• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Юлия Индиктор Мастер

Евгений Евтушенко. Каково быть классиком при жизни?

Если научный термин «коэффициент цитирования» применить к нынешней поэзии, на первом месте, несомненно, будет Е. Евтушенко — самый популярный поэт второй половины XX века. Однако говорят, что автор, признанный современниками, лишь «кандидат» в классики, а там, мол, жизнь покажет. Что ж, в таком случае я выдвигаю кандидатуру своего любимого поэта на роль классика.

«Прославленный не по программе и вечный вне школ и систем, он не изготовлен руками и нам не навязан никем». Б. Пастернак «Ветер».

Это написано о Блоке, но является, видимо, общей поэтической формулой, которая характеризует путь художника к репутации классика, которая создаётся стихийно, в соответствии с мнениями и интересами широкой читающей публики, а не по чьим-то указаниям. Что из того, что Сталин в 1935 г. провозгласил Маяковского «лучшим, талантливейшим поэтом советской эпохи» и присудил премию имени себя?

Кумиры своего времени — далеко не всегда классики: так при Пушкине считали классиками и предрекали вечную славу журналисту и писателю Ф. Булгарину и автору «нравоописательных» романов П. Боборыкину, а при Чехове — драматургу И. Потапенко. Сейчас их имена и творчество знакомы лишь специалистам-литературоведам.

И наоборот, в истории часто встречаются случаи слепоты по отношению к тому искусству, которое потом провозглашается великим. Так после веков забвения лишь в XIX столетии обрёл второе рождение Боттичелли. Интерес к музыке Баха возник почти через век после смерти великого композитора. И таких примеров не счесть.

«Когда поэт жив, понять, что он классик, могут лишь немногие. Чтобы понять, как он талантлив, нужно представить его мёртвым», — горько шутил Ж. Ренар.

Е. А. Евтушенко не надо было умирать, чтобы все и при его жизни поняли, что он великий поэт. Двадцать поэм, повести и романы, мемуары, публицистика, более 50 песен, многие из которых считаются народными, киносценарии, работа режиссёра и актёра — всё это говорит о нём как о плодовитом авторе и неутомимом труженике. Но, конечно, самое главное — это его стихи. За 60 лет (с 1953 г.) вышло почти 50 сборников! А сколько он провёл поэтических концертов, восстановив традицию Маяковского выступать перед широкой публикой!

По мнению американского журналиста М. Бузукашвили, два самых впечатляющих, самых сильных по воздействию стихотворения XX века — «Если» (1910 г.) Р. Киплинга и «Бабий Яр» (1961 г.) Е. Евтушенко.

…Будучи студентом Литинститута, Евтушенко был направлен на практику в многотиражку на строящуюся Каховскую ГЭС. Здесь он познакомился с писателем-киевлянином Анатолием Кузнецовым, который взялся показать ему Бабий Яр — огромный овраг длиной более 2 км и глубиной до 50 м, место массовых расстрелов в 1941 г. Здесь фашисты погубили более 150 тыс. человек, в основном гражданское население — евреев, цыган, а также военнопленных.

Евтушенко был потрясён, не найдя на месте гибели людей даже небольшого памятного знака. Мало того, весь Бабий Яр был превращён городскими властями в гигантскую свалку. В эту ночь и было написано то самое стихотворение, прорвавшее заговор молчания вокруг Бабьего Яра и событий Холокоста.

Всё молча здесь кричит, и, шапку сняв,
Я чувствую, как медленно седею.
И сам я, как сплошной беззвучный крик,
над тысячами тысяч погребённых.
Я — каждый здесь расстрелянный старик.
Я — каждый здесь расстрелянный ребёнок.
Ничто во мне про это не забудет!
…Еврейской крови нет в крови моей.
Но ненавистен злобой заскорузлой
я всем антисемитам, как еврей,
И потому — я настоящий русский!

