Был в этой стране свой великий герой и свой звездный час. Случилось все это в XV веке, когда правили там османские владыки. Жил в то время один из влиятельных местных вельмож по имени Георгий Кастриоти, вошедший в историю под разными именами: Искандер-бей зовут его в Турции, а у нас он же известен как Скандербег, так его прозвали турки, памятуя о великом Александре Македонском. Так вот, в ноябре 1443 года Скандербег объявил себя главой княжества Кастриоти.
Заключив военно-политический союз с Венецией и вождями разных племен («Лига Лежи») и располагая небольшим кавалерийским отрядом, базировавшимся в городе Круя, он развернул партизанскую войну в Северной Албании. Нанеся поражение войскам Османской империи в 1449 и 1451 годах, Скандербег был признан султаном Мехмедом II в качестве правителя Албании. Даже после смерти Скандербега в 1468 году сопротивление туркам не прекращалось, и только в 1571 году пали последние оплоты албанцев. Оставшееся в Албании население было вынуждено в большинстве своем под страхом смерти принять ислам.
Эту историю многие из нас помнят по прекрасному фильму Сергея Юткевича «Великий воин Албании Скандербег». Албанцы хорошо знают свою историю, поэтому на гербе страны изображен чёрный двуглавый орел под историческим шлемом Скандербега с нашлемником в виде козлиной головы на красном щите, при этом двуглавый орел — символ свободы и независимости, известен в Албании с XV века.
Но даже во время турецкого владычества северная Албания с ее непроходимыми горами сохраняла полунезависимый режим. Это дало возможность в начале уже XX столетия, когда шли знаменитые освободительные Балканские войны, поднять в марте 1912 года в северных горных районах восстание, распространившееся затем на территорию всей страны. К середине августа албанские повстанцы заняли города Скопье, Дибра, Эльбасан, Пермети и ряд других. Что после этого оставалось делать туркам? Они были вынуждены пойти на перемирие, после чего предоставили ограниченную автономию, но не всей Албании как стране, а лишь объединению нескольких ее регионов. Чтобы помешать соседям отхватить для себя лакомые куски воюющей страны, албанские лидеры, собравшись во Влёре, 28 ноября 1912 года провозгласили всю Албанию независимой и сформировали временное правительство во главе с Исмаилом Кемаль-беем.
Напомним, что все это произошло еще до Первой мировой войны, и никто албанцам не помогал скинуть с себя турецкое ярмо. Вот тут и возник самый трудный вопрос. А как добиться международного признания суверенитета Албании и утвердить ее границы, учитывая, что Сербия надеялась получить выход к Адриатическому морю, захватив центральную Албанию, Черногория стремилась приобрести Шкодер, а Греция мечтала присоединить районы Гирокастра и Корча? И все эти надежды и мечты возникли не на пустом месте — их открыто поддержали Франция и Россия. В противовес им Италия и Австро-Венгрия, понимая, что позиции России на Балканах и без того усилились, выступили против. Они предпочитали иметь дело с независимой Албанией, которая могла бы помочь сохранить равновесие политических сил в Адриатическом регионе.
В декабре 1912 года состоялась знаменитая Лондонская конференция великих держав, к которым относились Австро-Венгрия, Великобритания, Германия, Италия, Россия и Франция, и на которой в ряду многих вопросов, возникших в итоге Балканской войны, был рассмотрен и албанский. Принятое решение — парадоксально по своей сути, и является замечательной иллюстрацией, что великим державам плевать хотелось на нужды и чаяния малых народов, они все делают только под себя, создавая при этом многочисленные проблемы в будущем.
Решение было таким: признать автономию Албании в качестве наследственного и нейтрального суверенного княжества под гарантией великих держав с прекращением всех форм зависимости от Турции. Однако при этом размеры Албании сократились вдвое: Косовская равнина, где проживало несколько сотен тысяч албанцев, отходила к Сербии, район Печа и Дьяковицы достался Черногории, которая взамен должна была возвратить Шкодер, а Греция получила Чамерию, населенную албанцами.
Ладно, хорошо хоть так, но тут началась Первая мировая война, и она тяжелым утюгом прокатилась по молодой стране. Кто только не нападал — вторжения следовали одно за другим: то итальянцы, то греки, за ними черногорцы, сербы, и снова все повторялось и повторялось. Однако Албания выстояла и после окончания военных действий приступила к политическим и экономическим преобразованиям. За два десятка лет после окончания войны удалось провести ряд реформ и превратить многоклановую страну, с практически феодальной системой управления, в некое подобие цивилизованного государства.
В самом начале Второй мировой войны, уже в 1939 году, Италия оккупировала Албанию. Итальянская армия в количестве 50 тысяч человек высадилась в портах Дурреса, Влёры, Шенгини и Саранды. После непродолжительного сопротивления итальянские войска заняли Тирану, а на следующий день — Шкодер и Эльбасан. Оккупация страны была завершена 10 апреля.
Сразу же после итальянского вторжения в Албании, так же как и во всех оккупированных государствах, было развернуто движение Сопротивления против марионеточных режимов. Уже в 1940 году началось формирование антифашистских партизанских чет (отрядов). Отдельные группы албанских коммунистов 8 ноября 1941 г. основали Коммунистическую партию Албании, секретарем которой стал Энвер Ходжа, бывший учитель, получивший образование на Западе.
К концу 1942 года в стране действовало свыше 20 партизанских чет, не считая крестьянских отрядов самообороны, контролировавших ряд районов юга и центра. На освобожденной территории устанавливалась власть национально-освободительных советов. К осени 1943 года коммунисты взяли под свой контроль большинство южных городов Албании, кроме Влёры. В октябре 1944-го страна была полностью освобождена от фашистов.
Следует отметить, что, несмотря на тяготы военного времени, в жизни Албании были и положительные моменты. Дело в том, что после захвата в 1941 году державами «Оси» Югославии и Греции Албании были возвращены Косово и Метохия, некоторые районы Западной Македонии (Дебар и Струга), принадлежавшие Югославии, часть Черногории, а также округ Чамерия в северо-западной Греции.
Однако после окончания Второй мировой войны состоялась очередная перекройка Европейских границ. Советский Союз по просьбе Иосифа Броз Тито настоял на передаче Косовского края вместе с почти двумя миллионами проживавших там албанцев создающейся молодой Югославской федерации.
Я помню этот фильм «Великий Воин Албании Скандербег».
Правда помню только, как Скандербег побратался со своим другом: они порезали себе палец (или ладонь), кровь смешали с вином в красивом серебрянном бокале и выпили. Фильм исчез после того, как Ходжу объявили фашистом. И хотя, я думаю, легче назвать тех деятелей, кого Россия не называла фашистами, чем тех, кого называла, но, если поставить знак равенства между фашистами и коммунистами, то, конечно, Ходжа был фашистом.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Владимир, благодарю за интересную статью.
С уважением,
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Людмила Белан, спасибо большое
0 Ответить