Утро. Большая комната. Прямо перед зрителем — дверь в прихожую. И дальше — еще одна дверь, во дворик, за забором которого видны кусты, деревья, крыши соседних домов. Рассеянный свет падает из окон и из открытой на улицу двери: видимо, солнце пробивается сквозь плотный туман.
Обстановка не нищенская, но и не роскошная. Справа — альков, закрытый портьерой с ламбрекеном. Прямо перед зрителем — пара стульев с кожаными спинками и сиденьями, отделанными мебельными гвоздями. Слева под окном — расписной кувшин на столике с массивными точеными ножками. Над дверью и на простенке справа — картины. Под витражом, отделяющим прихожую от спальни, и слева вдоль стен на той же высоте наклеены дельфтские изразцы*. Пол в комнате выложен терракотовой плиткой, в прихожей — орнамент из черной и белой плитки.
Занавеска витража из плотной блестящей ткани подвешена на металлическом пруте, лежащем на кронштейнах: один закреплен на стене, второй — на косяке двери. (Дотошный художник изобразил даже дырки от вылетевших из витража кусочков стекла.)
На фоне темной портьеры алькова — светлое пятно: женщина с простыней в руках, на спинке стула висит покрывало из плотной ткани с каким-то рисунком. Она перестилает постель, проветривает белье. Может быть, она будет менять то, что лежит под простыней — справа от нее видны соломинки (можно представить, какое количество сена или соломы требуется для такой постели — воз!).
Как это ни странно, но почти в центре картины — ночной горшок (металлический, у него тонкая ручка)**.
Мама улыбается своему ребенку, который собрался удрать на улицу поиграть с мячом (держит в левой руке) и стоит у открытой двери. У дитяти — проказливое выражение лица, вот-вот выйдет и закроет за собой дверь.
Еще несколько минут — кровать будет приведена в порядок, горшок будет опорожнен и отправлен на место. Что будет делать мама после этого — неизвестно, но вероятнее всего — займется своим радостным ребенком.
* Дельфтский изразец в те времена был своеобразным «миром чувственных вещей в картинках» (выражение Яна Амоса Коменского, в 1658 году издавшем первый в истории иллюстрированный учебник с таким же названием), энциклопедией, относительно дешевой и доступной. Изразцы расписывались вручную, рисунки были самые разнообразные: изображение профессий, детских игр, морских судов, библейских и евангельских сюжетов… Размер плиток был приблизительно 120×120 мм. На такой площади их умещалось штук 200−300, и все — с разными рисунками. Естественное любопытство детей заставляло родителей отвечать на вопросы. Это и было начальное семейное образование.
** Может быть, это дань традиции голландских живописцев, которые во многих картинах изображали отправление естественных надобностей.
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...