На друзей-поэтов стихотворение произвело сильное впечатление, но они в один голос заявили, что ни одна газета его не напечатает. Набравшись смелости, Евтушенко понёс его редактору «Литературной газеты» В. А. Косолапову. Он, бывший фронтовик, считался человеком честным и смелым — недаром фрондирующую «Литературку» выписывала почти вся советская интеллигенция.

Валерий Алексеевич Косолапов
Валерий Алексеевич Косолапов
Фото: ru.wikipedia.org

Косолапов прочитал «Бабий Яр» и сказал молодому поэту: «Спасибо за прекрасные стихи. Но чтобы их напечатать, я должен посоветоваться с женой, это должно быть семейное решение». «Но почему?» — удивился тот. Ответ был коротким: «Потому что меня уволят».

Действительно, вскоре приехала жена Косолапова и на полчаса заперлась с мужем в кабинете. Когда она вышла, глаза её были заплаканные, но, подойдя к измученному ожиданием поэту, она погладила его по голове и сказала: «Не волнуйтесь, Женечка, всё будет в порядке. Мы решили быть уволенными».

Появившийся в «Литературке» «Бабий Яр» произвёл эффект разорвавшейся бомбы. Я до сих пор помню ошеломлённые лица моих родителей — этого не может быть, потому что не может быть никогда! За неделю стихотворение было переведено на 72 языка и опубликовано во всех ведущих газетах мира. На имя поэта приходили мешки писем со словами поддержки, а нередко и с угрозами. Студенты московского университета установили у дома Евтушенко постоянную охрану. «Поэт в России больше, чем поэт» — этой фразой он сам напророчил себе судьбу.

Евтушенко повезло — ему досталось более «вегетарианское» время. Хотя носители либеральных идей и признавались угрозой для государства, масштабы уже были несопоставимы: при Сталине теряли жизнь, при Хрущёве и Брежневе — свободу и возможность жить на родине.

«Написать „Бабий Яр“ было меньшей смелостью, чем его напечатать», — говорил Евтушенко. Косолапова, естественно, уволили, но через пару лет реабилитировали и назначили на должность редактора «Нового мира». И теперь уже этот толстый журнал печатал «крамолу», а читатели передавали его из рук в руки и зачитывали до дыр.

Е. А. Евтушенко, этот Д`Артаньян русской поэзии, преодолевая тяжёлую болезнь, продолжал работать много и продуктивно: после чрезвычайно успешной антологии «Строфы века» была завершена работа над пятитомной антологией «10 веков русской поэзии». И, конечно, он до последних дней продолжал писать прекрасные стихи, «продиктованные, как всегда, или чувством любви, или чувством стыда».

Умер поэт 1 апреля 2017 года…

Статья опубликована в выпуске 14.07.2014
Обновлено 18.08.2022

Комментарии (8):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 14 июля 2014 в 10:44 отредактирован 14 июля 2014 в 10:45 Сообщить модератору

    При том что Е.Евтушенко - безусловно поэт, и поэт замечательный, в статье слишком много восторга и женской экспрессивности на основе популярных легенд - либо восхищаться, либо ненавидеть.
    Удивить его стихи о Бабьем Яру могли только дей-но заскорузлых и зазомбированных - нет в них какой-то кричащей откровенности.

    "Д'Артаньян - русской поэзии"? Странное сравнение.

    Статье рад: не глянец, и за это спасибо-)

