибо!
А что до музыки - так рок-н-ролл всё-таки!
0 Ответить
Для пытливых и любознательных:
читать дальше →
1 Ответить