    • Игорь Ткачев, я не знаю, когда вы первый раз прочитали "Бабий Яр". Я отношусь к тем, кто читал его в день публикации из первоисточника. Это была настоящая бомба. Стихотворение невольно запомнилось и я его до сих пор помню почти полностью наизусть. Шум вокруг него был не меньшим, чем вокруг "Наследников Сталина". Я не могу припомнить больше ни одного произведения тех времен, которые могли бы по публичной значимости сравниться с этими стихами Евтушенко. Ну может быть "Бухенвальдский набат", да и то не из-за текста, а из-за музыки Мурадели и потрясающего исполнения Магомаева. Или "Журавли" Гамзатова, опять же вкупе с Френкелем и Бернесом. Кстати сказать, сразу же после публикации этих двух стихотворений Евтушенко, их не печатали в СССР долгое время. Я в то время собирал все публикации ЕАЕ, и внимательно следил за тем, что происходило вокруг него, поэтому помню как он сам воспринимал негативное отношение руководства страны к обоим этим своим стихам, и даже старался не очень-то их читать на своих публичных выступлениях. Мне пришлось приложить немало усилий, чтобы он поставил автограф на книге "Наследники Сталина", вышедшей в Лондоне в издательстве Флегон Пресс в то самое время. Однажды он запустил этот сборник через фойе Дворца культуры Станкина с криком "Я эту книгу не подписывал в печать". Лишь через несколько лет он смилостивился и автограф все же поставил. Возможно я соберусь как-нибудь с силами и напишу свои воспоминания об этой истории.
      А считать ли Евтушенко классиком? Вопрос очень сложный, но, если таких поэтов как Евгений Александрович, не причислять к классикам при жизни, то в отечественной поэзии послевоенных времен ХХ столетия можно вообще остаться без оных, поскольку Ахматова, Пастернак, Твардовский и Исаковский, которые вне всякого сомнения причислены к этому лику, поэты первой половины века. Я за то, чтобы отнести к классикам Евтушенко, но это мое личное, возможно единичное мнение, а решать будут после него и нас тоже будущие поколения, которые будут смотреть на его творчество уже отстраненно, а не так предвзято как мы, современники.

      Оценка статьи: 5

      • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 15 июля 2014 в 17:29 отредактирован 15 июля 2014 в 18:01 Сообщить модератору

        Владимир Жестков, для вас это была бомба, поскольку, могу предположить, вы жили в башне из слоновой кости и не подозревали ничего об истинной природе человеческой. Или вы ожидали, что и все испытают идентичные вашим эмоции? Это, мой друг, не от ЕвтушенкоВ зависит. Это зависит он наших, в лучшем случае наивности, в обычном - глупости и невежества.
        Удивляются ведь некоторые тому, что люди на войне в чудовищных муках гибнут не знамо за что. А многие и жизни проживают, думая, что булки на деревьях растут.

        Перечисленные Вами произведения замечательны. Но откровениями они часто являются для дураков, требующих, чтобы им словами или музыкой глаза открыли - надавили на эмоцию, открыли третий глаз. И кто откроет - тот Евтушенко.
        Это упрек не ЕвтушенкаМ. Это констатация некоторых из нас.

        ПС Кстати, я наблюдал, как у некоторых особо ретивых, желание поставить Евтушенко памятник при жизни менялось на ненависть, после прочтения его чеченских стихов. Читали?
        И это снова, не претензия Евтушенко. Это о нашем "уме".

  • Николай Макеев Читатель 14 июля 2014 в 10:01 отредактирован 26 мая 2018 в 19:43 Сообщить модератору

    Евтушенко и близко к классикам не стоит.Просто хороший поэт.

  • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 14 июля 2014 в 02:36 отредактирован 14 июля 2014 в 02:37 Сообщить модератору

    Мне нравится его "Старинное танго" в исполнении И.Кобзона.
    Он всё жизнь оставался резонабельным ко всем превратностям событий.Я помню его стихотворение о Карабахе, о женщинах, умоляющих о мире.

    Оценка статьи: 5

  • Я не отношусь к восторженным почитателям Е.Евтушенко хотя бы потому, что он - поэт предыдущего поколения. А сейчас, через пятьдесят почти лет, даже то, что мне у него нравилось, душу не тревожит. А ведь для поэзии это - гланое, не правда ли? Между тем, поэт замечательный, в историю вошедший в любом случае. А если принять во внимание, что Евтушенко и поэты его поколения "запели" по-новому и о новом, то его творчество - несомненно важный этап в поэзии.

    Оценка статьи: 5